10 марта 2001
2062

Любовь Мухачева: `Мы - за родину, а вы - за деньги...`

Человека-легенду, олимпийскую чемпионку 1972 года Любовь Мухачеву в Апатитах считают своей.

Отсюда она поехала на Олимпиаду в Японию, сюда же и вернулась. Что о ней знают жители Апатитов и Мурманской области сейчас? Ничего, за исключением того, что именно она в эстафете 3x5 км обеспечила победный отрыв от соперниц, а ее подруги Алевтина Олюнина и Галина Кулакова завершили дело.

Каждому жителю Апатитов знакома фотография, сделанная на встрече Любови Мухачевой после возвращения из Японии. И, конечно, знакомо имя ее тренера и мужа Алексея Мухачева, много лет работавшего в Апатитах.

Любовь Андреевна прожила в Апатитах семь лет, уехала в Ленинград и лишь недавно она снова наведалась в город, для которого стала легендой.

Мухачеву пригласил Апатитский спорткомитет и организовал ей встречу с давними подругами-соперницами, ветеранами спорта из городов Мурманской области.

Как складывалась жизнь человека-легенды - ведь была у нее не только победа в Саппоро?
"Чуть не умерла на трассе"

Любовь Мухачева (Осипова) родилась в Ленинградской области, в Бокситогорске, воспитывалась в интернате. Говорит, что занималась всем понемногу и ничем конкретно лет до пятнадцати. Лыжи не любила, но случайно выиграла интернатские соревнования, поехала на районные, пробежала не только лучше всех девчонок, но выиграла и у парней. Услышала обрывок разговора о том, что "она, наверное, срезала", и завелась: "Да я чуть не умерла на этой трассе!.." Решила доказать, что победа не случайна, еще не зная того, что доказывать это ей предстоит много лет.

Попав в сборную Ленинградской области, приехала в Мурманск на праздник Севера школьников, вошла в шестерку лучших. Потом была победа на первенстве Ленинграда и неслыханный по тем временам приз - бамбуковые лыжные палки и шапочка с надписью "Динамо".

Дефицитом было абсолютно все: однажды тренер дал лыжи, клееные, 2,05 длиной. Никто толком не понимал, что это значит, но решили, что очень хорошие! Сломала их на первом же спуске и боялась показаться на глаза тренеру. Доводилось бегать (и даже выигрывать!) на "поведенных", то есть кривых лыжах.

Приехала в Мурманск, поступила в пединститут. Это было в 1966 году. Воспоминания о столице Заполярья у олимпийской чемпионки остались не самые радостные. Она рассказывала, как преподаватели института скрывали от нее вызовы на соревнования - зачем, мол, от учебы отвлекать! Люба решила тренироваться самостоятельно, и на первых же соревнованиях по легкой атлетике выиграла две дистанции, забрала документы из пединститута и поступила в институт имени Лесгафта. Вскоре стала победительницей праздника Севера, тогда ее и заманил в Апатиты, которые еще по привычке называли Новым Городом, Алексей Мухачев.
Родина не ценила героев

Что происходит сейчас в российском лыжном спорте? Любовь Алексеевна далека от оптимизма:

- В женской сборной произошла смена, одни ушли, другие родили детей. Пришли молодые девочки, но выступают пока нестабильно. Три года осталось до Олимпийских игр, и сложно сказать, кто из них попадет в сборную.

Если бы все были "чистыми", но с этими допингами... Сейчас каждый тренер работает с несколькими спортсменами, и никто не знает их планов. Методики тренировок нескоростные. Молодые ребята - а скорости нет, это же ненормально. По сто километров на тренировках наматывают, что-то кольнут себе перед стартом - и побежали. Мое мнение - надо или разрешить любые препараты, или запретить под страхом тюрьмы или смертной казни.

В Саппоро мы все были "чистыми", а потом на сборах в Бакуриани перед Олимпиадой в Инсбруке тренер собрал нас, девчонок. "Знаете, нам предлагают препараты, но я отказался - не хочу, чтобы лет через десять вы плюнули мне в лицо. Но на витамины согласился - они не повредят". Мы не знали тогда, кому из нас что вводят, врачи не говорили.

Лишь через два года я выяснила, что только мне и еще одной спортсменке кололи витамины. Что давали остальным?.. Я знаю, но не скажу.

Отношения между членами олимпийских команд сейчас тоже другие:

- С той же Кулаковой мы были соперницами. Мы не дружили, но и не ссорились. Зато сейчас у нас прекрасные отношения. Недавно молодые девчонки, которые выиграли олимпиаду в Афинах, удивлялись нашим дружным отношениям - сами-то они между собой почти не разговаривают. Я отвечала, что у них вообще другая жизнь. Сейчас главное - деньги и соперничество. У нас же - неважно, кто выиграет, главное, чтобы из нашей страны. Разная мотивация: мы - за родину, они - за деньги...

Однако родина, за которую советские олимпийцы были готовы умереть, своих героев не очень-то ценила.

- Мы знали, что, например, в Германии человек мог уйти из большого спорта и полгода лечиться, не работать, адаптироваться к нормальной жизни. А у нас: ушел из сборной и под зад коленом - иди, работай, кувыркайся по жизни как сможешь... Американцы нам говорили: вы профессионалы, но со странной оплатой труда. Оплата была действительно странной - из заграничных поездок я могла привозить только по блоку жвачки на подарки. Скопила немного денег и купила в Швеции магнитофон. В поездке в США всех денег хватило только на две кассеты с рок-н-роллом. Им и "подзаряжалась" - послушаю хотя бы несколько секунд - и на разминку перед стартом. Помогало!..


Михаил РЫЖОВ

murman.aif.ru

10.03.2001
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован