Почему хорошая квартира остается недоступной роскошью для большинства россиян? Что мешает наращивать производство квадратных метров? Слабость строительной индустрии? Отсутствие руководящей воли? Об этом в интервью нашей газете размышляет председатель Комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартин ШАККУМ.
- Национальный проект, в реализации которого заинтересованы миллионы семей, называется "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Насколько он реалистичен?
- Не надо думать, что в результате реализации проекта жилье подешевеет. Это заблужд е н и е . Государс т в е нная помощь отдельным категориям граждан - другое дело. Следует увеличивать объемы строительства социального жилья, хотя, надо признать, оно не всегда распределяется справедливо.
- Дело не только в том, справедливо ли оно распределяется, но и в том, что его мало. Люди ждут квартиры десятилетиями.
- Долгое ожидание объясняется общим объемом строительства - он недостаточен. Отсюда и серьезное повышение стоимости жилья.
- А массовое индивидуальное и малоэтажное строительство может сократить очередь на социальное жилье?
- Безусловно, нам нужно развивать малоэтажное строительство. Люди тянутся к земле. Об этом говорит тот факт, что объем малоэтажного и индивидуального строительства увеличился в четыре раза по сравнению с началом 90-х годов. Но есть и ряд сдерживающих факторов, причем весьма серьезных. Во-первых, существует миф, будто малоэтажное строительство обходится дешево. К сожалению, это не так. Оно сегодня существенно дороже многоэтажного панельного домостроения. Потому что малоэтажное у нас не является высокотехнологичным. Вот в Соединенных Штатах, Канаде оно действительно очень развито. Там практикуется комплектная сборка домов, на стройплощадку привозятся отдельные блоки высокой степени готовности. Это первое. Второе: у нас нет материала для каркасного домостроения - самого высокотехнологичного способа возведения малоэтажных дом о в . Этот основной материал - ориентированная стружечная плита. Она изготавливается из мягких пород древесины. У нас не налажено производство такой плиты. Мы ее завозим. Стоимость импорта - 450-500 долларов за кубический метр. Если бы эту плиту производили здесь, ее стоимость была бы в 3-4 раза ниже. Есть и другая проблема - самая драматическая: выделение земли под индивидуальное жилищное строительство. Корпоративному застройщику, который приобрел землю, требуется не менее четырех лет, чтобы получить разрешение на строительство! Что же касается индивидуального застройщика... Вот я купил участок, хочу построить дом. Градостроительный кодекс предписывает совершенно четкую, ясную, прозрачную процедуру. Гражданин должен взять правоустанавливающий документ на землю. Обратиться в органы местного самоуправления, которые в течение месяца обязаны бесплатно выдать градостроительный план участка. На этом плане гражданин должен нанести пятно застройки и в течение 10 дней получить разрешение на строительство. Вот и все. А что мы имеем на практике? Муниципалитеты, как и прежде, требуют, чтобы гражданин пошел в специализированную организацию, заплатил приличные деньги, заказал проект. Дальше этот проект пойдет по большому кругу согласований, что займет до полутора лет. К сожалению, документы, выпущенные правительством в развитие градостроительного кодекса, не помогают гражданину. Они только усугубляют ситуацию.
- В правительстве считают, что массовое индивидуальное строительство, особенно малоэтажное, обходится сравнительно дешево. Наращивая его объемы, мы приблизимся к решению проблемы?
- Не думаю. Стоимость индивидуального жилищного строительства все-таки довольно высока. Даже если мы в заводских условиях производим комплектную каркасную сборку дома, все равно минимальная цена - 350 долларов. Если мы добавим сюда стоимость инженерных коммуникаций, то это еще не менее 150 долларов за квадратный метр. Добавьте стоимость средств, добавьте прибыль строительной организации. В итоге минимум, во что все это обходится при коттеджном строительстве, - 800-1000 долларов. Это по сути себестоимость. Как профессиональному строителю мне, честно говоря, надоело слушать сказки про 2000 рублей за квадратный метр. Столько может стоить только каркас. А к этому каркасу необходимы еще различные столярные изделия, оконные и дверные блоки, кровля, инженерия, отопление...
- Сельских жителей это вряд ли пугает. Они же на все руки мастера. - Если мы возьмем статистику, то окажется, что свой вклад в строительство малоэтажного жилья вносит отнюдь не сельское население. Его вносят горожане, которые за пределами мегаполисов строят себе второе жилище.
- Однако в Башкирии жилье стоит от 11 до 15 тысяч рублей за квадратный метр. В Татарстане - 13,5 тысячи рублей за квадратный метр. Значит, можно?
