Существует вопрос по так называемым «мухаджирам»- переселенцам, которые массовое бежали в свое время из Российской империи, поддавшись воздействию османской пропаганды. Тогда, 150 лет назад, в 60-х годах 19 века во время переселения в Османскую империю с гор Кавказа погибли десятки тысяч черкесов, убыхов, абазин и абхазов. В те трагически годы, поддавшись проповедям и массовым настроениям, похожим на эпидемию, иной раз охватывающим целые народы, со своей родной земли уехали сотни тысяч человек. Точное их число не известно. Но отъезд продолжался вплоть до гражданской войны в Российской Империи. А после неё – граница была, как говорится «на замке».
Но эмиграция с Северного Кавказа в Малую Азию и в Египет была и до этого. Часто люди попадали туда не по своей воле – вспомним по этому поводу традиции работорговли, процветавшей на Кавказе до прихода туда русских войск. К слову сказать, знаменитые египетские мамелюки, сотни лет управлявшие этой страной, сначала разбитые Наполеоном, а после отчасти уничтоженные египетскими султанами, были в значительной степени потомками жителей Северного Кавказа.
Отметим, что османское правительство, как говорится, по «полной», использовало воинственные качества переселившихся, расселив их на Балканах. В результате, правда, была «взорвана» ситуация в Болгарии, где стали селить горцев, зачастую в ущерб славянам.
В итоге многие из кавказских переселенцев оказались в Малой Азии, на Ближнем Востоке.
Их потомки, иной раз также называемых мухаджирами, с начала 90-х годов переселяются на территорию России, в частности в Адыгею. Прибывали они в Абхазию, где действует программа по возвращению потомков выехавших с этой территории во время того давнего, трагического исхода в Турцию. Ей воспользовались всего несколько сот человек.
Так что за десятилетия из самых разных стран к нам переехало всего несколько тысяч человек, часть из которых, стоит отметить, потом вернулось обратно. Так что речь никогда не шла о десятках тысяч людей, прибытия которых, надо сказать, несколько побаивались, когда процесс только начинался,
И этому есть объяснения, ведь у нас реально страна небогатая, и «золотых гор» приезжим никто и не обещает и не даёт.
А большинство наших сограждан живут не в частных больших домах с собственными садами, а в многоэтажных муравейниках городов, тяжёлым трудом зарабатывая себе на жизнь.
Так что при всем благорасположении российское государство не оказывает переселенцам значительной помощи. Они пока не подпадают даже под весьма скромно обеспеченную программу переселения соотечественников. Да и действительно, почему государство должна предоставлять приезжим жилье и давать большие преференции, если не жильё на бесплатной основе предоставляется для большинства собственных граждан (за исключением ряда категорий служащих)?
А ведь у нас весьма многие хотят иметь домик где-нибудь на юге, желательно рядом с морем.
А если серьезно, то в связи с обострением ситуации на Ближнем Востоке, конечно, там есть люди, и их не мало, которые хотят переехать в Россию. Как переехали сюда, например, после того, как власть там перешла к албанцам, жившие в Косово черкесы – то же потомки тех, кто приехал в те края почти 150 лет назад.
С юридической точки зрения у них есть даже некоторые основание для этого. По действующему закону, потомки родившихся на территории нынешней Российской Федерации, имеют право на ускоренное получение российского гражданства. Правда, этот пункт можно толковать и так, что при этом человек должен быть еще и «носителем русского языка». А этот факт должна признать специальная комиссия, состоящая как из специалистов-лингвистов, так и из представителей общественности.
Процедура получения российского гражданства в современных условиях занимает не менее года даже при условии льготного его получения – ведь надо еще получить так называемое РВП – разрешение на временное проживание и вид на жительство, а при получении гражданства надо тоже сдать экзамен на знание русского языка. А если иностранец не имеет льготных оснований для получения гражданства, он для его получения должен проживать не меньше пяти лет на территории Российской Федерации.
Больших, «европейских» пособий для беженцев и получивших право убежища в России то же нет. Так например, на тех, кто был признан беженцем при проживании в местах поселения, выделялось 800 рублей в день на человека. Но это не выдаваемые «на руки» деньги. Это общая сумма на его содержание, включая стоимость жилья, еды, постели и т.п. расходов, без которых невозможно его содержание.
Стоит заметить, что у нас уже находится громадное число людей, уехавшими и бежавшими с территории Украины. Ведь за время, прошедшее с начала гражданской войны оттуда в Российскую Федерацию прибыли миллионы человек, причем стоит заметить, что большинство из них статус беженцев и материальной помощи от российского государства не получили. Но для этих людей были созданы условия, чтобы они могли жить, работать в России в виде льготного статуса пребывания и возможности трудоустройства без патентов и разрешений на работу, а их дети смогли учиться в школах и ходить в детские сады как и российские граждане.
На всех граждан Украины длительное время не действовало правило 90 x 180 (то есть разрешение пребывать в России, если нет разрешения на работу или учёбу не более 90 дней в течении 180). Фактически специальные органы не обращали внимания на то, что люди нелегально работают, что вообще-то является серьезным правонарушением, за которое в РФ наказывают высылкой из страны и запретом на дальнейший въезд в течении трёх лет.
