16 июля 2009
2002

Марк Фейгин: Тень детанта

Дискуссия о состоянии российско-американских (и в более широком смысле с Западом в целом) отношений в связи с визитом президента США Обамы в Москву предполагает известную определенность в центральном вопросе - является ли конфликтный характер этих отношений последних лет выражением продолжающейся холодной войны.


Для выяснения ответа на этот вопрос следует обратиться к самым существенным проблемам противостояния СССР и Запада во второй половине XX века.

С победой во Второй мировой войне США и их западноевропейские союзники добились возможности объединиться в политический и военный блок. Отчасти результатом именно этих усилий явилось дальнейшее объединение Европы в конфедерацию. Начавшаяся же холодная война с СССР была неизбежна, поскольку не была волевым решением правительств в Вашингтоне и Москве, а стала естественным развитием международных отношений (иначе она не продолжалась бы десятилетиями). Не будучи объявленной (речь Черчилля в Фултоне не в счет - это лишь частный эпизод летописи), она не имела и формального завершения.

Цель холодной войны, выигранной НАТО и Западом в целом, состояла не только в победе над коммунизмом, но и в присоединении к своему политико-военному блоку стран Восточной Европы и республик бывшего СССР и, в пределе, самой России. Возможно, даже частями.

Следует также сказать, что в тех странах Восточной Европы, где советская власть воспринималась как оккупационная, процесс возвращения к некоммунистическим порядкам совпал с естественным стремлением народов к освобождению от иностранного господства.

Запад, получивший с победой в холодной войне контроль над странами бывшего соцлагеря, не был заинтересован оповещать население этих стран, что оно автоматически переходит из одной зоны влияния в другую (тем более что политическая демократия, которая инкорпорировалась в примкнувшие государства, предполагала несравненно более свободные правила взаимоотношений между странами-лидерами и их сателлитами). Упрекать Запад за такой подход в имморализме бессмысленно, поскольку победи СССР в холодной войне, то обошелся бы он лучше с побежденными, чем это сделали США и их союзники по НАТО?

Очевидно, что цель Запада состоит не в аннексии новых восточноевропейских территорий и их ограблении (как это предполагала любая победа в войне в XIX да и в XX веках), а в политико-экономической экспансии, добровольно принимаемой побежденными, и в конечном итоге - в объединении всех стран Европы.

Запад ищет новых потребителей, а не новые территории, укрепляя устойчивость прежде всего собственной социально-экономической системы, так как уязвимым компонентом такой системы является общество потребления. Самая существенная угроза для динамичного Запада - это не войны и терроризм, а уровни потребления и занятости. Эти приоритеты неизбежно приводят к рыночной экспансии.

Таким образом, тактика этой экспансии - "обработка" восточноевропейских стран (новых членов сообщества), чтобы сделать их полноправными членами цивилизационного содружества как рыночных демократий и полноценных потребителей более высокого порядка. Стратегия - объединение всех стран, принадлежащих к единой христианской цивилизации, для укрепления долговременной гегемонии на планете. Нельзя не признать, что 20 веков христианства дают основания говорить об успешности этой гегемонии.

Но что же Россия? В результате гонки вооружений (и как её следствия полного экономического коллапса) исчезнувший СССР, казалось бы, унес с собой в небытие все идеологические предпосылки для противостояния с Западом. Однако холодная война, которая должна была закончиться с падением коммунизма, лишь на время уступила место глубокому детанту 90-х. Когда стало окончательно ясно, что возрожденная Россия, да ещё и с авторитарным регрессом, не желает двигаться в сторону объединения с Западом, встраиваясь в его политические и военные блоки (ЕС, НАТО и т.д.), в Вашингтоне и Европе было решено продолжить противостояние. Если тактическая цель Запада (указанная выше) вполне может быть достигнута без России, то стратегическая, разумеется, нет.

Пока Россия не станет союзником и не согласится войти в мир, создаваемый высокоразвитыми странами единого цивилизационного ареала, холодная война будет продолжаться. Вектор этот неумолим, а время для "убеждения" России у Запада есть, как и возможности. Именно поэтому "обамовская перезагрузка" лишь мимолетный ветерок разрядки. Он ещё переменится.

Следует трезво отдавать себе отчет в том, что авторитарная Россия для Запада (в достижении его ближайших целей), в общем-то, серьезной угрозы не представляет. Россия остается слаборазвитой страной третьего мира, ориентированной на сырьевой экспорт. Доходы, получаемые от этого экспорта, также осваиваются Западом, поскольку "выбрасываются" из России в виде платы за ввозимый импорт и в виде капиталовложений, обеспечивая тем самым высокоразвитым странам дополнительный источник роста. Даже экспорт российских вооружений в страны Азии и Латинской Америки выгоден Западу, так как страны-импортеры не повышают, таким образом, уровень своей боеспособности. О негодном состоянии российских вооружений и боевой техники и говорить не приходится, поскольку технологическое отставание в этой области оказалось совершенно непреодолимым. Российская власть хоть и помалкивает об этом, но прекрасно все понимает. Её громкие заявления о достижениях отечественного (по-видимому, всё еще советского) ВПК могут вызвать лишь хохот в коридорах Пентагона и госдепа. Однако публично американские военные и чиновники будут продолжать эксплуатировать миф о пресловутой "военной угрозе Москвы". Логика очевидна: правда о низкой боеспособности Вооруженных сил РФ и отсталом состоянии вооружений может привести к резкому сокращению оборонных ассигнований.

Выводы из всего сказанного неутешительные. Идти России особенно некуда. Китай в отличие от США и его союзников не прочь оторвать от России кусок территории, поскольку, если сравнить его с депопулированным соседом, испытывает дефицит свободных пространств. Любой союз с Поднебесной возможен лишь в схеме "метрополия-колония", где России уготована зависимая функция. Самостоятельная же политика, обеспечивающая независимое существование, все как-то не складывается. Возможно, не в последнюю очередь из-за обветшавшей инерционной программы развития, заложником каковой является российский истэблишмент. Попытка осуществления модернизации российской экономической модели должна с неизбежностью привести к политическому обновлению, к которому правящий класс, по-видимому, не готов. Утрата политико-экономической монополии нынешней властью пока в их планы не входит (предположительно, до момента окончательных договоренностей с Западом об их персональном и коллективном будущем). Как это часто бывало в истории, авторитарная власть ведет негласную торговлю о собственных гарантиях, и насколько она будет успешна, покажет самое ближайшее время.


16.07.2009

www.ej.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован