13 октября 2004
1490

Магазины переезжают поближе к дому

Во всем мире дискаунтеры и "соседские" магазины никогда не конкурируют с гипермаркетами и супермаркетами, поскольку ориентируются на покупателей с меньшими доходами. Однако внутри этой группы соперничество весьма острое: магазинам приходится бороться буквально за каждого покупателя. В последнее время перевес сил явно на стороне магазинов, расположенных в непосредственной близости от дома.

Ностальгия по гастрономам

Формат дискаунтера в российском исполнении вызывает у потребителя скорее негативные ассоциации. Если на Западе дискаунтеры больше напоминают уменьшенные супермаркеты, то владельцы российских дискаунтеров идут по пути минимизации затрат за счет удобств для клиентов, а зачастую и за счет качества продуктов.

Отечественные компании, работающие в этом сегменте рынка, предпочитают брать в аренду или скупать помещения бывших советских гастрономов. Из соображений экономии многие из них не перестраивают помещения и даже не ремонтируют их. Это устраивает лишь непритязательных пенсионеров (они составляют 60-70% от общего числа постоянных клиентов дискаунтеров). На сегодняшний день в формате дискаунтера можно выделить три крупные торговые сети - "Копейка", "Пятерочка" и "Дикси".

Рынок `эконом-универсамов` на троих

Сеть "Копейка" была создана в 1998 году. Учредителями ООО "ТД "Копейка" являются финансовая корпорация "НИКойл", владеющая 50% долей в уставном капитале сети, а также группа топ-менеджеров компании, которым принадлежит другая половина в уставном капитале. По данным на октябрь 2004 года, сеть включает в себя 62 магазина, большинство из которых работают в формате "экономичных универсамов". В день их посещает около 150 тысяч человек. Общее число товарных наименований в магазинах - порядка 3 тысяч. Более 80% товарного ассортимента поставляется в магазины из четырех распределительных центров, расположенных за пределами МКАД. Ценовая политика компании строится по принципу отслеживания спроса на товары и снижения цен на лидирующие наименования. Размер среднестатистического чека "Копейки" равняется 4-5 долларам (120-150 рублей). Тем не менее в 2003 году оборот торгового дома составил 260 млн. долларов.

Согласно оценке компании "Тройка Диалог", `Копейка` занимает на столичном рынке розничной торговли не более 0,8%. В начале октября 2004 года ООО "ТД "Копейка" разместил кредитные ноты на общую сумму 40 млн. долларов. Половина выпуска была продана российским инвесторам, другую половину выкупили международные инвесторы. В самой компании говорят, что выпуск кредитных нот должен помочь компании развиваться в Центральном регионе. Менеджеры планируют на вырученные средства открыть еще 30 магазинов до конца этого года и выкупить около 30 новых помещений под универсамы в Московском регионе. Источники в "Копейке" недвусмысленно намекают на планируемый выход компании на фондовый рынок - проведение IPO запланировано на конец 2005 года.

Сеть универсамов эконом-класса "Пятерочка" основана в январе 1999 года. Владельцем компании является голландская компания Pyaterochka Holding. На сегодняшний день сеть насчитывает 222 магазина в столичном регионе и Санкт-Петербурге и 116 универсамов в регионах на основе франшизы. В столице универсамы "Пятерочка" располагаются в основном в новостройках в спальных районах, однако сетевые магазины есть и в ЦАО.

Управляющий сетью "Пятерочка" по Санкт-Петербургу и Ленобласти Сергей Лепкович рассказал ГАЗЕТЕ, что основными клиентами компании являются люди со средними доходами: "В наши магазины приходят не только пенсионеры, но и более обеспеченные люди. Наш любимый покупатель - семья с детьми, собакой и, возможно, с машиной". По его словам, среднестатистический покупатель должен заходить в "Пятерочку" не реже одного раза в два дня. Сотрудники компании подсчитали, что ежедневно сеть обслуживает более 500 тысяч человек.

Почти 95% ассортимента универсамов составляют товары отечественного производства, поэтому уровень цен невысок. Средний размер чека, как и в "Копейке", составляет порядка 5 долларов (150 рублей).

Долю сети "Пятерочка" на рынке московского продуктового ритейла эксперты аналитической компании "Тройка Диалог" оценивают в 2,7%, а оборот компании в прошлом году составил 933 млн. долларов. Лепкович уверен в том, что доля рынка, на которую компания может претендовать, равняется 15-18% рынка быстро оборачиваемых товаров. По некоторым данным, в настоящее время менеджмент "Пятерочки" прорабатывает возможность включения в листинг одной из бирж, название которой пока не разглашается. В апреле этого года "Пятерочка" приняла новую программу развития и собирается стать более похожей на западных дискаунтеров - строить продуктовые супермаркеты площадью 1000-1200 квадратных метров с ассортиментом в 2,5 тыс. товарных позиций.