- Я снимаю шляпу перед руководством этих республик. Они сумели за счет своего регионального административного ресурса снять многие барьеры, в том числе и те, что создаются на федеральном уровне. Но в большинстве регионов другая картина. Посмотрите, например, на обеспеченность российской провинции газом, электроэнергией. Даже в Московской области, не говоря уже о Тверской, около 20 процентов домов в коммунальном секторе отапливаются мазутом и печным топливом. И это в России, которая является основным добытчиком газа! Энергоресурсосбережение имеет прямое отношение к строительству жилья. Говорят, что Московская область не очень показательна, и тем не менее... Московская область - это регион, в котором сегодня строится наибольшее количество жилья. Так вот, сегодня здесь существенный дефицит ресурсов. Около 50 миллионов квадратных метров жилья можно создать хоть завтра, площадки под жилищное строительство отведены, но они не обеспечены коммунальной инфраструктурой. Проблемы во всем: вода, канализация, электроэнергия... Мегаватт мощности - столько требуется поселку из ста домов - стоит 1,5 миллиона долларов. Это все прямо ложится на каждый квадратный метр. Ведь сегодня 50 процентов наших энергоресурсов потребляется в коммунальном секторе. Мы - безумно расточительная страна. Мы топим воздух. И теперь, когда за последние несколько лет энергоресурсы подорожали примерно в 5-6 раз, правительство должно серьезно заняться коммунальным сектором. Поправки к закону об энергосбережении, закон о финансовом оздоровлении предприятий жилищно-коммунального сектора... Проектами этих законодательных актов правительство все никак не разродится. Оно вообще жилищной сферой всерьез не озабочено.
- Это не его обязанность. Вы же знаете: все, что связано с ЖКХ, передано на уровень муниципалитетов.
- Не может каждый муниципалитет бесконтрольно творить все, что ему захочется. К примеру, ходят его сотрудники по домам и выколачивают из бабушек плату за жилищнокоммунальные услуги. Решили, что граждане - это чуть ли не их рабы или крепостные, которых можно обкладывать непомерной данью. Установление экономически обоснованных тарифов - это работа правительства. Правительства, а не муниципалитетов. Вот мы приняли в конце прошлого года закон по установлению предельных индексов платежей граждан за коммунальные услуги. И что вы думаете? В 64 регионах этот закон выполняется, в 24 - нет. Правительство бодро докладывает, что оно осуществило мониторинг. А кто же будет приводить в соответствие?
- Давайте вернемся к жилищной проблеме. В частности, обратим взгляд на обманутых соинвесторов, митингующих тут и там.
- Вы знаете, почему Закон о долевом строительстве оказался столь низкого качества? Потому что в его подготовке не принимало участие правительство. Закон дискриминировал застройщика, которому стало невыгодно заключать договоры долевого участия. Штрафы для застройщиков за любое нарушение оказались безумно высоки. А банкам стало невыгодно финансировать сделку: их обязали отвечать за последствия, наступившие в результате каких-то неправильных действий застройщика. Да и вексельные схемы стали серыми, черными, потому что они дорогостоящи. Гражданам не хочется платить огромные налоги с этих схем. В итоге закон сделал невозможным легальное участие граждан в долевом строительстве. Все это тоже существенно повлияло на рост стоимости жилья.
- И все-таки... Если к 2010 году, как предусмотрено национальным проектом, строители будут сдавать ежегодно до 80 миллионов квадратных метров, жилье станет доступнее?
- Чтобы выйти на эти объемы, надо многое сделать. Вопервых, устранить недостатки действующего законодательства. Скажем, аукцион не может быть единственной схемой выделения участков под строительство. Аукцион тут - мощный сдерживающий фактор. Далее. Необходимо привести региональные законы в соответствие с Градостроительным кодексом. Мы прописали исключительно простые процедуры для получения разрешения на строительство - они не действуют. Регионы руководствуются местным законодательством, которое предполагает сотни согласований и процедур, уже впрямую отмененных Градостроительным кодексом. Нам нужно серьезно совершенствовать и земельное законодательство. Чтобы отвести участок под жилищное строительство, сегодня необходимо включить его в черту поселения. А процесс изменения черты поселения не урегулирован законодательством. Еще один сдерживающий фактор - инженерная инфраструктура: обеспечение строящегося жилья электроэнергией, газом, водой, канализацией. И последнее, о чем я хотел бы сказать. У меня такое впечатление, что сегодня государство утратило культуру реализации масштабных проектов. Когдато такие проекты - я бы назвал их прорывными - были нашим главным козырем. Мы провели индустриализацию в 30-40-е годы. Мы создали технику, которая по сей день служит нам. Словом, мы обладали этой культурой. А теперь... Проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" реализуется, можно сказать, на общественных началах. Нет персональной ответственности за этот проект. Нет комплексного и системного подхода к его реализации.
"Россия"
http://www.shakkum.ru/smi/54/
13.07.2006