Отрицательное экспертное заключение на проект Федерального закона N 201121-4 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления военнослужащими права на жилище", инициированный депутатами Государственной Думы М. Бабичем, А. Головатюком и А. Сигуткиным, вынесла на недавнем заседании в Общественной палате РФ Комиссия по вопросам социального развития, возглавляемая Александрой Очировой. По мнению членов Общественной палаты, принятие закона в предлагаемой редакции в очередной раз убедит людей в погонах в непредсказуемости действий властных структур, в неспособности государства защитить их права.
"Мы сделали и делаем все возможное, чтобы эти предложения не были приняты", - подтвердила бескомпромиссную позицию членов Общественной палаты руководитель подкомиссии по делам военнослужащих и членов их семей Мария Большакова. Марии Артемовне в подготовке заключения Общественной палаты на непродуманную инициативу группы государственных мужей помог опыт руководителя Общероссийской общественной благотворительной организации "Союз семей военнослужащих России". Уже без малого 15 лет эта организация эффективно отстаивает права семей военнослужащих, военных пенсионеров, инвалидов в любых правительственных структурах, в Госдуме, в Администрации Президента РФ. Тесно сотрудничают с Главной военной прокуратурой, чтобы законы по социальной защищенности семей военнослужащих работали в реальной жизни. Успешно взаимодействуют с Комиссией по правам человека при Президенте РФ, обеспечивая приоритетную поддержку семьям погибших военнослужащих.
Все выступающие на заседании Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам социального развития были единодушны: предложенные изменения в действующее законодательство прямым образом нарушают права военнослужащих. В случае принятия этого законопроекта значительное число военнослужащих-контрактников и граждан, уволенных с военной службы, заключивших контракт до 1998 года, лишится возможности получить жилье по социальному найму. Мотивация авторов нововведения, что увольнение военнослужащих из рядов ВС РФ без предоставления жилья приведет к экономии средств федерального бюджета в связи с тем, что отпадет необходимость выплаты денежного довольствия людям, находящимся за штатом в период ожидания квартир, выглядит, по меньшей мере, циничной.
"Гораздо продуктивнее было бы законодателям обеспечить обязательное выполнение уже принятых законов, чтобы ожидание получения жилья не затягивалось на годы, как это нередко бывает сейчас", - говорится в экспертном заключении Общественной палаты.
В Послании Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию поставлена конкретная задача: к 2010 году окончательно снять вопрос с постоянным, а к 2012-му - со служебным жильем для военнослужащих. Принято решение о дополнительном выделении на эти цели в 2006-2007 годах 30 млрд. рублей (по 15 млрд. ежегодно, из-за чего президентскую программу стали именовать "15+15"). "И лучше дома нет, чем собственный твой дом.
Где ходики стучат старательно на кухне, где милая моя и чайник со свистком".
В этих незамысловатых строчках Юрия Визбора - чаяния каждого из нас. Патриотизм - дело, несомненно, необходимое для государства. Но хватит видеть за ним только ура-призывы, словно сотворенные из стали и гранита. Человеку служивому чувство патриотизма свойственно априори. Но любовь к Родине - понятие многогранное и духовное. Как можно в большом общем Доме тому, кто его оберегает, не иметь собственного угла? А значит, как следствие - семьи, детей, будущего? Вот и уходят из армии юные лейтенанты, только-только получившие золотые погоны. Им просто негде жить, некуда привезти молодую жену, невозможно строить дальнейшую жизнь. Но у этих несостоявшихся генералов и полковников хотя бы есть выбор. А как быть тем, кто, намотавшись с семьями по гарнизонам, уходит в запас буквально В НИКУДА? Без возможности осесть в родных местах, отказывая детям в праве на выбранное образование... Вот и оседают отставники в опостылевших военных городках, которые теперь сплошь и рядом остаются брошенными: ни военному ведомству не нужны, ни гражданским структурам.
Только-только стал виден просвет в конце жилищной "черной дыры". Вздохнули в квартирно-эксплуатационных, кадровых органах. Меньше стало рапортов на увольнение с формулировкой "негде жить". Обо всем этом говорили на заседании комиссии по вопросам социального развития начальник юридической группы ВС РФ доктор юридических наук полковник юстиции Виктор Корякин, председатель МОБО "Центр поддержки военнослужащих "Право на жизнь" Флера Салиховская, представитель управления по реализации жилищных программ Минобороны РФ полковник юстиции Игорь Максимов.
Прежде чем отклонить проект изменений в существующие федеральные законы о жилье, в Общественной палате тщательно изучили официальные заключения федеральных органов исполнительной власти по существу этого проекта. Существенные замечания по нему высказали в ФСБ, МВД, МЧС, Минобороны, Минфине, Минэкономразвития, Минюсте. К сожалению, авторы проекта не сочли нужным обратить внимание на экономически, юридически, социально обоснованные претензии заинтересованных ведомств. Приведем тезисно самые существенные из них.
издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55 Конституции РФ), а также не соответствует общеправовому принципу, согласно которому закон, ухудшающий о положение человека, обратной силы не имеет.
Неприемлемым является предложение авторов законопроекта об исключении из ст.23 Федерального закона "О статусе в военнослужащих" нормы, содержащей запрет на увольнение с военной службы военнослужащих по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без их согласия и без предоставления им жилых помещений.
Данная норма в течение почти 10 лет эффективно защищает жилищные права военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, гарантирует их обеспечение жилым помещением по последнему перед увольнением месту службы. Ее исключение из Закона "О статусе военнослужащих" неизбежно приведет к нарушению государством своих обязательств по реализации права увольняемых военнослужащих на жилье.
Если привести полный перечень замечаний государственных ведомств по проекту, то он займет в газете существенное место. Но одно из них стоит привести полностью для наглядной иллюстрации образца данной законотворческой инициативы. Оно исходит от Министерства обороны.
"Утверждение авторов законопроекта о том, что предоставление командирам права увольнять военнослужащих с военной службы без обеспечения жильем якобы укрепит воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние воинских коллективов и повысит авторитет военной службы, является верным с точностью до наоборот... Когда у военного ведомства появятся легальная возможность и право увольнять как отработанный материал с военной службы военнослужащих, отслуживших многие годы, откладывая на неопределенный срок реализацию их права на жилищное обеспечение, авторитет военной службы в обществе упадет окончательно. Вывод: законопроект в данной редакции неприемлем и нуждается в серьезной доработке".
***
Общественная палата Российской Федерации сама законы не инициирует. Но замечательно, что у нее есть право и возможности останавливать в прямом смысле антиконституционные новации некоторых чиновников. Но вопрос надо ставить серьезнее: о персональной социальной ответственности лиц, разрабатывающих такие вот "законы", об их отчете перед обществом за результаты своей деятельности в Государственной Думе, перед теми, кто их туда избрал. Послание Президента Федеральному Собранию - существенная поддержка трезвомыслящим людям в борьбе с безграмотными инициативами. Вот только стоят они стране очень недешево. Отнимая не только деньги на их изучение, но и время крепких профессионалов-экспертов. По этому поводу Общественная палата и "рекомендует Совету Госдумы повысить ответственность депутатов Госдумы за предлагаемые законопроекты с целью экономии времени органов государственной, законодательной власти и гражданского общества на экспертизу законопроектов".
Ирина ПАВЛЮТКИНА, "Красная звезда"
Красная звезда N 084 стр. 2 от 18.05.07