Эксклюзив
26 июля 2011
4259

Михаил Чернышов: Модельный правовой акт: Положение об образовании муниципального района (городского округа)

Аннотация: приведенный материал представляет собой модельный правовой акт по организации и предоставлению образования на территории муниципального района (городского округа) в рамках полномочий муниципальных образований, определенных Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ.

Основание для разработки правового акта.

Положение об организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти __________области, организации предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организации отдыха детей в каникулярное время на территории ______муниципального района (городского округа) (далее муниципального района), разработано в соответствии с (перечисляются федеральные и региональные нормативные правовые акты, во исполнение которых разработано положение об образовании муниципального района, а также устав муниципального образования) (далее Положение).

Раздел 1. Общие положения.

Цель разработки положения:

Настоящее Положение устанавливает порядок организации предоставленияо бщедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти __________области, организации предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организации отдыха детей в каникулярное время.

Правовое действие положения:

Настоящее Положение действует на всей территории муниципального района и обязательно для исполнения всеми образовательными учреждениями и гражданами муниципального образования

Дополнения и изменения в настоящее Положение вносятся по представлению начальника управления образования района и утверждаются главой администрации ______муниципального района.

Раздел 2. Основные понятия (при необходимости)

Раздел 3. Правила (порядок) решения вопроса местного значения
(Дается общее описание системы, форм и порядка предоставления муниципальных услуг)

3.1. Система образования _________муниципального района (городского округа)
Система образования ______________муниципального района представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ общедоступного бесплатного дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования, муниципальных образовательных учреждений и органа местного самоуправления, уполномоченного в сфере управления образованием, "Комитета образования _______муниципального района".

Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, и отдыха детей в каникулярное время осуществляется органом местного самоуправления, уполномоченным в сфере управления образованием, "Комитетом образования муниципального района _________" (далее - Комитетом образования).

Система образования ________муниципального района включает:
- образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста - детские сады,
- общеобразовательные учреждения среднего (полного) общего образования - средние общеобразовательные школы,
- образовательные учреждения дополнительного образования - музыкальные школы, школы изобразительных искусств, школы детского творчества;
- учреждения отдыха в каникулярное время - специально созданные учреждения сезонного типа.

Все образовательные учреждения являются юридически самостоятельными, прошедшими государственную аттестацию, аккредитацию, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности.

Дети и подростки с нарушениями в развитии по решению областной психолого-медико-педагогической комиссии с согласия родителей (законных представителей) получают адекватное их образовательным потребностям образование в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии. Дети данной категории, в т.ч. дети с задержкой психического развития, обучаются по общеобразовательным программам. Дети с нарушениями интеллекта обучаются по программам специального образования.

Дети и подростки, испытывающие затруднения в освоении общеобразовательных программ, по решению психолого-медико-педагогической комиссии с согласия родителей (законных представителей) могут получать образование в классах компенсирующего обучения, организованных в образовательных учреждениях.

3.2. Формы получения общего образования

Освоение общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (далее - общеобразовательных программ) регламентируется государственным стандартом общего образования, санитарно-эпидемиологическими правилами, типовыми положениями об образовательных учреждениях, базисным учебным планом, нормативными актами органов управления образованием всех уровней, уставами и локальными актами образовательных учреждений.

С учётом потребностей и возможностей обучающихся освоение общеобразовательных программ может быть организовано в следующих формах: очной, очно-заочной (вечерней), в форме семейного образования, самообразования и в форме экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.

Для детей-инвалидов, детей, нуждающихся в длительном лечении, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать образовательные учреждения, освоение общеобразовательных программ организуется в форме образования на дому.

Освоение общеобразовательных программ обучающимися, в т.ч. детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, может быть организовано по индивидуальным образовательным программам и учебным планам. Индивидуальные образовательные программы разрабатываются в образовательных учреждениях на основе государственного образовательного стандарта общего образования (для детей с нарушениями интеллекта - на основе про-граммы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида) с учётом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Индивидуальный учебный план разрабатывается на основе базисного учебного плана, соответствующего ступени общего образования.

