Уважаемые коллеги!
Центральным вопросом экономических реформ, начавшихся в 1985 году, является вопрос об изменениях отношений к собственности. Экономика СССР основывалась на общенародной или государственной форме собственности на средства и продукты производства. В ходе экономических реформ изменениям должна была подвергнуться вся громоздкая система собственности в СССР. В период с 1985 по 1990 годы были приняты основные нормативные акты, регулирующие политико-правовые механизмы взаимодействия между государством и новыми игроками, осуществляющими экономическую активность. В 1987 году КПСС возвращается к проведению обширной экономической реформы, которая по замыслу должна была стать продолжением и углублением неосуществленного проекта 1979 года. Принимается ряд решений, постановлений, направленных на качественное изменение народно-хозяйственного планирования на макро- и микроуровнях, преобразование институтов хозяйствования, побуждение материальной заинтересованности работников, расширение прав предприятий в осуществлении хозяйственной деятельности. Важнейшим нормативным актом, который, по праву, может считаться первоисточником нормативных отношений государства и зарождающего сообщества предпринимателей, стал принятый в 1987 году "Закон о государственном предприятии", в котором было закреплено право предприятий самостоятельно разрабатывать и утверждать свои планы, заключать договоры, осуществлять самоуправление. Один из пунктов закона гласил: "Государство не отвечает по обязательствам предприятия. Предприятие не отвечает по обязательствам государства, а также других предприятий, организаций, учреждений". Одновременно с "Законом о государственном предприятии" было принято постановление о переводе объединений, предприятий и организаций, отраслей народного хозяйства на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, призванное укрепить экономическую самостоятельность, повысить заинтересованность и ответственность предприятий за повышение конечных результатов деятельности предприятий. В последствии данный Закон получил закрепление в 4-й ст. Конституции РФ 1993 года, провозглашающей равенство всех форм собственности в Российской Федерации. Намеченная в 1987 году экономическая реформа, должна была стать еще одним масштабным шагом на пути приобщения к товарно-денежным отношениям и капиталистическим формам хозяйствования. Отсутствие рыночной либеральной культуры, невозможность моментального перехода к новым экономико-правовым отношениям в совокупности с развивающимися новыми формами хозяйствования и остающимся социалистическим курсом реформ рождали противоречия отношений собственности, которые носили объективный характер. Их разрешение заключалось в создании предпосылок и условий для многосубъектности отношений собственности и многоуровневости процесса приватизации, ликвидации монополии государственной собственности, создании собственника, заинтересованного в эффективности собственности, повышении ее качественных и количественных показателей. В СССР ограничивалась реализация индивидуальной и коллективной форм собственности, и вместе с тем обеднялась реализация общественной собственности, тормозилось ее развитие. Реализация коллективной и индивидуальной форм собственности в рамках общественной собственности связана с кооперацией, арендой и акционированием. Одним из важнейших нормативных актов реформ доприватизационного периода стал закон о кооперации; разрешающим индивидуальные формы деловой активности стало Постановление ЦК КПСС "О кооперативах и частном предприятии". В законе провозглашался подход к кооперации как единому социально-экономическому явлению. Было подчеркнуто, что кооперация разделяется на различные виды в зависимости от сферы деятельности. Однако закон поставил в неравное положение членов различных кооперативов по отношению к объектам их собственности. Первым и основным экономическим принципом возникновения кооператива как хозяйственной организации является непосредственное материальное участие его членов в образовании объектов собственности в виде паевых и членских взносов. Закон же не предусматривал обязательность паевого взноса для вступления в кооператив- статья 22 "Финансы кооператива". Поясняя источники формирования финансовых ресурсов кооператива, упоминает паевые взносы лишь среди прочих: выручка, амортизационные отчисления, а также средства от продажи ценных бумаг. Закон "О кооперативах..." позволил с определенной степенью эффективности бизнесу и рынку исполнять следующие функции: реагирование на изменение спроса, насыщение рынка разнообразными товарами и услугами. Вместе с ростом кооперативного движения появился ряд крупных проблем и противоречий как внутри самой кооперации, так и за ее пределами. Можно выделить несколько основных групп таких проблем и противоречий:
- теневая перекачка части государственных ресурсов в кооперацию;
- "игры" на разнице между государственными и рыночными ценами;
- применение в кооперативах труда наемных работников.
Подобные факторы ориентировали деятельность кооперации на максимизацию прибыли и доходов, деформировали социальные основы и принципы кооперации. Новая кооперация стала превращаться, по существу, в конгломерат социально различных структур - от частнопредпринимательских до акционерных. В ней все меньше места занимали реальные кооперативные образования. Деформации и перерождению новой кооперации способствовала и коммерческо-предпринимательская направленность деятельности кооперативных союзов. Возникли и углубились противоречия между новыми кооперативами и населением. Кооперация стала конкурентом населения в приобретении многих видов товаров, особенно стройматериалов, полуфабрикатов и ряда промышленных изделий. Расширение производственной и особенно торговой деятельности кооперации порождало или усиливало товарный дефицит многих видов продуктов в государственной торговле. Под кооперативы стали передаваться помещения бывших государственных магазинов, столовых, кафе, прачечных и парикмахерских. Особое недовольство населения вызывают высокие цены на продукцию кооперативов.
18.08.1994
Из выступления на международной научной конференция "Методы формирования и принципы реализации социальной ответственности бизнеса в России" (Москва, 18.08.1994).
viperson.ru