Третий крупный дискаунтер на столичном рынке - сеть "Дикси", которой владеет компания ЗАО "Дискоцентр". В настоящее время сеть насчитывает 130 магазинов, из которых 57 находятся в Москве и области. В основном магазины "Дикси" располагаются в жилых массивах спальных районов столицы. Как сообщил ГАЗЕТЕ представитель сети "Дикси" Владимир Наумов, магазины рассчитаны на непритязательных клиентов: "Уровень доходов наших покупателей от среднего до низкого. На практике к нам заходят люди, проживающие в 5-15 минутах ходьбы от магазина". Размер среднего чека - около 100 рублей.

Количество наименований товаров в сети не слишком большое - около 2-2,5 тысячи. Основную прибыль сеть получает за счет быстрого оборота товаров, а в 2003 году оборот составил около 360 млн. долларов. Эксперты компании "Тройка Диалог" оценивают долю компании на рынке розничной торговли Москвы в 1%. Владимир Наумов полагает, что в перспективе сеть может претендовать на 10% столичного рынка: "Увеличить долю рынка можно за счет открытия новых торговых точек, расширения регионов присутствия, более полного удовлетворения спроса потребителей и работы с нецелевыми группами".

В формате сonvenience store

Российский "соседский" формат оказался не слишком похожим на свой западный прототип (convenience store). В Европе магазины такого формата призваны формировать потребительскую среду (в нем есть небольшое кафе, интернет-салон и парикмахерская). При этом он находится в `шаговой` доступности от места проживания покупателей. От главного конкурента - дискаунтеров - `соседский` магазин отличается более широким ассортиментом товаров (до 3000-4000 наименований) и более высоким уровнем обслуживания.

В России convenience store понимается просто как магазин, торгующий товарами повседневного спроса и расположенный вблизи потенциальных покупателей. "В принципе многие супер- и гипермаркеты тоже находятся в жилых районах, и проживающие рядом люди совершают в них покупки. Однако они не являются "соседскими", поскольку для поддержания рентабельности им необходимо привлекать еще и `удаленных` покупателей, которые приезжают из других районов", - поясняет Владислав Егоров, председатель совета директоров московской сети универсамов `АБК`.

Вообще российские сетевики не стремятся как-то особенно выделять "соседский" формат, они наращивают капитализацию с помощью открытия мини-маркетов рядом с жилыми массивами.

"Магазины "у дома" могут быть как дискаунтерами, так и супермаркетами. Так что это не новый формат, а скорее программа развития. Это самый стабильный вид ритейла, поскольку в таком случае магазин локализован с точки зрения постоянного проживания покупателя. Но и конкуренция здесь максимальная", - рассказала ГАЗЕТЕ представитель сети "Патэрсон" Ева Прокофьева.

`Соседских` сетей в чистом виде сегодня крайне мало. Типичным представителем этого формата на сегодняшний день является сеть "АБК", созданная в 1997 году. На сегодняшний день она насчитывает 24 универсама, которые расположены во всех округах столицы, в том числе два франчайзинговых. Размер средней покупки в "АБК" составляет 120 рублей.

Остальные магазины `шаговой` доступности (таких по Москве от 2 до 3 тысяч) разрозненны, и их доля в общем объеме рынка ритейла составляет всего 2%.

Впрочем, столичные власти готовы привлечь 96 млрд. рублей на открытие почти четырех тысяч (до 2007 года) `соседских` магазинов. Желающие открыть магазин должны будут оплатить его строительство. Город, в свою очередь, выделит им участки (владельцев будут выбирать по конкурсу), предоставит льготы по оплате аренды земли и по оплате аренды помещений (если магазины будут на первых этажах жилых домов), а также поможет им с оформлением документов. Предпочтение отдадут предпринимателям, аккредитованным при районных управах.

Кстати, представление столичных властей о convenience store гораздо ближе к западному. "Под магазины будут отведены первые этажи жилых и нежилых зданий, также мы планируем использовать подвалы и строить во дворах небольшие торговые павильоны площадью до 500 квадратных метров, в которых будут размещены не только магазины, но и прачечные, химчистки, пункты обмена валюты, аптеки", - сообщила ГАЗЕТЕ замруководителя департамента потребительского рынка и услуг Светлана Королева.

Как сделать `соседский` магазин прибыльным

По мнению ритейлеров, чтобы продовольственный магазин был рентабельным, на каждые 100 кв. м площади должно приходиться в среднем 500 покупателей в день. Следовательно, идеальная площадь `соседского` универсама равняется 300 кв. м - этого как раз достаточно, чтобы обслужить 1500 покупателей в день. `Качество обслуживания в `соседском` магазине должно быть выше, чем в крупных магазинах, цены тоже выше, иначе он не выживет`, - считает Олег Ермаков, генеральный директор консультационной компании НИЦ `Русская линия`. По мнению эксперта, в ассортименте должны быть раскрученные, самые ходовые марки.

13.10.2004
www.gzt.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован