Кира Муратова - когда-то запрещенный советский, а теперь признанный украинский режиссер - и в свои почти 73 верна себе. Фильм снят не просто мастерски - он снят виртуозно! Особенно хочется отметить изумительную работу оператора Владимира Панкова, чья камера в первой новелле удивительно экспрессивна и подвижна в замкнутом пространстве закулисья реального Одесского Академического украинского музыкально-драматического театра, а во второй части вальяжно нетороплива в просторах роскошной квартиры - снятой, кажется, в зрительской зоне того же театра. Две истории прихотливо переплетены и визуально перетекают друг в друга при помощи искусного монтажа Тамары Денисовой - до тех самых пор, пока театральная реальность второй новеллы не вырвется из оков сценической условности и не понесется со скоростью трамвая в праздничную снежную ночь...
Вместе с тем - фильм стопроцентно мизантропический: во всей картине нет ни одного мало-мальски положительного или хотя бы симпатичного персонажа! Замечательные актеры, подчиняясь фирменной режиссерской манере Муратовой, создают впечатляющую "галерею уродов", в которой акты реального душегубства являются лишь метафизическим отражением загубленных душ всех героев - без единого исключения. Даже собака проявляет свою верность в основном тем, что послушно писает на ту же дверь, на которую перед этим пописал хозяин... Зачем всё это надо было опять показывать - риторический вопрос. Артхаус есть артхаус - вопросы типа "зачем?" или "ради чего?" здесь не имеют смысла. Состоялся очередной безусловный акт чистого киноискусства от Киры Муратовой, уже удостоенный нескольких престижных кинопремий, включая "Нику". Таким образом, если вам понравились "Три истории", то "Два в одном" - ваш выбор. Если же вы не мизантроп - лучше воздержитесь в эти дни от посещения VIP-зала.
www.musicals.ru
27-09-2007