05 марта 2007
4405

Марш-бросок в будущее

Накануне Дня защитника Отечества эксклюзивное интервью нашей газете дал начальник Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации генерал армии Юрий Балуевcкий



- Юрий Николаевич, в последнее время утверждение о том, что у России есть только два союзника - армия и флот, становится все более актуальным. Нелишне напомнить об этом и в День защитника Отечества. Как Генеральный штаб оценивает военно-стратегическую обстановку вокруг России? Какие угрозы существуют?

- Несмотря на произошедшие за полтора десятилетия после окончания "холодной войны" позитивные перемены, мир в целом не стал безопаснее.



Все чаще нормы международного права подменяются силовым давлением, используются концепции так называемого "ограниченного суверенитета" и "гуманитарной интервенции" для посягательств на суверенные права независимых государств. Усиливается стремление отдельных государств к безусловному доминированию в мире и трансформированию в своих интересах деятельности важнейших международных организаций, таких, как ООН, ОБСЕ. Мы становимся свидетелями обострения конкурентной борьбы между мировыми экономическими и военно-политическими центрами за расширение сфер влияния.



Несмотря на развитие отношений между Россией, НАТО и Европейским союзом, расширение НАТО и приближение его военной инфраструктуры к российским границам продолжается. Неопределенными по-прежнему остаются перспективы ратификации адаптированного Договора об ограничении обычных вооруженных сил в Европе.



Дополнительную напряженность во взаимоотношениях с нашими западными соседями вызывает решение США о приближении национальной системы ПРО к российским границам. Это создает качественно новую военно-стратегическую ситуацию в Европе, изменяет региональный баланс сил, на котором строится система европейской безопасности.



Несмотря на то, что сегодня вероятность широкомасштабного, в том числе ядерного столкновения сведена к минимуму, в то же время сложилось множество угроз локального характера. Наиболее неблагоприятные тенденции развития военно-политической обстановки, по нашему мнению, связаны с регионами Ближнего Востока и Центральной Азии, что обусловлено обострением арабо-израильского конфликта, критической ситуацией в Ираке и Афганистане. Наличие этих и подобных им конфликтов является благодатной почвой для деятельности международных террористических организаций, способствует активизации националистических, сепаратистских, других организаций, дестабилизирующих внутреннюю обстановку в сопредельных с Россией государствах. Значительный конфликтный потенциал сохранятся на Корейском полуострове.



Как видим, спектр потенциальных угроз России весьма разнообразен. Однако активный миролюбивый внешнеполитический курс нашей страны, а также поддержание на достаточном уровне российского военного потенциала, прежде всего потенциала ядерного сдерживания, существенно снижают вероятность реализации этих угроз и, в первую очередь, угрозу прямой военной агрессии в традиционных формах против России и ее союзников.



- Насколько меры, предпринимаемые государством в области военного строительства, адекватны характеру угроз? Каковы особенности современного этапа развития Российской армии?

- Сегодня военная организация хотя и с напряжением, но способна обеспечить оборону страны, государственную безопасность. Однако жизнь не стоит на месте. Руководством страны своевременно предпринимаются адекватные складывающейся обстановке меры по решению проблем военного строительства.



Мы не скрываем, что в военном строительстве имеются проблемы. По моему, они напрямую связаны с эффективностью расходования бюджетных средств и концентрацией финансовых ресурсов на приоритетных направлениях, ликвидацией элементов ведомственности.



Несмотря на то, что в период 2001-2005 годов было проведено несколько тысяч организационно-штатных мероприятий, говоря гражданским языком, сокращений, силовая составляющая государства и сегодня остается громоздкой. В результате несоответствие между потребностями военной организации и возможностями государства стало, пожалуй, основным препятствием для эффективного и динамичного военного строительства.



Но есть и положительные результаты. Из года в год снижается доля "проедаемых" бюджетных средств в пользу увеличения расходов на развитие силовых структур. К 2011 году это соотношение будет составлять 50 на 50.



В целом успешно идет переход на контрактный способ комплектования, который позволяет укрепить соединения и воинские части постоянной готовности.



Для создания единой системы размещения и финансирования государственного оборонного заказа в настоящее время в соответствии с указом президента РФ создается Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств. Удалось добиться того, что обеспеченность вооружением и военной техникой сил ядерного сдерживания, а также соединений и воинских частей постоянной готовности доведена до требуемого уровня.