А так людей с Украины принимали родственники, друзья, просто знакомые и сочувствующие. Именно они оказывали основную поддержку, волонтеры собирали, да и собирают средства, оказывают адресную помощь нуждающимся. И это при том, что мы – в общем-то, как говорил Президент Владимир Путин, один народ. Как считают многие, просто разделённый искусственными государственными границами.
Кстати, замечу, что большинство беженцев и приезжих с Украины и не рассчитывало ни на какие пособия. Они стремились просто найти работу, ведь в России реально существует нехватка рабочих рук, как квалифицированных, так и неквалифицированных. Причем им найти работу было не очень сложно – ведь они знают как язык, так и традиции, практически ничем не отличаясь от большинства живущих в Российской Федерации.
Конечно, люди на Ближнем Востоке, могут надеяться на то, что ели они приедут, то их здесь примут и помогут, особенно в среде родственных народов на землях предков.
Они могут здесь обосноваться и жить, но больших государственных программ по оказанию им помощи им ожидать не стоит. У нас ведь действует в лучшем случае принцип «Мы тебе даем удочку, а кормись с нее ты сам». При этом «удочка», даже в случае быстрого получения гражданства это просто право на работу и получение медицинской помощи на общих основаниях. Пособие же по безработице, как и иные социальные пакеты у нас, по германским, например, меркам, крайне незначительны. Минимальная пенсия (а на иную пожилые переселенцы рассчитывать не смогут, даже если получат гражданство) – то же минимальна. И её вообще-то получает значительная часть российских пенсионеров. Так что тут в этом отношении нет и не будет никакой дискриминации. Правда, у нас есть «материнский капитал», который государство выделяет на второго ребёнка – мать которого является гражданкой РФ.
Поэтому замечу, что с Ближнего Востока в Россию могут по этим причинам прибыть относительно небольшое число людей – потомков уехавших в свое время с юга нашей страны - сотни, впоследствии, может быть, тысячи. Да они и вообще-то и приезжают….
Если же человек из визовых стран не получил разрешения на временное проживание, то он должен получить разрешение на работу и потом работать не где захочет, а у того работодателя, у кого есть квота на привлечение иностранных работников. Если же человек нарушает российское законодательство, даже в самой малой административной части, то его могут выслать или депортировать с территории страны, а после этого закрыть въезд на три, пять или 10 лет. Или вообще пожизненно. Штрафов у нас за нарушения такого рода не предусмотрено. Только запрет на въезд. Ещё недавно число тех, кому было запрещено въезжать в Россию, достигало более 1,3 миллиона человек.
А работодатели, нанимающие нелегальных работников, то же немало рискуют. Их могут оштрафовать за каждого незаконно привлеченного работника на 800 тысяч рублей, а в ряде регионов и на большую сумму, а то и вообще посадить в тюрьму за организацию незаконной миграции.
Поучить же разрешение на работу для незнающего русский язык у нас весьма и весьма сложно, ведь нужно сдавать экзамены. Да еще пройти медицинское освидетельствование на предмет эпидемиологически опасных заболеваний.
Есть и проблема с тем, что согласно российскому законодательству иностранец, прежде чем получить российское гражданство должен заявить, что отказался от любого иного гражданства. При этом страна «отказа» должна этот факт подтвердить, выдав соответствующую справку. Однако некоторые нынешние государства, например, та же Украина, принципиально таких справок уже длительное время не выдают. Правда, в настоящее время в связи и с этим собираются внести изменения в российское законодательство. Да и действительно, почему Россия и её, пусть даже и будущие граждане, должна зависеть от прихотей иностранных чиновников? Правда, это надо было, на мой взгляд, делать изначально, при принятии законодательства, а не дожидаться конфликтной ситуации.
Так что российское законодательство и практике его применения, естественно, нуждаются в дальнейших доработках и, как говорят, в совершенствовании.
Изменения в него могут быть внесены Федеральным Собранием России (Государственной Думой, Советом Федерации) по представлению как депутатов (согласованных с думскими комитетами и партийными фракциями), так и Правительства или профильными ведомствами, например, той же Федеральной миграционной службы.
Свой вклад в экспертную работу в этом направлении вносит и общественность, в частности, Общественно-консультативный совет при УФМС России по г. Москве и его Научно-экспертный совет, общественные объединения. Например, Фонд развития международных связей «Добрососедство», как и другие взаимодействующие с ОКС организации, несколько раз получал соответствующие Президентские гранты на исследования.
Юрий Московский,
директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство», член Общественного совета Росстата, ответственный секретарь Общественно-консультативного совета при УФМС России по г.Москве, эксперт Общественной Палаты Российской Федерации, эксперт Общественной Палаты города Москвы.
http://www.dobro-sosedstvo.ru, ksovet@gmail.com
http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru//news/n_3/o_51308
http://kavpolit.com/articles/muhadzhir-20561/