Новым участником рубрики "Гостиная "Рабочего края" стал депутат Государственной думы, заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Михаил Бабич .Работа депутата- Михаил Викторович , завершился 2006 год, время подводить итоги. Известно, что вы готовите отчет о работе за три года. Что удалось сделать? Какими были основные направления вашей работы?- Наверное, нет смысла пересказывать отчет - вскоре мы его опубликуем, там будет все подробно написано.Почему взяли трехлетний период?Наступивший год - предвыборный, поэтому не хотелось, чтобы сложилось впечатление о деятельности "от выборов до выборов". Работа велась системно, регулярно, по всем основным направлениям.Прежде всего это работа в интересах Ивановской области: привлечение инвестиционных средств из федерального бюджета и продвижение проектов, влияющих на социально-экономическое развитие области, а также работа с муниципальными образованиями и непосредственно с избирателями.Существенное место в отчете занимают данные о подготовленных законопроектах - то, чем мне приходилось на протяжении трех лет непосредственно заниматься в качестве заместителя председателя комитета Государственной думы по обороне, в комиссии по Северному Кавказу, различных рабочих группах по во-просам обороны и безопасности государства. По всем этим направлениям мы отчитаемся, чтобы у избирателей сложилось целостное преставление о том, из чего строится рабо-та депутата Государственной думы, каковы ее эффективность и значение.- Что бы вы занесли себе в актив? Что удалось сделать, что не получалось у предшественников?- Я бы не стал сейчас сравнивать себя с предшественниками, это не очень корректно: у них был свой объем работы в другой политической ситуации.Если говорить о привлечении ресурсов федеральной адресной инвестиционной программы, то за эти три года их объем вырос в шесть раз. Это основной источник финансирования наших объектов в муниципальных образованиях. Общий объем финансирования из федерального бюджета по различным направлениям вырос на 3 млрд рублей. Значительная работа проведена по разграничению полномочий между Российской Федерацией, Ивановской областью и муниципальными образованиями.Большое значение мы придавали локализации последствий введения закона о монетизации льгот. Сейчас мы убеждены, что такой закон был необходим, но полтора года потребовалось на то, чтобы выявить слабые места и начать системно устранять эти проблемы.Сегодня понятны сильные и слабые стороны национальных проектов. На 2007 год финансирование по ним увеличено более чем в полтора раза.Наша задача - создать фундамент для того, чтобы все основные направления (здравоохранение, образование, до-ступное жилье и АПК) финансировались эффективно. Чтобы деньги, которые выделяются, расходовались качественно и доходили до конкретного потребителя государственных услуг.Отмечу также, что за эти три года региональное отделение "Единой России" состоялось как самостоятельная политическая сила в Ивановской области. Прошлогодние выборы достаточно аргументированно это доказали.Год работы нового созыва областной думы, новых глав муниципальных образований, которые избирались от "Единой России", показал, что у партии есть значительный потенциал, а главное - она взяла на себя ответственность за социально-экономические и политические процессы, которые происходят в Ивановской области.Национальные проекты- Вы сказали, что у нац-проектов есть сильные и слабые стороны. Что вы под ними подразумеваете?- Очевидно, что если проект "Здравоохранение" и в какой-то части "Образование" имеют "точечное" финансирование - повышение заработной платы, покупка оборудования, автомобилей - и это можно отследить, то по проекту "Доступное жилье" мы даже не приблизились к решению вопроса.Хотя делать из этого далеко идущие выводы не стоит - за один год сдвинуть такой пласт проблем не удастся. Жилищный вопрос не решался десятилетиями.- Когда мы увидим до-ступность жилья в нашем регионе?- Сначала необходимо оценить, какие факторы влияют на это. Нужно снизить себестоимость жилья, чтобы покупательная способность населения соответствовала ей. Что для этого можно сделать? Раньше строили так: сдается дом, к нему же - детский сад, школа, проводятся коммуникации. Все это закладывается в себестоимость квадратного метра, и покупатель это оплачивает. На самом деле это неправильно. Детские сады, школы, инфраструктура - это забота государства или муниципального образования. Человек должен платить собственно только за жилье.- Например, в микрорайоне "Московский" строятся два детских сада...- "Московский" микрорайон пока воспринимается скорее как элитное жилье. Стоимость квадратного метра, которую закладывают здесь риелторы, выше средней по Ивановской области. Хотя, возможно, эти данные - только по продаже квартир в первой очереди сдающегося жилья.Если же начнется массовое строительство, тогда, наверное, другими будут и спрос, и себестоимость. На мой взгляд, показательным будет проект по малоэтажной застройке на границе города Иванова и района: существует комплексная программа, в ней прописано, что будет выделено из бюджета, а за что заплатит население.Также большое внимание сейчас будет уделяться ипотеке. Объем кредитования вырос в несколько раз, но нужно его увеличивать еще. Мы будем добиваться большего субсидирования из федерального бюджета, чтобы снизить сумму первоначального взноса и процент по ипотечным кредитам. Как недавно заявил вице- премьер Жуков, мы должны уйти от 12-15% годовых на уровень до 7% . Эту разницу будет субсидировать государство.Поэтому я бы не говорил о том, что все безнадежно плохо. Национальный проект дал мощнейший импульс, чтобы этой проблемой занимались на всех уровнях.- А как соблюсти ценовой баланс "доступности" и "комфортности"?- Во-первых, за счет конкуренции между застройщиками. Сегодня спрос значительно превышает предложение - спрос именно на массовое жилье.Во-вторых, если застройщики возводят инфраструктуру за свои деньги, то они и жилье будут продавать по тем ценам, какие сочтут нужным. Если же, повторюсь, идти по пути субсидирования этих работ из различных уровней бюджета, то мы сможем фиксировать конечную цену продажи жилья.- Среднестатистический ивановец пока не потянет даже однокомнатную квартиру. Государство предлагает различные шаги по повышению уровня благосостояния граждан - материнский капитал, например. Но многое только намечается, а цены уже растут...- Здесь вы правы. Роль государства в регулировании конечных цен на жилье пока минимальная. И не потому, что оно не хочет этим заниматься - просто не были готовы.Казалось бы, благое начинание - материнский капитал... Но нужно было предусмотреть рычаги, каким образом удержать тех же монополистов от соблазна поднять цены. Сейчас задача - на ходу перестроиться и принять набор административных и экономических мер, чтобы удержать рост цен.Причем это можно делать и на региональном уровне - полномочий более чем достаточно. Тем более что сегодня есть единодушная позиция областной думы, областного правительства и органов власти в муниципальных образованиях.Региональные проблемы- На решении каких проблем вы намерены сосредоточиться в Кинешемском округе в 2007 году?- В течение депутатского периода нам удалось завершить некоторые долгострои, а также создать серьезные предпосылки для завершения других в ближайшие год-два. Вы знаете, что в округе открыты больница в Лухе и поликлиника в Заволжске. В начале этого года в Затеихе Пучежского района ввели в строй школу.На 2007 год запланирован ввод в эксплуатацию стадиона и школы в Кинешме, газопровода на поселок Петровский. Будет завершено строительство больницы в Родниках, физкультурно-оздоровительного комплекса в Шуе.Сейчас закладываем средства на разработку проектно-сметной документации для шести физкультурно-оздоровительных межрайонных комплексов: подписано соглашение с Федеральным агентством по физической культуре и спорту о софинансировании строительства этих ФОКов.Основная политическая задача - провести на достойном уровне кампании 2007-2008 годов по выборам в Госдуму и Президента России.- Какие, на ваш взгляд, наиболее актуальные проб-лемы стоят сегодня перед областью?- Я думаю, в социальной политике более-менее понятно, что нужно делать и какие ресурсы для этого необходимы. Сейчас меня очень волнует, что в регионе не говорят о промышленной политике. Если мы не будем думать о том, как деньги зарабатывать, перспектив у нас немного.К сожалению, я не вижу конкретных шагов по развитию промышленного потенциала области. Звучат предложения о создании особых экономиче-ских зон... Но мы должны подумать о другом: страна находится на пороге вступления в ВТО. Так или иначе, базовая отрасль у нас - текстиль. Нам надо очень серьезно подумать, как создать текстильщикам конкурентоспособные условия для развития. Это и модернизация производственных мощностей, выход на внутренний и внешний рынки, возможные преференции с точки зрения налогообложения на инвестиционный период. А также "подталкивание" Правительства РФ на создание обдуманной, системной программы поддержки текстильной отрасли.В производстве льна мы сегодня неконкурентоспособны. В производстве технических тканей тоже не станем пилотным проектом.Но по хлопчатобумажным тканям у нас есть все основания предлагать себя в качестве "кластера", "экономической зоны": сегодня можно выстроить всю технологическую цепочку - от производства полотна до реализации готовых изделий.Надо говорить о развитии тех направлений, которые могут быть востребованы в сфере услуг. Это современные спортивные и развлекательные центры, торговые сети и т. д. Стоит определиться, что же у нас является интересным в сфере туризма. Мы не можем все сразу предложить, здесь мы также неконкурентоспособны. Надо выбрать две-три "изюминки". В рамках "Золотого кольца" или общих туристиче-ских проектов Центральной России это вполне возможно.И как бы хорошо мы к текстилю ни относились, нужно развивать и другие направления промышленности, такие как деревопереработка, строительный комплекс. Ведь спрос на жилье в области появился не потому, что здесь созданы какие-то особые условия. Повлияли общие тенденции в стране: идет экономический рост, растет покупательная способность населения, сформированы более-менее внятные правила игры на этом рынке. А возведение жилья влечет за собой развитие строительной индустрии в целом: кирпичных, цементных заводов, производства арматуры - всего, что сопутствует строительному комплексу.Вспомним и про "новое-старое" направление - машиностроение. Появился толковый инвестор на "Автоагрегате". Вы знаете, что сейчас автомобилестроители активно пошли в Россию: девять серьезных международных компаний уже присутствуют на отечественном рынке. И наше кинешемское предприятие претендует на то, чтобы привлечь одного из производителей на нашу площадку.Нельзя забывать и о сель-ском хозяйстве. Понятно, что мы живем не в самой благоприятной по климату зоне. Однако значительному числу наших граждан, которые живут на селе, ничего другого, кроме как сельхозпроизводство, мы предложить не сможем.- Кто должен формировать промышленную политику?- Этим целенаправленно и ежедневно призваны заниматься и правительство области, и областная дума. Свою лепту должны внести и промышленники, которые владеют знаниями, практическим опытом. Важно, чтобы промышленники сами формулировали, что они хотят от власти. Для этого и формируются различные экономические советы, союз промышленников и предпринимателей, другие бизнес-сообщества. Ведь какими бы продвинутыми чиновники ни были, пока ты практически не чувствуешь материал для работы, внятно сказать о потребностях и перспективах не сможешь.- Будет ли когда-либо наведен порядок в отечественном ЖКХ?- Какой-то идеальной модели эффективной системы управления ЖКХ в России я пока не встречал, хотя много езжу по стране. Конечно, многое зависит от того, какой ресурс - административный, финансовый - сосредоточен в руках местных властей. У регионов с высоким уровнем развития больше возможностей вкладывать средства в новые энергосберегающие технологии. Но сколько бы денег ни было, во-прос останется в эффективности работы властей, как они выстраивают оптимальную модель работы ЖКХ соразмерно имеющимся средствам.Да, сегодня появляются различного рода управляющие компании, заключаются договора концессии, доверительного управления на мощности ЖКХ, идет попытка модернизации различных объектов коммунальной инфраструктуры. Но у нас в области это находится в процессе изучения. Надеюсь, что он в ближайшее время будет завершен и мы приступим к каким-то реальным вещам.Возьмем, к примеру, программу "Ветхое жилье". Почему одним регионам на эти цели выделяются десятки миллионов, а мы много лет идем "по нулям"? Сначала думали, что нам по политическим мотивам не дают. Потом начали разбираться с Госстроем и выяснили, что сами не готовы. Мы не понимаем, куда хотим расселять граждан, у нас не готовы площадки, нет разграничения полномочий между региональной и муниципальной властью. Дом построен, а чья земля - непонятно.Вопросы газификации... Конечно, хотелось бы провести газ в каждый дом. Но если в деревне пятнадцать домов, из которых заселена только половина, стоит ли туда тащить газовую трубу? Возникает вопрос рационального хозяйствования: куда вести газ - в Юрьевец или в одну из таких деревень? При всем уважении к людям, живущим в такой деревне, ответ очевиден.Даже когда деньги есть, их надо еще эффективно потратить. Нам говорят про график синхронизации. Это что, "священная корова"? Надо сначала посмотреть - может, имеет смысл от Пучежа трубу тянуть к Нижегородской области, тем самым создавая условия для газификации 3-х крупных районов Ивановской области?И таких вопросов возникает очень много. Будем пытаться совместными усилиями их решать.О старшем поколении- Удовлетворены ли вы сегодняшним уровнем пенсионного обеспечения и социального обслуживания ветеранов?- Тут есть две стороны. С одной, мы забыли о том, что такое задержки пенсии. Забыли, что месяцами можно ее не получать, а если получаешь, то хватает только на проезд до пенсионного фонда и обратно.Значительно вырос уровень специальных пенсий у инвалидов Великой Отечественной войны и льготных категорий пенсионеров. Уровень их пенсионного обеспечения колеблется от 7 до 12 тысяч.С другой стороны, размер трудовой пенсии - от 1 до 2,5 тысячи рублей - сегодня ниже низшего.Уже год мы бьемся с правительством, чтобы вернуть ветеранам военной службы льготу, отменную введением 122-го закона, что ветеран военной службы был приравнен к ветерану труда. В 2007 году постараемся решить эту задачу.Сейчас в "Единой России" создается серьезное направление - "Старшее поколение", в рамках которого будут консолидированы усилия и власти, и партии. В конце декабря при президиуме Генсовета "Единой России" создана комиссия по работе с пенсионерами и общественными объединениями ветеранов. Я был назначен заместителем председателя этой комиссии. Комиссии придан особый статус, она получила особые полномочия.К сожалению, несколько лет мы наблюдали, как кучка мошенников - по-другому не могу выразиться - просто эксплуатировала бренд "Партии пенсионеров", выходила с ним на выборы... Люди видели знакомые слова, думали, что это та самая сила, которая их спасет. Сейчас мы видим, что все разбежались, перетекли на новые, более теплые партийные места, не неся никакой ответственности за те обещания, которые на себя брали. А "Единая Россия" как оставалась с этой проблемой один на один, так и остается.Сейчас начался всероссийский мониторинг проблем старшего поколения. В течение двух-трех месяцев с учетом наших возможностей - а они огромные (1,2 миллиона членов партии в стране) - мы соберем информацию, обобщим и с пакетом законопроектов будем выходить в правительство.О перспективах- Как вы оцениваете работу новой городской власти?- Сейчас начну ее хвалить - обвинят в партийном пристрастии. Я же пытаюсь к любому вопросу подходить объективно, а к этому - тем более. Он имеет для меня особое значение.Для меня очевидно и приятно, что городская власть состоялась как единая команда эффективных управленцев, людей современных, болеющих за свое дело. Я общаюсь со многими ивановцами, причем очень разными - не только чиновниками. И я не слышал плохих отзывов.Понятно, что революции не совершилось, доступное жилье сразу не появилось, проблемы с "коммуналкой" никуда не исчезли.Но сегодня многие процессы упорядочились, стали прозрачными и понятными: выделение земельных участков, инвестиционные контракты, модернизация коммунальной инфраструктуры, благоустройство города, строительство дорог. А главное, есть внятные планы на будущее по каждому сектору. Формируются программы, есть ощутимые перспективы. Команда Фомина ежедневно работает над комплексом городских задач - вне политики и каких-то пристрастий. Что было обещано избирателям, то и пытаются реализовать. Мне трудно предположить, кто бы мог сделать за год больше, чем они. Поэтому я удовлетворен работой новой городской власти.- Как меняется инвестиционная привлекательность региона?- Она, безусловно, растет. Это связано с несколькими факторами, но два из них - основные.Во-первых, растет уровень платежеспособности населения области. Во-вторых, совершенствуется законодательство: инвестору, который приходит в область, стали понятны правила игры. Если его сегодня поддержали на инвестиционном совете, завтра он может зайти в любой кабинет, начиная от клерка администрации и заканчивая губернатором или председателем думы, и будет уверен, что его примут и помогут решить возникшие проблемы.Конечно, есть и перегибы, но мы с губернатором работаем над их исправлением.Безопасность- Вопрос к вам как заместителю председателя комитета Госдумы по обороне. Ваша оценка сегодняшнего развития Российской армии - ее проблем и перспектив?- Сделан существенный шаг в сторону усиления безопасности государства, и прежде всего на укрепление его Вооруженных сил. Об этом было заявлено на самом высоком уровне, причем впервые. Но без этого просто нельзя было развивать военное дело. Принята военно-техническая политика, план военного строительства страны, государственная программа развития вооружений до 2015 года, федеральная целевая программа развития оборонно-промышленного комплекса страны.Уходит время, когда оборонно-промышленный комплекс выживал сам по себе, были разрушены его производственная, технологическая и научная базы. И когда появились средства на создание новых систем вооружений, просто оказалось, что некому этим заниматься. Поэтому и была принята программа, по которой будут выделены средства на модернизацию технического парка, на поддержку молодых специалистов, которые приходят на производство, поддержку вузов.Пять лет назад соотношение средств, выделяемых федеральным бюджетом на Вооруженные силы (своего рода "проедание"), к средствам на перевооружение ("развитие") составляло 70% к 30%. В 2006 году соотношение было уже 60 на 40. В 2007 году будет - 56 на 44, а к 2011 году выйдем к 50/50.Другие аспекты - материальный и социальный. Не скажу, что мы добились существенных подвижек в материальном содержании военнослужащих.Конечно, по отдельным категориям есть развитие: это касается частей постоянной готовности, которые мы переводим на контрактное формирование. Здесь другой уровень заработной платы, иной объем выделяемых средств на развитие инфраструктуры - строительство служебного жилья и объектов, задействованных в процессе боевой подготовки. Понятно, что и здесь есть проб-лемы. Например, зарплата в 7 тысяч рублей для контрактника - когда мы требуем от него полной отдачи с учетом всех рисков для жизни и здоровья - неконкурентоспособна. Пришлось ставить вопрос о повышении уровня денежного содержания до той планки, которая позволит контрактнику полностью посвятить себя службе.Хуже обстоит дело с линейными частями. Но этой проблемой мы сейчас последовательно занимаемся.Еще одна болевая точка - строительство жилья для военнослужащих. Они должны быть обеспечены постоянным жильем до конца 2010 года. На это сейчас выделяются необходимые деньги, хотя бюджет 2007 года в этом плане нас не удовлетворяет - средств выделено меньше, чем мы закладывали в первоначальном варианте.До 2012 года будет продлено действие программы государственных жилищных сертификатов. Мы сейчас боремся за то, чтобы стоимость квадратного метра, которая обозначена в сертификате, соответствовала рыночной стоимости жилья.Сейчас мы разобрались, что такое наши стратегические ядерные силы, какой нам нужен ядерный паритет в мире. Мы сбалансировали расходы на эти задачи и не ввязались в гонку вооружений, которую нам пытались навязать.- Многие молодые люди не очень хотят идти на срочную службу. Что в связи с этим делается для военно-патриотического воспитания молодежи?- Военно-патриотическое воспитание до армии и привлекательность самой службы в Вооруженных силах - вопросы разного порядка, хотя во многом и взаимосвязаны.Военно-патриотическое воспитание - это развитие здорового образа жизни: спорт, увлечения техникой, которые потом применимы на военной службе, развитие организаций РОСТО (сегодня они - элемент государственной политики, хотя еще три года назад были брошены и никому не нужны).Но очень важно выяснить, что из себя сейчас представляет сам институт срочной службы. С контрактниками все более-менее ясно - пришел, изучил условия, заключил контракт. Военнослужащий выполняет свои обязательства, государство - свои. Что же касается срочников, то тут другая ситуация.Мы пошли по нескольким направлениям.Во-первых, снизили срок службы по призыву: с первой половины 2007 года - до по-лутора лет, с 1 января 2008 го-да - до года. Тем самым созданы условия, чтобы молодой человек за год получил военную специальность, закалку и вернулся к гражданской жизни или остался на службе, но уже по контракту. Год службы - это тяжелая нагрузка на наши мобилизационные возможности: удвоить количество призывников - сложная задача для военкоматов, но мы будем ее решать.Сейчас начинаем финансирование учебных центров. Те солдаты, которые приходят в Вооруженные силы, не имея гражданской специальности, будут проходить в них обучение. Потом с дипломом или сертификатом они выйдут на "гражданку" полностью подготовленными к трудовой деятельности по одной из специальностей.Работаем мы и над поправками в закон об образовании: чтобы военнослужащие, отслужившие срочную службу, имели преференции при поступлении в вузы. Это уже сделано для контрактников: отслужив три года, они без конкурса поступают и бесплатно учатся на бюджетном отделении. Более того, если уровень их подготовки не соответствует знаниям в этом вузе, они еще год бесплатно обучаются на подготовительном отделении.Так формируется тот комплекс мер, который позволит не бояться военной службы по призыву, создать условия, чтобы юноша отслужил и, вернувшись, нашел свое место в обществе.- Ваши пожелания читателям "Рабочего края" в новом году?- Хочу пожелать уверенности в завтрашнем дне. Сейчас Россия находится на том этапе развития, когда мы вновь можем стать великим, процветающим государством. А до-стичь этого можно только тогда, когда каждый осознает себя гражданином такой страны.Хочу пожелать, чтобы результаты проектов, которые начинает власть, наша партия, почувствовал каждый житель области, каждый избиратель. Ведь политик тогда может считать свою работу сделанной, когда она находит отклик у простых людей.Еще хочу пожелать семейного благополучия и профессиональной реализации.
Рабочий край. Иваново
10 Января 2007 г.