Во вторник, 9 декабря, в Центре международной торговли состоялось заседание круглого стола на тему "Межрегиональное и приграничное сотрудничество со странами СНГ".
Евгений Гузеев, заместитель директора Департамента по связям с субъектами Федерации, парламентом и политическими партиями МИД РФ, сказал, что в настоящее время сформировалось и эффективно функционирует система международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ. Сегодня имеется солидная правовая база в этой сфере взаимодействия, наиболее важным является Закон "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ".
По словам Е. Гузеева, "в МИДе считают, что Закон "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ" работает эффективно, однако представители Минэкономразвития внесли предложение по разработке нового Закона "О координации международных связей субъектов РФ и муниципальных образований РФ", который скоро будет принят". В нем отсекается внешнеэкономическая часть, поэтому, по его словам, непонятно, каким образом будет регулироваться внешнеэкономические связи субъектов РФ, и в МИДе считают, что предыдущий закон менять не следует. Обеспокоенность вызывают также моменты, связанные с тем, что в настоящее время соглашения субъектов РФ обязательно должны проходить экспертизу МИДа, а согласно новому закону, эти соглашения будут подписываться и направляться в Минюст. По мнению Е. Гузеева, это опасно, т.к. появляется дополнительный бюрократический барьер в связи с тем, что Минюст не может зарегистрировать соглашения без разрешения МИДа, т.о. придется преодолевать дополнительный виток согласования. Во-вторых в новом законе могут быть положения, которые не будут соответствовать представлениям о единой внешнеполитической линии РФ.
Как отметил Е. Гузеев, Минэкономразвития также предложило внести в этот закон право муниципальных образований вести международную и внешнеэкономическую деятельность. "Мы тоже выступаем за расширение прав органов местного самоуправления, но мы против того, чтобы смешивать две ветви власти: государственную власть субъектов Федерации и самостоятельную негосударственную власть, которой являются органы местного самоуправления. Мы предлагаем, чтобы уровень международной деятельности местного самоуправления регулировался субъектами РФ, таким образом, будет соблюдаться принцип субсидиарности", - сказал Е. Гузеев.
Что касается сферы приграничного сотрудничества, то, по его словам, законодательная база здесь пока не развита. Закон "О координации" позволяет органам местного самоуправления и субъектам федерации вести приграничное сотрудничество. По инициативе МИДа ратифицирована Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей, которая вступила в действие 5 января 2003 года. Она дает гарантию субъектам приграничного сотрудничества осуществлять это сотрудничество.
Также МИДом внесено предложение Президенту РФ о подписании Россией двух протоколов рамочной Конвенции. Первый из них позволяет создавать так называемые регионы интеграции и сотрудничества (еврорегионы), которые являются наиболее прогрессивной формой приграничного сотрудничества, когда заинтересованные в нем участники создают единый рабочий орган, который имеет право принимать решения по наиболее актуальным вопросам приграничного сотрудничества. Суть второго протокола отражена в законе о координации. "Подписав эти протоколы, мы получим дополнительную основу для законодательного подкрепления приграничного сотрудничества", - сказал Е. Гузеев.
ИА "Альянс Медиа"
13-12-2003