15 сентября 2006
1293

Места надо знать

Покупать одежду в бутиках состоятельному клиенту уже неинтересно. Он жаждет новизны, оригинальности - и находит все упомянутое выше в самых неожиданных местах

Если европейцы со средствами смело отправляются за покупками в Бразилию, Марокко или Индию, то россияне пока проявляют осторожность. И этому есть объяснение: по мнению маркетологов, они еще не насытились продукцией класса люкс.

В поисках чего-нибудь этакого

Во Флоренции на улице Борго Сантиссими Апостоли есть небольшое ателье, которое принадлежит портному Симоне Аббарки. Он шьет не более 3 тысяч рубашек в год, а постоянные клиенты приезжают к нему со всей Европы и Америки. Этих людей объединяет одно: они устали от однообразия магазинов на Мэдисон-авеню в Нью-Йорке, Бонд-стрит в Лондоне или Виа Кондотти в Риме. Им нужны обувщики, хранящие их личные колодки, и портные, знающие, какой формы воротники они предпочитают.

В костюме им важен цвет подкладки, а ремень должен быть изготовлен определенным мастером.

"Наших клиентов интересует только нечто особенное, сделанное специально для них", - говорит Элизабетта Бодри, байер из Флоренции.

На улице Виа дель Пургаторио (во Флоренции) находится ателье братьев Пьеро и Франко Чистернино. Здесь покупает костюмы певец Стинг. Обувь можно заказать у Стефано Бемера на Виа Борго Сан Фредиано: только договоритесь о заказе заранее - Бемер шьет всего 200 пар в год. Сделать заказ на кожаные перчатки ручной работы можно в крошечном магазинчике Madova. Особенно заманчиво выглядит цена на лайковые перчатки на шелковой подкладке - всего 70 долларов.

Изделиями из кожи знаменит и Милан. Достаточно упомянуть украшенные драгоценными камнями босоножки от Рене Каовилла, которые делают на заказ в бутике на Виа Багутта. А в магазине Valextra покупают сумки и чемоданы с монограммами. Говорят, что в свое время персидский шах заказал здесь полный комплект дорожных принадлежностей из крокодиловой кожи с застежками из 18-каратного золота. Знатоки также советуют ехать в Марокко и Индию. Например, дизайнер Палома Пикассо покупает в магазинчике под Марракешем уникальные кафтаны ручной работы из хлопка, шелка и ворсистой ткани под замшу.

Это касается и украшений. "Бриллианты выбирайте в Мумбае, а полудрагоценные камни - в Раджастхане. К отъезду получите свой заказ", - советует Мейра Дэлтон, управляющая британским отделением международной туристической компании Greaves Travel, организующей шопинг-туры в Индию. И добавляет, что в Мумбае иногда заказывают даже свадебные платья: "Клиент привозит ткань и вырезку из журнала - и через два-три дня платье готово. Например, копия творения от Vera Wang обойдется всего в 600 долларов".

Эффектный типаж

В России люди с высоким доходом тоже стремятся к оригинальности. "Многие ценят индивидуальный подход в одежде и стараются создать собственный стиль", - отмечает Марина Малыхина, гендиректор исследовательского агентства Magram Market Research. Однако большинство предпочитают покупать одежду известных марок, которые подчеркивают высокий социальный статус и финансовое благополучие, добавляет она.

Представители российского бизнеса по-своему объясняют приверженность люксовым брендам. "Нашему капитализму всего 10-15 лет. У нас еще очень молодая культура потребления, и мы не успели устать от дорогих и элегантных вещей", - говорит Марала Чарыева, гендиректор компании "Росинтер Ресторантс". Ее любимая марка -

Burberry, а работы неизвестных дизайнеров вызывают у нее подо-зрение. "Я не стану за них платить, а куплю лучше что-то известное

и стоящее", - замечает она.

Специалисты по стилю относят приверженцев высоких марок к так называемому эффектному типажу. "Это люди, которые стремятся произвести впечатление", - говорит Юлия Бевзенко, партнер компании First Impressions.

Однако в последнее время в России стал появляться и другой типаж потребителей - экспрессивный. "Они надевают одежду известных брендов на деловые встречи и переговоры. Зато на светских раутах появляются в оригинальных вещах, которые купили в разных уголках земного шара", - поясняет Бевзенко. Правда, в отличие от западных потребителей они редко ездят в специальные шопинг-туры. Вещи чаще покупают в путешествии, на отдыхе или в командировке. Предпочтение отдается европейским дизайнерским вещам. Например, Дмитрий Куприянов, совладелец компании Banana-Mama, очень любит лондонский магазинчик Welenberg and sons, который расположен неподалеку от Трафальгарской площади. Он покупает там запонки ручной работы. А Юлия Бевзенко покупает в Лондоне шляпки и перчатки марки Cost. "Они очень необычные. В них английские традиции сочетаются с восточными мотивами", - говорит она.

В экзотических странах приобретать вещи отваживается далеко не каждый. Если такую вещь покупают, то чаще ее носят дома или надевают на особые вечеринки и карнавалы. "Этот Новый год мы всей семьей встретили в индийских национальных костюмах из чистого шелка, которые муж привез из командировки", - вспоминает Юна Скобликова, гендиректор консалтинговой компании Green Street. А из Таиланда Скобликова привезла несколько платьев и блузок в китайском стиле, которые надевает на вечерние мероприятия.

И все же специалисты по стилю уверяют: Россия идет по западному пути и очень скоро состоятельные потребители оценят преимущества специальных поездок за покупками. "В ноябре этого года мы собираемся организовать шопинг-тур для наших клиентов в Милан, а в следующем году повезем их в Париж", - рассказывает Юлия Курышева, партнер First Impressions. По ее словам, люди, которым студия разработала индивидуальный стиль, будут искать за рубежом недостающие аксессуары и одежду. "Я рассчитываю купить там пальто, сапоги и несколько костюмов, которые трудно найти в Москве. У нас все слишком вычурное", - говорит директор рекламного агентства Concorde Marketing & Advertising Виктория Смоляницкая, собирающаяся в шопинг-тур. По ее словам, она едет в Европу специально для того, чтобы найти вещи молодых дизайнеров и создать собственный стиль.

В погоне за эмоциями

Любовь к эксклюзиву в России возникла не так давно - примерно три года назад, считает Анна Лебсак-Клейманс, директор компании Fashion Consulting Group. Именно тогда произошло пресыщение товарами класса люкс и начался лихорадочный поиск экзотических вещей. Но охотой увлечены далеко не все: по ее оценкам, менее одного процента москвичей готовы лететь в индийскую деревушку за лоскутным халатом или в Бангкок за резной табуреткой из слоновой кости. "Этот феномен пока присущ исключительно пресыщенным столичным жителям, - отмечает Лебсак-Клейманс. - Собирательный портрет охотника за эксклюзивом выглядит приблизительно так: это состоятельный и образованный житель мегаполиса, слегка уставший от своего слишком "нормативно-истеблишментского" бизнеса, например банка. Или его образованная и неработающая жена, которая самовыражается через то, что превращает шопинг в дорогой арт-процесс". По ее мнению, такие люди образуют некое замкнутое сообщество, а их экзотические предметы гардероба или интерьера, являются как бы сигналом для остальных членов "клуба": "Я - свой".

У Михаила Иоффе, ректора Института экономики и финансов "Синергия", основателя программы "Международный маркетинг моды", несколько иная точка зрения. "Подобные увлечения действительно свойственны состоятельным людям 30-40 лет, - говорит он. - Однако это люди с невысоким образовательным цензом, переживающие болезнь роста. Причем болезнь роста переживают не только конкретные люди, но и общество в целом". По мнению Иоффе, через десять лет при совершении покупок россиянином, даже очень состоятельным, будет руководить исключительно рационализм и "альтернативный" шопинг не будет столь яркой тенденцией.

Пока же, тратя деньги на одежду, украшения и предметы интерьера, мы играем в захватывающую игру - в США ее уже окрестили retainment (от слов retail - розница и entertainment - развлечение), - то есть основной мотив, побуждающий к шопингу, не столько желание купить, сколько сам процесс приобретения и связанные с ним приятные эмоции.

Правда, у некоторых положительные эмоции вызывает не покупка, а возможность удивить окружающих. "Когда у человека есть все, ему это многообразие приедается, - говорит Елена Бабиевская, директор Психологического центра на Пятницкой. - Экзотические вещи помогают ему выйти из апатии, "расшевелить" эмоции. К тому же любому человеку свойственно желание выделиться, а необычные одежда и аксессуары - прямой путь к тому, чтобы казаться оригинальным в кругу людей, которых вообще трудно чем-либо удивить. Плюс чувствуешь себя комфортно, зная, что на вечеринке в таком наряде будешь только ты один". (Использованы материалы FT)

Мария Подцероб
Юлия Максимова
15 сентября 2006
friday.vedomosti.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован