"Русский джокер" Франсуазы Саган. Постановка Леонида Трушкина
Этот спектакль, конечно же, многие ждали с пристрастным любопытством. Режиссерский дебют Леонида Трушкина в качестве художественного руководителя Театра на Малой Бронной должен был выявить его уже сложившееся отношение к труппе и возможностям этого театра. Он и выявил, яснее некуда. Но об этом чуть позже. Потому что этот спектакль безусловно нужно рассматривать с двух полярных точек зрения - его автономной художественной ценности и контекста Театра на Малой Бронной. К сожалению, объединить эти точки зрения оказалось невозможно.
Леонид Трушкин, весьма крепкий и профессиональный режиссер, давным-давно нашел собственную нишу творчества, в которой чувствует себя весьма комфортно. Создав частный Театр Антона Чехова, он привык обходиться без постоянной труппы, привлекая для участия в своих спектаклях тех или иных звезд, способных принять язык режиссера. Впрочем, и эти звезды вскоре составили некий костяк не существующей на бумаге "труппы" Трушкина. Он всегда предпочитал достаточно качественную драматургию и лишь в последнее время начал разбавлять ее вещами чисто коммерческими. Однако принцип коммерческого зрелища существовал у него всегда, что для частного театра вполне закономерно.
Новый проект Трушкина по сути и форме абсолютно вписывается в ту постановочную систему, которую он сам для себя придумал. Оригинальная пьеса Франсуазы Саган, российскому зрителю незнакомая. Сценографический минимум, видимо, сделанный без участия художника. Изящные одеяния от Светланы Синицыной. Небольшая команда приглашенных артистов (Олеся Судзиловская, Глеб Подгородинский, Александр Усов, Борис Дьяченко и Галина Петрова плюс играющая с ней в очередь единственная представительница Малой Бронной Людмила Хмельницкая). Неагрессивность постановочных приемов, адресованных прежде всего актерам.
Результат получился неоднозначным, как, впрочем, во многих последних спектаклях Леонида Трушкина, будь то "Морковка для императора" или "Все, как у людей". Быть может, в этом отчасти "виновата" Саган, сильно проигрывающая самой себе в качестве драматурга. Ее конек - психологическая вязь интимных переживаний, укорененных в непростых и порой странных перипетиях собственной женской судьбы. Но то - в прозе. А ее пьесы - непритязательные, салонные истории, зачастую с надуманными сюжетами и картонными героями. Актерам надо очень постараться, чтобы все-таки придать им живое человеческое обличье.
В том, что пьеса "Счастье, нечет и пас", значительно переработанная для спектакля "Русский джокер", имела крайне скудную сценическую историю, есть свой резон. Псевдорусская графская семейка, кочующая между имениями в Казани и Одессе и петербургским домом, выглядит весьма карикатурно, под стать замечательному "русскому" имени Ангора героини О.Судзиловской. Один из братьев, Игорь (Г.Подгородинский), - игрок и ревнивец-убийца, другой - Владислав (Б.Дьяченко) - пребывает в алкогольной депрессии от разбитой любви к юному гусару. Ангора (О.Судзиловская) тоже мается в поисках большого и светлого чувства, при этом периодически отдаваясь кому-то на стороне. Графиня-мать (Г.Петрова) - то ли недовоплощенная Раневская, то ли шумная одесская тетушка. И наконец, юный фат Владимир (А.Усов), активно играющий в разочарованного "юного Вертера".
Честно признаться, на спектакле порой возникает ощущение, что даже опытный Леонид Трушкин до конца не понимает, что делать со всей этой компанией. Смеяться ли над ней, иронизировать или посочувствовать? А бог их знает. По крайней мере, какой-либо доминирующей интонации, здесь крайне необходимой, уловить нельзя. Равно как и прояснить жанр данного действа. Согласитесь, обозначенный в программке "пасьянс без антракта" - не более чем умозрительная фразочка, обозначающая разве что привлекательную краткость действия. А сборной актерской команде не притертых друг к другу исполнителей здесь совсем бы не помешала четкая определенность режиссерских помыслов и замыслов.
В отсутствие таковой каждый поневоле начинает играть свое - в меру собственного понимания происходящего. И этот разнобой (причем и качественного толка тоже) уводит еще дальше от какой-либо внятности восприятия. И если воспитанник Малого театра Глеб Подгородинский начинает удивлять подробной психологической проработанностью характера своего Игоря, словно выписан он не рукой Саган, а по меньшей мере Достоевским, как тут же Борис Дьяченко сведет все к снисходительной ироничности и над своим Владиславом, и над всем прочим. Хорошая актриса Галина Петрова большей частью сочно и гротесково играет немудрящий анекдот, а красавица Олеся Судзиловская старательно, картинно и заторможенно - вариант салонной гламурной драмы. Молодому и талантливому Александру Усову и вовсе приходится вести неравную борьбу с самим собой - менять эффектное и загадочное начало на банальность развития и финала.
Но все это в принципе - дело обычное. "Русский джокер" - не вполне хорош, но и не так уж и плох. Крепкий средний спектакль антрепризного толка, на который, вероятно, пойдет публика, привлеченная именами Саган и актеров. Но вопрос, вынесенный в заглавие данных заметок, куда острее. Кажется, до этого дня прецедентов не было, чтобы в премьерном спектакле нового худрука не было занято ни одного (!) артиста данной труппы (Л.Хмельницкая премьеру, естественно, не играла). Да, современный московский театр неудержимо тянется в организационном, да и качественном смысле, к одной большой антрепризе. Но приходящими звездами все-таки принято разбавлять "местных" актеров, а не заменять их в полном составе.
Говорят, что Леонид Трушкин честно пытался поначалу работать со "своими", но содеянное его качественно не удовлетворило. Репетиции были приостановлены, а потом возобновлены с новым актерским составом, который мы и увидели. Но ладно бы Трушкину удалось безоговорочно убедить всех в правильности и обоснованности своих действий. Чтобы все дружно восхитились и ткнули пальцем в сторону "бездарных малобронновцев": смотрите, мол, как надо играть! Учитесь и совершенствуйтесь! Так ведь нет. По-настоящему хорошо здесь пытаются играть разве что Подгородинский да Усов (в течение первых двадцати минут). Все остальные - ничем не лучше "коренных" артистов Малой Бронной (если судить по этому спектаклю, разумеется).
Оно, конечно, можно сказать, что "Русский джокер", поставленный на бюджетные средства Театра на Малой Бронной, в его репертуаре и останется. И деньги публика понесет сюда же, в театральный карман. Но при нашей не вполне совершенной, но все же никем пока не отмененной государственной стационарной системе как-то странно измерять ценность театра одним только зданием, не учитывая его человеческо-актерского наполнения. Оно, конечно, не всегда может вызвать бодрый оптимизм. Но и подобный пессимизм тоже вряд ли.
Понятно, что нынешняя премьера - особый случай. И другие режиссеры, а может, и сам Трушкин впоследствии будут поступать не столь радикально. И все же положение худрука, наверное, к чему-то обязывает. И если уж этот груз добровольно взвален на довольно крепкие режиссерские и организационные плечи, то стоит ли его безнаказанно сбрасывать при первых же трудностях?
Ирина Алпатова
Культура
29 марта 2007 года
http://www.selavi.ru/