По прошествии трех лет после кремлевских "федеральных" инициатив, можно сказать: Центру удалось уменьшить то количество власти, которое находилось у глав регионов, в некоторой степени "вытолкнуть" их из числа федеральной элиты. Сделано это через реформирование Совета Федерации и создание федеральных округов.
Совет Федерации перестал быть "школой федеральной политики" для региональных лидеров, превратился в орган абсолютно управляемый (хотя и до того его нельзя было назвать конфронтационным Кремлю).
Какую цену пришлось за это заплатить? Через Совет Федерации стало невозможно управлять страной. Раньше здесь осуществлялась связь со всеми главами регионов, причем - ненавязчиво, в форме диалогов, выступлений, обсуждений фактически давались указания.
Частично восполнить утрату управляемости должен был институт полпредства, который, однако, за прошедшие три года пережил серьезную трансформацию, и сейчас все чаще полпред является лоббистом региональных интересов в Москве, нежели наоборот.
Функции полпредов не прояснены до конца. Периодически у Кремля возникают опасения в том, что полпреды могут "застояться" без работы, и им придумывают новые задачи - в соответствие с личными предпочтениями полпредов. Вообще персональный фактор, личность полпредов играет недопустимо большую роль в становлении нового института. Нет единой модели обеспечения ими модернизации страны, каждый действует в соответствие со своей "специализацией".
На мой взгляд, создание федеральных округов создало больше проблем, нежели решило. Произошел разрыв связи между главами регионов и Центром. В Уральском федеральном округе нет Башкирии и Пермской области, зато есть Тюменская, которая экономически связана с Сибирью. К Южному федеральному округу отнесли Волгоградскую и Астраханскую область. То есть нарезка округов проведена таким образом, чтобы не допустить их экономической самодостаточности - могло ли это способствовать повышению управляемости страной?
Полпреды не имеют полномочий для осуществления полноценного финансового контроля над ситуацией в своих округах, роль "политкомиссаров" оказалась им не по силам. Решить задачу обеспечения победы на выборах пропутинских сил они не могут - здесь можно положиться только на губернаторов, во многих регионах фамилию полпреда не знают даже чиновники среднего звена.
Для того, чтобы институт полпредства состоялся, необходим еще ряд политических решений, серьезные изменения в законодательстве. Например, придания им функций полпредов не только президента, но и правительства, для решения вопросов, находящихся в ведении исполнительной власти, и/или совмещение постов полпреда и главы администрации столичного субъекта соответствующего округа. Но рискнет ли действующая власть пойти на изменения в Конституции, связанные с перераспределением властных полномочий в сторону большей централизации и, соответственно, уменьшением полномочий представительной и судебной властей.
У полномочных представителей президента в Федеральных округах большой потенциал, но пока это только потенциал, а не реальная власть.
http://www.kreml.org/opinions/23491501
15.05.2003