Есть успехи и в обеспечении социальной защищенности военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Это прежде всего реализация "президентской" программы "15+15", в соответствии с которой в течение 2006-2007 годов планируется выделить более 18 тыс. квартир в пяти наиболее проблемных, с точки зрения жилищного обеспечения, регионах (Калининградская область, Ленинградская область, Московская область, города Москва и Санкт-Петербург). Ускоренными темпами создается фонд служебного жилья, заработала накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих.



Работаем над тем, чтобы выработать такую систему материального стимулирования военнослужащих, которая бы учитывала все особенности прохождения военной службы.



Кроме того, осуществляется плановое повышение денежного довольствия военнослужащих (в январе 2006 года - на 15%, в январе 2007 года - на 10%). Очередное повышение предусматривается в декабре 2007 года с одновременным включением в оклад по воинскому званию стоимости продовольственного пайка. Эти изменения касаются и военных пенсионеров. Конечно, этого недостаточно, но пока это то, что может позволить себе государство.



- Как идет процесс перевооружения армии?

- В настоящее время реализуется Государственная программа вооружения на 2007-2015 гг. (далее - ГПВ-2015), а также "Комплексная программа оснащения соединений и воинских частей ВС РФ на период 2006-2015 гг." (далее - Программа оснащения).



Реализация Программы оснащения в отличие от ГПВ-2015 началась уже в 2006 году и коснулась на начальном этапе 68 соединений и воинских частей Вооруженных сил Российской Федерации. Запланированные на 2006 год мероприятия выполнены полностью.



В соединения и воинские части поступили модернизированные - самолеты Су-24, Су-25, Су-27, МиГ-29, МиГ-31, танки Т-72, бронетранспортеры (БТР-80), артиллерийские системы "Мста-С"; новые - самолеты Су-34, танки Т-90, боевые машины пехоты (БМП-3), боевые машины десанта (БМД-4), ракетный комплекс Сухопутных войск "Искандер".



В текущем году процесс перевооружения коснется 85 подразделений и воинских частей. За период 2006-2010 гг. будет переоснащено около 100 соединений и воинских частей, а до 2015 года - около 200.



- Какие сложности возникают при переходе на контрактную службу и сокращении срочной службы?

- За время реализации соответствующей федеральной целевой программы, рассчитанной на 2004-2007 годы, на контрактный способ комплектования уже переведено более 60 соединений и воинских частей, в которых проходят военную службу по контракту 78 тыс. человек. Построено и реконструировано более 320 общежитий, где солдаты и сержанты-контрактники проживают в меблированных комнатах по 4-6 человек. В военных городках дополнительно построено более 80 объектов социального и культурно-бытового назначения.



Кроме того, правительством и Минобороны принят ряд дополнительных мер, направленных на повышение привлекательности военной службы по контракту. Я имею в виду выплату дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки - до 3300 рублей на каждого военнослужащего, а также выплату военнослужащим, имеющим семьи, компенсации за поднаем жилья. Здесь же надо упомянуть и ежегодную денежную компенсацию санаторно-курортного лечения, оплату проезда военнослужащих и членов их семей к новому месту военной службы, а также выплату компенсации за проезд к месту проведения отпуска и обратно по фактическим расходам и другие меры. Контрактникам предоставлено право на приобретение квартиры через военную ипотеку, бесплатного получения высшего образования.



Есть, к сожалению, и проблемы, связанные с обеспечением жильем офицеров и женатых контрактников, строительством инфраструктуры военных городков: спортивных и социальных учреждений, объектов учебно-материальной базы.



Но в 2007 году программа перехода на контракт будет, безусловно, выполнена. Нам предстоит перевести на контрактный способ комплектования еще 19 соединений и воинских частей. Задел для этого был сформирован в 2006 году. Соединения и воинские части, переводимые на контракт в 2007 году, укомплектованы сержантским составом, подготовленными офицерами, начато создание инфраструктуры военных городков. К исходу III квартала мы планируем в полном объеме построить солдатские общежития и объекты социального и культурно-бытового назначения с необходимой инженерной инфраструктурой. В 2008 году будет продолжено строительство медицинских пунктов, клубов, спортивных залов, бань и прачечных, а также инженерных сетей и сооружений военных городков. Будем активно создавать фонд служебного жилья для офицеров и прапорщиков соединений и воинских частей, переводимых на контракт.



Для укомплектования соединений и воинских частей, переводимых на контракт в этом году, необходимо отобрать и принять на военную службу по контракту более 40 тыс. человек. Это самый значительный объем за все годы реализации Программы. Кроме того, мы должны поддержать на требуемом уровне укомплектованность уже переведенных в 2004-2006 годах соединений и воинских частей, обеспечить заключение военнослужащими последующих контрактов. Полагаю, что с переходом на один год военной службы по призыву с 1 января 2008 года должна увеличиться доля граждан, поступающих на военную службу по контракту из запаса.



По завершению федеральной целевой программы к 1 января 2008 г. мы будем иметь около 45% военнослужащих-контрактников на должностях сержантов и солдат от их общего числа, однако работа в этом направлении в Вооруженных силах не заканчивается.



Дальнейшее увеличение численности контрактников, как того потребовал президент в послании Федеральному Собранию, будет осуществляться уже по новой федеральной целевой программе - "Обеспечение комплектования должностей сержантов (старшин), а также матросов плавсостава военнослужащими, проходящими военную службу по контракту" на 2009-2011 годы. Ее разработкой Министерство обороны занимается в настоящее время совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.



Надеемся, что мероприятия по повышению привлекательности военной службы по контракту позволят стабилизировать кадровую обстановку в соединениях и воинских частях. Ведь нам нужно, чтобы военнослужащие-контрактники были бы заинтересованы в заключении вторых и последующих контрактов. Без этого невозможно добиться слаженности и готовности войск улучшить морально-психологический климат.



Говоря о проблемах комплектования воинских частей контрактниками, должен сказать, что это, безусловно, приоритетное направление нашей работы. Но это не значит, что мы в перспективе откажемся от службы по призыву. Ведь для России наиболее рациональным является смешанный принцип комплектования Вооруженных сил, вряд ли мы когда-либо сможем опираться лишь на контрактную армию. Это обусловлено особенностями геополитического положения России, относительно небольшой плотностью и численностью населения ряда регионов. Надо учитывать и экономические возможности нашей страны, а также исторические и культурные традиции.



Смешанный принцип позволяет нам иметь соединения и воинские части постоянной готовности, укомплектованные контрактниками, способные незамедлительно приступить к выполнению задач без проведения дополнительных мероприятий. При этом можно исключить направление военнослужащих-призывников в так называемые "горячие точки". В то же время служба по призыву позволяет сформировать достаточный мобилизационный резерв. В России так было всегда, и это позволяло давать отпор врагу, если он посягал на нашу Родину.



- Каким видится облик российского солдата ближнего и отдаленного будущего?

- Российский солдат должен быть прежде всего профессионалом своего дела, владеющим смежными специальностями. Каждый российский солдат будет оснащен системами ночного видения, лазерными прицелами и дальномерами, самыми совершенными приборами связи и определения местоположения, позволяющими вести автономные боевые действия в любых условиях.



Одним словом, рост оснащенности личного состава - тенденция нашего времени. И наши Вооруженные силы должны двигаться в этом направлении и не отставать от мировых стандартов.



Как я уже сказал, после полной реализации мероприятий соответствующей федеральной программы контрактники составят около половины от общей численности солдат и сержантов Вооруженных сил. В основном это будут молодые люди 19-25 лет, имеющие основное среднее образование, отслужившие по призыву и заключившие первый контракт на 3 года. Холостые, но с намерением в последующем создать семью, обладающие стабильным заработком и желающие получать пусть не очень высокий, но постоянный доход. Мы рассчитываем, что в ближайшем и отдаленном будущем эти солдаты и сержанты, профессионалы своего дела, станут основой, на которой держится высокая воинская дисциплина и правопорядок, традиции подразделения и воинское мастерство военнослужащих.



Мы предполагаем. Что уже в ближайшем будущем каждый шестой призывник будет иметь высшее образование. Их мы будем назначать на должности, родственные полученной гражданской специальности. Каждый третий из них пройдет допризывную подготовку.



Ну и, конечно же, солдат должен быть патриотом, любить свою Родину.



Словом, российскому солдату будущего присущи лучшие качества, которыми всегда отличались защитники Отечества.



Беседовал Михаил МОРОЗОВ

26.02.07 13:38 Трибуна.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован