21 октября в Смоленском гуманитарном университете состоялся `круглый стол` на тему: `Местное самоуправление и вертикаль власти`. Организаторы `круглого стола` - Смоленский гуманитарный университет и Смоленский городской Совет.
Цель дискуссии: объединить за круглым столом теоретиков и практиков государственного и муниципального управления, представителей общественных организаций, для того, чтобы обсудить проблемы взаимодействия федеральной и муниципальной власти на примере смоленского региона.
Список экспертов:
1. Воеводина Светлана Сергеевна, Общероссийское общественное движение `Право жить`.
2. Денисов Леонид Иванович, кандидат юридических наук, доцент. Смоленский гуманитарный университет.
3. Зайцев Владимир Васильевич, кандидат философских наук, доцент. Филиал Орловской региональной академии государственной службы в г. Смоленске.
4. Кажанов Олег Александрович, кандидат философских наук, доцент. Смоленский государственный университет.
5. Казаков Алексей Валерьевич, председатель регионального общественного движения `Смоляне`.
6. Карнюшина Татьяна Павловна, заместитель начальника департамента Смоленской области по вопросам государственной службы и местного самоуправления.
7. Ковалев Юрий Павлович, кандидат географических наук, доцент. Смоленский гуманитарный университет.
8. Кугутин Анатолий Владимирович, кандидат философских наук, профессор. СФМЭИ.
9. Кунарев Геннадий Алексеевич, председатель комиссии по местному самоуправлению Общественной палаты Смоленской области.
10.Лебедев Сергей Александрович, кандидат политических наук, председатель Смоленского городского Совета.
Лебедев С.А.
Уважаемые коллеги, выступив инициаторами данного круглого стола, мы ставили перед собой цель не политизировать это событие, не превращать его в политический диспут, а провести его в форме научной дискуссии со специалистами по политической регионалистике. Цель нашей встречи - обсудить проблемы взаимодействия региональной власти и органов местного самоуправления города Смоленска.
Объективные противоречия между системой региональной власти и системой местного самоуправления известны политологам как противоречие `управление - самоуправление`. Система региональной власти фактически является нижним уровнем системы государственной власти. При этом местное самоуправление представляет собой достаточно автономную и независимую систему, что закреплено Конституцией Российской Федерации и Европейской Хартией местного самоуправления, к которой Россия присоединилась.
Одно из объективных противоречий - это общеизвестная политическая тенденция, когда субъекты, действующие на политической арене, стараются получить себе как можно больше властных полномочий, и как можно меньше оставить полномочий другим участникам политического процесса.
Еще одно противоречие связано со стремлением государственной региональной власти ограничить возможности местного самоуправления. Ну и естественно, ряд противоречий обусловлен различными подходами региональной власти и местного самоуправления к социально-экономическому развитию территорий. Это связано с тем, что у региональной власти - государственные интересы, которые не всегда совпадают с интересами местного сообщества.
Совпадение всех этих противоречий очень часто приводит к конфликтам между регионом и областным центром. И я неоднократно был свидетелем таких конфликтов, причем не только как сторонний наблюдатель, но и как субъект конфликтных процессов. Как политолог считаю, что этот конфликт системен, и основан на том, что областной центр является бюджетным донором области. Сегодня порядка 53 % налоговых преступлений в бюджет Смоленской области поступает из города Смоленска.
К этой проблематике добавляется борьба за разные экономические подходы к развитию территорий, борьба за право распоряжаться собственностью и землей на территории города.
Сегодня перед нами стоит задача выработать практические рекомендации для власти. Это могут быть предложения организационного характера, касающиеся назначения органов местного самоуправления с участием главы региона. Могут быть предложения и экономического характера в части расширения экономического партнерства. Иными словами, нам необходимо обсудить пути консолидации усилий и минимизации потерь от конфликтов между властью региона и областного центра.
Зайцев В.В.
Уважаемые коллеги. Прошло более 10 лет с тех пор, как мы начали развивать систему местного самоуправления в России. Однако и сегодня на разных уровнях власти отсутствует четкое понимание сущности идеи местного самоуправления. Под этим термином обозначается лишь власть на местах. На практике реализуются прямо противоположные процессы по сравнению с теми, что заявлены законодательно. Это позволяет утверждать, что действующая структура местных органов власти лишь олицетворяет намерение превратиться в местное самоуправление.
Развитие местного самоуправления не привело к развитию демократии в местных сообществах. Напротив, усилились корыстные группы, цель которых - использовать муниципальные ресурсы в собственных интересах. Это то, о чем говорил председатель горсовета. Ну и самое главное с моей точки зрения: в регионах идет поиск рациональной модели устройства власти, но придти к общей модели никто не может. Вывод следует один: в России вновь осуществляется директивная реализация неотработанного закона. Как заявил по этому поводу советник президента РФ С.Н. Самойлов, `мы, чиновники, ищем систему, удобную для удовлетворения собственных интересов, собственного управления, но не систему, удобную для народа`.
Не менее важным фактором дестабилизации положения муниципального образования являлась и является бедность населения. Жизнь ухудшается, доля бедного населения растет, о чем красноречиво свидетельствует статистика.
Теперь перейду к рекомендациям. Я считаю, что должна быть создана, в первую очередь, бюджетная вертикаль. Речь идет о тех 5-6 функциях государства в сфере бесплатной медицины, образования, услуг и социальных выплат. Государством провозглашена политика социальной защищенности. Но, в сущности, эту политику реализует местное самоуправление. Следовательно, названные сферы должны финансироваться государством, а контроль за распределением средств должен осуществлять муниципалитет. Причем, это следует четко прописать законодательно.
Второе. Если наш Президент выработал вертикаль власти и получил право фактически назначать главу региона, почему бы не продолжить эту вертикаль на уровень муниципалитета? Выбрали местный совет - пусть он выберет главу администрации. Это, в сущности, даст возможность главе региона снять главу муниципальной администрации в случае, если тот не справляется со своей работой. И главное, не зависимо от того, выбираем мы глав администраций или назначаем, необходимо четко прописать процедуру их отзыва. Вот приблизительно, то, что я хотел высказать.
Кажанов О.А.
Уважаемые коллеги, я согласен с тем, что существует масса проблем в реформой местного самоуправления. Они касаются и нашего региона. Я очень коротко хотел бы сказать о том, что большое значение для развития реформы местного самоуправления будут играть 2 фактора.
Первое. Местное самоуправление - это значит участие в управлении самого народа, самих людей. На сколько наше население готово к такому участию? Насколько оно готово контролировать деятельность даже тех же выбираемых муниципальных органов? У нас в городе референдумов и плебисцитов не проводилось ни разу! На мой взгляд, большое значение имеет привлечение населения к решению многих вопросов муниципалитета. Необходимо, чтобы были четкие, постоянные отчеты властей о своей собственной работе, причем в форме доступной и понятной простым людям: что сделано и как!
Второй момент, который здесь так же должен прозвучать, связан с тем, на сколько наше государство готово сотрудничать с местным самоуправлением, чтобы дать ему возможность эффективно решать свои проблемы. Местная власть должна более эффективно решать задачи, которые выпадают из поля зрения государственных структур. Это ряд социальных, коммунальных услуг, до которых руки у федеральных властей не доходят. Местная власть лучше знает ресурсы, например географические, природные, людские, которые можно использовать для решения тех или иных проблем, существующих на той или иной территории. И конечно необходимо развивать инициативу самих людей в части решения этих проблем.
Еще один актуальный вопрос связан с кадровым обеспечением муниципального управления. Я работаю со студентами и знаю, что вопросы муниципальной службы у студентов особой популярностью не пользуются. Мне кажется, в этом плане нужно повышать популярность местного самоуправления, муниципалитетов, управленческих структур различных поселений. Недавно вообще были опубликованы потрясающие факты. В одной из газет я нашел информацию о том, что у нас в муниципальных предприятиях города Смоленска существует огромное количество вакансий, около 5000, а количество ищущих работу по городу - 2500. Почему не идут? Почему не хотят работать? Об этом наша муниципальная власть задумалась?
Далее вопрос о финансировании, который стоит очень остро. Если брать бюджеты многих муниципальных образований страны, в небогатых областях 50% бюджета часто тратится на зарплаты сотрудников, остальное - на капитальный ремонт и все остальное. В этом плане есть масса проблем, которые необходимо решать, и я соглашусь с Владимиром Васильевичем в том, что финансовые проблемы должны четко прописываться и реализовываться в наших местных нормативных актах.
Ну и частные вопросы. Вот сейчас началось очень активное дорожное строительство. А почему раньше этим не занимались? Ведь у многих ассоциация возникает такая: скоро выборы мэра. Вот и засуетились! А раньше почему не занимались? ЖКХ - это просто ужас какой то! Они вообще кому-то подчиняются? Такое ощущение, что это самостоятельная, независимая организация. Но ведь мы то платим за коммунальные услуги, и плата эта постоянно увеличивается. А отдачи никакой нет. В общем, масса вещей, которые указывают на то, что нашим муниципальным органам нужно более продуктивно работать.
Кугутин А.В.
На мой взгляд, противоречия между региональной властью и муниципальной властью практически не разрешимо, во всяком случае, на данном этапе. Хотя некоторые проблемы могут быть решены в судебном порядке. Почему-то судебная власть не участвует в урегулировании тех проблем, которые возникают между региональной властью и муниципалитетом. Все спорные вопросы переносятся в прессу, во взаимные обвинения и уколы. Свидетелями этого мы уже долгое время являемся.
В законе прописано, что относится к региону, а какие вопросы он может передать на муниципальный уровень. Земля, по закону, должна распределяться местным самоуправлением, а сейчас это право забрали у города. Я считаю, что этот вопрос надо решать.
Город Смоленск является городом-донором. Области конечно необходимо помогать. Но, может, имеет смысл выйти с законодательной инициативой и установить норматив, определяющий, какую часть бюджета может забирать региональная власть? На мой взгляд, область часто принимает решения, препятствующие городу решать многие социальные задачи.
Я соглашусь с предыдущими докладчиками в том, что необходимо принимать меры, связанные с активизацией населения в решении местных проблем. Некоторые шаги в этом направлении делают депутаты нашего городского Совета на своих округах: проводят дворовые праздники и спортивные мероприятия. Все это как-то сближает население, воспитывает в нем соучастие в общественных делах. Однако по большому счету, ТОСы у нас больше на бумаге, уличкомы бездействуют. Нужно поднимать интерес людей к решению местных вопросов.
Ну и что касается выборов. Назначать или выбирать? С одной стороны, нам нужна демократия, с другой стороны - нужен порядок. Если мы проведем референдум и спросим у людей: какая власть нужна народу, выборная или назначаемая, ответ, уверен, будет таков: та, которая работает. Ну и в Уставе города нужно четко прописать положение об отзыве мэра в том случае, если он `зарвался`.
Ковалев Ю.П.
Я присоединяюсь к мнению и Анатолия Владимировича и Владимира Васильевича о том, что нам нужна ответственная власть. Меня интересует следующий вопрос: почему избранный горсовет, который в принципе и является основой местного самоуправления, не может заниматься формированием властной структуры? Он ответственен перед населением и обеспечивает народное представительство во власти. Назначение со стороны региональных властей мне тоже кажется не совсем верным, потому что в этом случае могут не совпадать партийные позиции. Таким образом, региональная власть будет навязывать кандидатуру, которая удобна правящей партии. Не для кого ведь не секрет доминирование `Единой России`. Следовательно, приоритет должен быть за городским советом, который и должен нести ответственность за то, кого он предлагает в исполнительную власть в городе.
Денисов Л.И.
Так распорядилась история, что мне пришлось быть одним из авторов первого Устава города Смоленска. Тогда, в 95-96 годах, когда решался этот вопрос, нам негде было взять для образца какой-либо документ. Его не было даже в Москве. Поэтому мы этот Устав писали на основе зарубежного опыта. В этот Устав мы заложили выборность главы города и принятие Устава на референдуме. Но, к сожалению, многое из того, что нами предлагалось, принято не было.
У меня много предложений, но остановлюсь я лишь на некоторых моментах. Основу неэффективности нашего самоуправления следует искать в законодательстве. Наше понятие о местном самоуправлении, заложенное в 131 законе, не совпадает с европейским. 131 закон, регламентирующий местное самоуправление, очень `сырой`. С 6 октября 2003 года в него было внесено 37 изменений! За такой короткий промежуток времени. Это говорит о том, что у нас вообще нет концепции местного самоуправления.
Как можно самоуправляться, когда господствуют трансферты, субсидии, субвенции и дотации? Мы даже не можем школу за свой счет содержать. Местное самоуправление может иметь место только тогда, когда оно в состоянии решать местные вопросы, для этого есть ресурсы, финансы и все остальное. По отчету за прошлый год только Смоленск и Десногорск в нашем регионе самодостаточны.
Спор о том, подчинять город региону или нет - бессмысленный. Вот Конституция. В главе 8 четко написано: нельзя назначать никого над местным самоуправлением со стороны государственного аппарата, ни регионального, ни федерального. Вот Устав города Смоленска, статья 15. Здесь говориться: `голосование по отзыву депутатов Смоленского городского Совета и главы города Смоленска`. Есть же такое нормативное регулирование! Другой вопрос, что это сложно, и практически невозможно. Тогда надо говорить об этом, а не о том, что такого института нет!
Народ нельзя отстранять от участия в местном самоуправлении. Городским Советом должны приниматься решения о проведении референдумов и опросов. И оценивать деятельность местного самоуправления необходимо по тому, как относится к нему население.
Воеводина С.С.
Большинство ораторов затронули тему низкого уровня активности населения. Десять лет мы строим местное самоуправление, а вопрос о привлечении населения и его активизации остался на том же самом уровне. У власти отсутствует понимание необходимости правового образования населения. В 2004 году Президент В.В. Путин объявил две задачи, которые предстояло решить. Первая - это укрепление вертикали власти, что было связано с террористической угрозой. И вторая - развитие гражданского общества. О местном самоуправлении тогда ничего не говорили, потому что оно по умолчанию считалось институтом гражданского общества. Так ли это? Это большой вопрос.
Для населения местное самоуправление - это низовой уровень власти. При этом 90% населения не понимают, что такое местное самоуправление, не видят разницы между горсоветом и администрацией, не понимают, почему местное самоуправление не входит в систему государственной власти. Необходимо менять формы работы с населением и заниматься его просвещением.
Все антагонизмы между двумя ветвями власти в городе Смоленске для народа - что `паны дерутся`, суть этих конфликтов ему не понятна. И этим пользуются не совсем чистоплотные политтехнологи.
Необходимо совершенствовать формы работы с населением. И эта работа должна вестись `не для галочки`, а для того, чтобы принести пользу людям. Местный уровень власти мало общается с населением. И инициатива такого общения должна исходить, прежде всего, от депутатов. В общественных технологиях это называется `батутом`. Когда три человека собираются и начинают обсуждать проблемы - это проявление гражданского общества. Таких людей нужно организовывать и брать их `на контроль`. И для этого не достаточно уже существующих депутатских приемов населения. Нужно эту систему развивать по всему городу, привлекать для этого общественные организации. Нужно выявлять людей, которые готовы говорить.
К сожалению, население сейчас более всего готово ругаться, носить заявления, жалобы, стучать кулаком по столу. Я считаю, что людям надо давать такую возможность, потому что потом эти люди, возможно, перейдут к конструктивному диалогу и помогут нести решения местного самоуправления в народ. Мне известно много таких технологий, которые можно и нужно реализовывать в Смоленске. И вести такую работу с населением должен, прежде всего, депутатский корпус.
Карнюшина Т.П.
Я выскажу точку зрения департамента муниципальной службы и местного самоуправления. Я бы хотела вернуться к предмету сегодняшней беседы - это `местное самоуправление и вертикаль власти`.
Я не вижу никаких связующих нитей между этими двумя понятиями. Конституция, статья 12, говорит о том, что органы местного самоуправления в Российской Федерации не входят в систему органов государственной власти. В связи с этим говорить о вертикали мы не можем, потому что ни подчиненности, ни соподчиненности, ни подконтрольности мы сегодня не имеем в силу Конституции. Местное самоуправление - это самостоятельный институт, который к вертикали власти, выстраиваемой в системе государственной власти, согласно Конституции, иметь не может.
На территории Смоленской области 350 муниципальных образований. Из них - два городских округа, 23 городских поселения и 298 сельских поселений. Но мы собрались для того, чтобы обсудить взаимодействие органов государственной власти и города Смоленска. Я бы хотела акцентировать внимание именно на взаимодействии органов местного самоуправления и государственной власти. Интересно было бы обсудить: как нам взаимодействовать в рамках сегодняшнего законодательства? Вертикаль мы не сможем построить, а взаимодействовать мы можем.
Недавно у нас состоялась интересная командировка в Белгород. Мы изучали порядок избрания органов местного самоуправления, которое сильно отличается от того, что есть у нас.
Белгород произвел на нас яркое впечатление и в плане архитектуры, и в плане отношения к самому городу, к взаимодействию власти с людьми. Все направления хозяйственной деятельности в городе ведутся в рамках целевых программ. Во взаимодействии с органами местного самоуправления была рождена программа `Благоустройство парков`, которая вышла на областной уровень. Благодаря этой программе на территории области было обустроено более 500 парков в муниципальных образованиях. Другая программа касалась благоустройства дорог путем выкладки их брусчатой плиткой, всех центральных улиц всех районов и даже сельских поселений. Вы можете себе представить: в деревнях тропинки вымощены брусчатой плиткой! И такие программы - по всем направлениям городского хозяйства.
Мы тоже должны находить какие-то способы, чтобы жить так же, как они. Мы должны приучать людей к власти, к тому, что она - не зло, а добро. Очень часто слово `чиновник` имеет негативную окраску. Чиновник должен быть открытым, и руководствоваться не регламентом, а духовным отношением к людям. И тогда мы с людьми сможем найти контакт. А пока, за 15 лет на территории Смоленской области не провели ни одного референдума, и желание их провести ни у кого не возникало. Людей нужно приучить к тому, что они тоже участвуют в решении вопросов местного значения.
Кунарев Г.А.
131 закон предлагает несколько вариантов организации власти на уровне местного самоуправления. Мое личное мнение, и мы обсуждали его с председателем общественной палаты, таково: и депутаты и Глава города должны избираться прямым голосованием. Вместе с тем, нам надо работать над процессом подготовки к выборам, чтобы определенные группы не продвигали во власть своих лоббистов. Я не считаю правильным, когда городской Совет, 25 - 30 человек, формируют орган исполнительной власти. Это вовсе не позволяет нам избежать кадровых ошибок, и я сомневаюсь, что это способ более эффективный.
Другой важный момент, о котором уже говорили наши ученые, заключается в том, что обе ветви власти, горсовет и администрация, должны не конфликтовать, а балансировать. Ведь, в конечном счете, народу `на выходе` нужна хорошая жизнь. Если ее нет - должны быть реальные, эффективные способы смены власти, отставки Главы или отзыва депутата. Должны быть выработаны четкие критерии и действенные процедуры спроса с власти.
Что касается местного самоуправления, то основная его проблема, как мне видится, - это кадры. Пока у нас так: меняются главы - меняется аппарат. Живем по принципу: `ты меня знаешь, ты меня уважаешь - ты и будешь у власти`. Нет критериев профессионализма, нет обучения кадров. Отсюда и низкая эффективность работы аппарата муниципальной власти, который, фактически, работает на себя.
И не стоит жаловаться на то, что у города мало денег. Деньги есть, просто они не эффективно используются, а их расходование практически ни кем не контролируется. Характерный пример - капитальный ремонт улицы Рыленкова, который начинали в прошлом году, а в этом году занимались устранением дефектов из-за низкого качества работ, которые там проводились. На это шли большие деньги из городского бюджета.
Я это говорю к тому, что все проекты бюджета, все отчеты, которые готовит исполнительная власть, должны проходить через общественные слушания. К сожалению, на сегодняшний день эффективность таких общественных слушаний нулевая, потому что представители власти, которые на них приходят, отстаивают свои интересы, народ на них остается либо в стороне, либо в принципе не может разобраться в том, о чем говорят представители власти. Поэтому и говорят: `у нас власть - сама по себе, а народ - сам по себе`. Во многом это следствие неэффективного, `сырого` закона о местном самоуправлении 131- ФЗ. И, к сожалению, не достаточно активно ведут себя депутаты, ведь именно они должны сближать власть с народом.
Один из выходов в сложившейся ситуации - развитие системы территориального общественного самоуправления. Благодаря нашим совместным с Сергеем Александровичем усилиям мы добились того, что на уровне городского Совета был принят документ об организации системы территориального общественного самоуправления. Но документ этот настолько выхолощенный, что работать по нему тоже нельзя. Нужно принимать меры, поскольку без системы ТОС говорить о местном самоуправлении не приходится. Местное самоуправление должно развиваться `снизу`, поскольку все, что насаждается `сверху` - не жизнеспособно, кроме просвещения народа и его правового обучения.
Казаков А.В.
Уважаемые коллеги, я позволю себе высказаться тезисно. Начнем с того, насколько корректно обозначен предмет нашей дискуссии и можем ли мы говорить о вертикали власти. Мы можем говорить о том, что она противоречит Конституции, что нет соответствующих законов. Тем не менее, я считаю, что надо вести речь об организации системы, при которой губернатор будет иметь какое-либо влияние на главу исполнительной власти муниципалитета. Если рассмотреть 131 закон укрупнено, в практической плоскости, то сегодня губернатор - это царь без царства. Председатель колхоза ему попросту не подчиняется. Это первое.
Второе. Что касается активности и участия населения в местном самоуправлении. Мне думается, что для того, чтобы наше население участвовало в выборах, нужно вести систему просвещения. Люди должны понимать, что такое власть и как с ней взаимодействовать, что входит в компетенцию представительной и исполнительной властей. Не дело депутата заниматься ремонтом крыш, хотя лично мне неоднократно приходилось в это вмешиваться. С меня за это спрашивают мои избиратели.
Что касается выборов, то я, как человек, связанный с промышленностью, могу привести аналогию с работой предприятия. У акционерного общества есть совет директоров - его собственники, которые по-разному разбираются в управлении. И когда возникает вопрос об эффективности работы предприятия и получения прибыли, они назначают профессионального управленца, менеджера. Если работа идет хорошо, и годовой баланс показывает получение прибыли, с менеджером продлевают контракт и дают ему премию. Если работа идет плохо, ему говорят `до свидания`. Теперь представьте, что трудовой коллектив выберет директора сам. Им, скорее всего, будет `классный мужик, который здорово в перерывах играет в домино`. А потом пять лет коллектив будут думать, что с ним делать. Вот это и есть всенародные выборы.
Я часто встречаюсь с людьми, слушаю их мнение. Я считаю, что люди, уплачивая налоги на содержание нас, чиновников и депутатов, должны просто пользоваться результатами нашего труда, а мы им за эти деньги должны оказывать услугу надлежащего качества. Человек, который отработал 8 часов, не хочет думать, как ему организоваться в ТОС и кто ему покрасит подъезд. Он уже заплатил за то, чтобы в подъездах было чисто, в квартире - тепло, чтобы дворы были убраны. И заплатил не малые деньги.
Сегодня мы, как депутаты, для того, чтобы иметь более высокий рейтинг, тоже исполняем часть функций администрации. Я провожу дворовые праздники, мои помощники ходят по квартирам и смотрят, где текут трубы. Я пишу во все инстанции, чтобы людям трубы починили. Если не чинят - обращаюсь в прокуратуру. И в итоге, как правило, все равно ничего не делают. Поэтому главная проблема муниципалитета - наладить работу исполнительной ветви власти.
Лебедев С.А.
Уважаемые коллеги, позволю себе подвести предварительные итоги нашей встречи. Что касается корректности постановки предмета дискуссии, мы изначально предполагали, что у юристов она вызовет вопросы. Мы прекрасно понимаем, что есть Конституция, и в соответствии с ней система местного самоуправления автономна и в государственную вертикаль оно не входит. Процесс вертикализации власти - это объективный процесс, который идет в нашей стране. За состояние региона Президент спрашивает с губернатора, а губернатор, в свою очередь, несет ответственность за состояние дел в каждом муниципальном образовании. Останется, не дай бог, Смоленск без тепла - спросят не с мэра, спросят - с губернатора. И в этой ситуации должны быть политические неформальные механизмы влияния губернатора на систему местного самоуправления, в том числе - на подбор и расстановку кадров. Не зависимо от того, как будет выбираться мэр Смоленска, губернатор включит все формальные и неформальные рычаги для того, чтобы согласованная с ним кандидатура заняла этот пост. То же касается и роли партии `Единая Россия` в этом вопросе.
На сегодняшней дискуссии было высказано много интересных идей, я их все записал, и многие из них мы, как представительный орган местного самоуправления, примем к исполнению. Что-то направим и на региональный уровень. Я полностью согласен с предыдущими ораторами в том, что между региональной и муниципальной властью нужно развивать сотрудничество, партнерство. Раз законодательно не предусмотрено подчинение властей, значит нужно вырабатывать легитимные, а главное, эффективные механизмы такого партнерства для достижения конкретных результатов. Ведь людям, как правильно было сказано, нужны конкретные результаты. Все мы, и региональная и муниципальная власть, несем совместное бремя ответственности перед народом, так что нам следует наши усилия консолидировать. Противоречия всегда были и будут. Но они не должны сказываться на эффективности управления.
Соглашусь с мнением Геннадия Алексеевича по поводу того, что нам нужно развивать территориальное общественное самоуправление. Мы всегда должны ощущать на себе влияние общественного мнения, которое, в конечном счете, и будет определять, какая власть останется работать дальше, а какую надо менять. И конечно, очень разумные предложения Леонида Ивановича, по поводу того, что необходимо совершенствовать нормы ответственности власти. Эти нормы заложены в 131 законе, но пока, к сожалению, не отлажен механизм их исполнения. Есть у нас пример того, как один депутат живет в Москве, раз в квартал приезжает в Смоленск, и население не может его отозвать. Нужно развивать механизм ответственности и конкретного депутата, и в целом коллегиального органа городского Совета, и конечно, механизм ответственности единоначальника, Главы города. Все это надо совершенствовать, настраивать, в том числе, и в контексте процессов вертикализации власти, которые объективно идут в нашей стране.
Денисов Л.И.
Я изучал опыт других городов, в частности, Белгорода. Там все строится на программах, которые реализуются на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Деньги - у Федерации, а значит, ее надо заинтересовывать в том, чтобы она эти деньги выделяла. Что касается местного самоуправления, то здесь все должно быть формализовано. Как говорят юристы: есть в документе - есть в жизни. Что толку, если соберется дом и кого-то выберут? Все должно быть формализовано, зарегистрировано. Люди должны быть формально наделены общественной властью. Если этого нет - бессмысленно говорить об общественном самоуправлении. Следует развивать и межмуниципальные проекты. Например, в реализации проекта по переработке мусора заинтересован и Смоленск, и Смоленский район. Почему бы не консолидировать средства и возможности? И такие межмуниципальные проекты нужно развивать по всем направлениям.
Лебедев С.А.
Я абсолютно с Вами согласен. Об этом стал говорить и губернатор Смоленской области С.В. Антуфьев. Все `продвинутые` регионы и города живут по принципу программно-целевого финансирования. Речь идет о стратегических планах, которые продуманы с экономической точки зрения, подкреплены ресурсами. Это позволит нам подтягивать и региональные, и федеральные деньги. Без таких программ с нами разговаривать никто не будет. К сожалению, отсутствие таких программ - это недостаток Смоленской области. У нас всего 5% областных средств расходуется по программно-целевому методу. Остальные 95% - это латание дыр. Похожие показатели и по городу Смоленску. Но я хочу сказать, что в части разработки программ городским Советом проделана очень большая работа. У нас почти по всем направлениям развития городского хозяйства такие программы приняты. Пока они не обобщены в единый стратегический план развития города, нам эта работа еще предстоит. И главное, что ресурсов сейчас для программно-целевого развития отраслей городского хозяйства у нас достаточно.
Карнюшина Т.П.
Когда в 90-е годы мы вошли в сферу местного самоуправления, не было аналитики по поводу того, как местное самоуправление должно развиваться в Российской Федерации. Мы ратифицировали Европейскую Хартию о местном самоуправлении и просто выполняли свои обязательства. В результате оно получилось у нас искусственным. Я не столь скептически отношусь к 131 закону, ведь он дает нам массу возможностей делать местное самоуправление таким, каким бы мы его хотели видеть. Нужно уметь применять этот закон. Я еще раз обращусь к примеру Белгорода. Там каждый депутат является руководителем общественного совета в своем избирательном округе. И каждый депутат обязан заниматься общественной работой, просвещать население, решать его проблемы. В результате у них отработано взаимодействие, взаимопомощь народа и власти.
В Белгороде все перешли на систему, когда глава муниципального образования избирается из числа депутатов, а глава администрации назначается по контракту на конкурсной основе. Переход к этой системе был такой: сначала были внесены изменения в Уставы городов и поселений, затем представительные органы дружно сложили свои полномочия. Люди поняли, что это - во благо. И пошла новая система. У нас же никто полномочия складывать не желает. Все конкурсные комиссии на должность глав администраций у них возглавляются представителями областной администрации. Итоги конкурса объявляются на заседаниях Советов депутатов, поскольку они, в конечном счете, назначают главу администрации. Начальник департамента Белгородской области зачитывает письмо губернатора о том, что он предлагает именно эту кандидатуру на должность главы администрации, после чего депутаты переходят к голосованию. Через год главу администрации приглашают отчитаться перед депутатами и показать результаты своей работы. Губернатор в Белгороде за всем следит и все знает, что происходит в области. И вот в этом они видят вертикаль власти. Пока в Смоленской области власть разъединена. У нас нет единства ради достижения одной цели. Когда мы сможем объединиться - и у нас будут результаты.
21.10.2008
www.smolsovet.ru