Российские математики пишут формулы лучше всех
Национальная академия наук Франции приняла в свои ряды Людвига Фаддеева, академика-секретаря отделения математики РАН. Все академии мира принимают в свои ряды выдающихся иностранных ученых, но старейшая в мире французская академия - самая требовательная и придирчивая. Попасть в ее ряды - удел немногих избранных. Среди наших соотечественников этой высокой чести удостоены академик Владимир Арнольд, ныне работающий во Франции, и Гурий Марчук - в бытность свою президентом АН СССР.
Людвиг Фаддеев на наши поздравления заметил, что дома его считают математиком, за границей - физиком. И на самом деле он занимается наукой на стыке этих дисциплин. Даже его ближайшие родственники - сплошь математики и физики. Отец, член-корреспондент АН СССР Дмитрий Фаддеев, был видным алгебраистом. Мать (родом из старой дворянской семьи) - профессор вычислительной математики. Людвиг Фаддеев закончил физический факультет Ленинградского университета, его учителем был замечательный ученый, академик Владимир Фок, немец по происхождению, которому в сталинские времена пришлось немало времени провести в заключении. Людвиг Фаддеев женат на дочке одного из учеников Фока. Семья Фаддеевых принадлежит к старой питерской интеллигенции. Сохранились фотографии, на которых его отец и академик Владимир Смирнов музицируют на рояле в четыре руки.
Еще в молодые годы Фаддеев сделал работы в области математической физики, которые создали ему имя в науке. Он вторым после Николая Боголюбова среди наших ученых получил золотую медаль Планка. Во всех учебниках по матфизике можно найти главу "Уравнения Фаддеева". В то время большим авторитетом Фаддеев пользовался за рубежом. Дома приходилось сложнее - он не принадлежал ни к школе Ландау, ни к школе Боголюбова. Тем не менее уже в 42 года, еще в 1976 году, он стал академиком.
Следующим выдающимся достижением Фаддеева стали точно решаемые задачи с нелинейными уравнениями математической физики. Это так называемые солитонные решения. Их история по-своему забавна: впервые уединенную волну, названную солитоном, наблюдал на реке математик XIX века Рассел, который в изумлении оседлал коня и пустился за волной вскачь.
Потом Фаддеев внес решающий вклад в задачи трехмерного рассеяния, в теорию квантовых групп. По мнению коллег, его отличает феноменальная интуиция. Он всегда на переднем фронте, всегда умеет предвидеть, какое направление науки находится на пороге взрыва. В начале научной деятельности кто-то говорил, что Фаддееву везет. Но когда ему повезло много раз, стало ясно, что Фаддеев - законодатель научной моды. И так уж получается, что каждая из его работ со временем приобретает для науки все большее значение.
Может быть, самая крупная его работа - уравнения Янга-Миллса, которые были написаны еще в первой половине XX века и носили чисто абстрактный характер. Фаддеев со своим учеником Виктором Поповым разглядел в этих уравнениях, как он говорит, удивительно красивые вещи, которые привели к открытию новых микрочастиц - кварков и лептонов. В науке утвердился термин "духи Фаддеева". Смысл у термина такой: реально осязаемые частицы могут быть порождены мыслью ученого.
В 1999 году два американца за уравнения Янга-Миллса получили Нобелевскую премию. Все были уверены, что третьим лауреатом станет Людвиг Фаддеев, но нашлись какие-то немыслимо глупые формальные отговорки. Разгорелся скандал в связи с неприятием Нобелевским комитетом российских ученых. На следующий год премию получил земляк Фаддеева Жорес Алферов...
Он давно уже не одиночка. Его признала школа Ландау, а на недавней конференции памяти Боголюбова в президиуме РАН именно Фаддеев вел пленарное заседание. И уже так же знаменита школа Фаддеева. Но ученый грустно сказал нам, что первое поколение его учеников в полном составе уехало за границу. Он воспитал второе поколение - оно тоже за границей. Теперь третья волна. Сам Фаддеев, несмотря на многочисленные предложения, из России уезжать не хочет.
- Я родился в России, - говорит академик Фаддеев. - Хочу жить и работать в моей стране. Я люблю людей, которые живут здесь. Особенно простых людей. Среди тех, кто называет себя интеллигенцией, много предателей. Америка? Там гораздо больше большевизма, идеологии, чем было в СССР. Кстати, в партию я никогда не вступал и сейчас бесконечно далек от политики. У меня здесь ученики - уехать равносильно тому, что предать их.
Облик Людвига Фаддеева не вяжется с традиционным представлением о заморенном кабинетной работой математике. Это настоящий богатырь с невероятно развитой мускулатурой. Его друзья утверждают, что Фаддеев - первый силач среди математиков и первый математик среди силачей. Другой вариант шутки сводится к тому, что Фаддееву в Академии наук по физическому развитию нет равных. После паузы следует добавить: и по физико-математическому развитию тоже.
http://www.inauka.ru/math/article32854.html
Сергей ЛЕСКОВ
12.04.2002