(комментарий к законопроекту "О примирительной процедуре с участием посредника (медиации)", внесенному в Государственную Думу 14 ноября 2008 года депутатами П.В. Крашенниковым, В.Н. Плигиным, В.С. Груздевым)
Вопросы для комментирования:
Является ли медиация эффективным способом разрешения споров? Необходимо ли принятие отдельного акта, регулирующего отношения в сфере примирительных процедур с участием посредника? Как Вы оцениваете внесенный законопроект, в каких доработках он нуждается?
Какой правовой статус должен иметь посредник и организация, обеспечивающая проведение примирительной процедуры? Является ли верным установление правила, согласно которому "деятельность посредника не является предпринимательской" (ч. 4 ст. 8)?
Медиация, безусловно, является эффективным способом разрешения споров. Если мы это признаем, то, естественно, необходим закон, регулирующий отношения в сфере примирительных процедур с участием посредника. В этой связи внесение законопроекта "О примирительной процедуре с участием посредника (медиации)" можно только приветствовать. При этом необходимо иметь в виду, что уже сейчас в законодательстве предусмотрены некоторые примирительные процедуры (досудебный порядок урегулирования споров, третейский суд). Так нужна ли тогда еще одна примирительная процедура? Думаю, что не помешает, потому что у сторон спора должно быть как можно больше способов урегулировать спор. В то же время считаю, что закон будет принят "на вырост". Обращений к медиатору на первых порах будет минимальное количество. Это, в принципе, объяснимо; зато можно будет учесть складывающуюся практику и дорабатывать закон. Пока же, касаясь частностей, считаю правильным установление, что деятельность медиатора не является предпринимательской. Предпринимательская деятельность имеет целью извлечение прибыли, а деятельность медиатора - примирить стороны. Важными представляются гарантии о том, что посредник и работники организации, обеспечивающей проведение примирительных процедур, не могут быть вызваны и допрошены в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших им известными в связи с осуществлением примирительных процедур; проведение в отношении посредника или работника организации, обеспечивающей проведение примирительных процедур, оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, связанных с участием данных лиц в примирительной процедуре, допускается только на основании судебного решения.
А.Арутюнов, адвокат, доктор юридических наук
Комментарии. РУ - 19.11.2008 г.