Решение о предоставлении или изменении формы получения образования принимается педагогическим советом образовательного учреждения на основании заявления обучающегося или его родителей (законных представителей), рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, (заключения клинико-экспертной комиссии медицинского или лечебно-профилактического учреждения) и утверждается соответствующим приказом.

Раздел 4. Организация отношений в рассматриваемой сфере вопроса местного значения

(Приводятся положения о правах, обязанностях и ответственности главы администрации (главы муниципального образования), администрации (должностного лица) за решение вопроса местного значения)

4.1. Глава администрации ______ муниципального района имеет следующие полномочия:
- утверждает комплексные целевые программы в рассматриваемой сфере;
- определяет структурное подразделение администрации (или должностное лицо), ответственное за организацию решения вопроса местного значения в исполнительный период;
- утверждает муниципальные задания и административные регламенты предоставления муниципальных услуг;
- распределяет бюджетные ассигнования в качестве главного распорядителя бюджетных средств;
- осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств;
- осуществляет иные полномочия, отнесенные к ведению главы администрации _______муниципального района Уставом, решениями представительного органа и главы района.

4.2. Администрация __________ муниципального района имеет следующие полномочия:
- учреждает все учебные заведения ____________муниципального района;
- разрабатывает муниципальные задания и административные регламенты предоставления муниципальных услуг;
- создает условия для организации бесплатного образования;
- формирует оптимальную сеть образовательных учреждений,
- проводит мониторинг состояния образования в муниципальном образовании;
- анализирует полученную информацию о предметной и финансово-экономической деятельности учреждений сферы образования для внесения изменений в административные регламенты сферы образования;
- оценивает соответствие оказываемых муниципальных услуг административным регламентам;
- рассматривает жалобы потребителей образовательных услуг;
- осуществляет контроль в пределах своей компетенции за соблюдением законодательства в области образования;
- осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, выделяемых для обеспечения предоставления мунициальных услуг по муниципальным заданиям;
- в рамках осуществления вышеназванных полномочий, администрация ___________муниципального района вправе запрашивать и получать от обслуживающих организаций информацию, необходимую для осуществления своих полномочий в соответствии с настоящим положением.

4.3. Комитет образования муниципального района

Обеспечение предоставления общедоступного и бесплатного общего образования по общеобразовательным программам осуществляется отделом образования посредствам полномочий и функций, к числу которых относятся:
- создание, ликвидация, реорганизация образовательных учреждений;
- проведение в пределах своей компетенции мероприятий по подготовке образовательных учреждений к прохождению лицензирования, аттестации и государственной аккредитации;
- содержание зданий и сооружений образовательных учреждений, обустройства прилегающих к ним территорий;
- содействие в обеспечении безопасного режима работы образовательных учреждений, в организации подвоза, питания и медицинского обслуживания детей и подростков;
- участие в определении характера и объема деятельности образовательных учреждений;
- информирование населения о направленности образовательных программ, формах получения образования и наличии мест в образовательных учреждениях,
- содействие в обеспечении образовательных учреждений нормативно-правовой, организационно-содержательной документацией, программной, учебной, учебно-методической литературой, учебными пособиями, техническими средствами обучения, мебелью, спортивным инвентарём и технологическим оборудованием;
- осуществление методической поддержки и помощи в кадровом обеспечении образовательных учреждений;
- мониторинг развития образовательных учреждений в рамках документов, определяющих образовательную политику;
- ведение учёта детей и подростков в возрасте от 7 до 15 лет, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования, и осуществление контроля за обязательностью предоставления выше названной категории несовершеннолетних начального и основного общего образования;
- определение в части, не урегулированной законодательством, порядка приёма обучающихся в образовательные учреждения и осуществление контроля за соблюдением образовательными учреждениями требований нормативных документов, регламентирующих приём, отчисление и исключение обучающихся;
- создание и обеспечение деятельности муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии для осуществления диагностики и сопровождения детей дошкольного и школьного возраста;
- оказание образовательным учреждениям методической поддержки в организации психолого-медико-педагогической помощи обучающимся, в т.ч. оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- принятие в месячный срок мер для организации обучения или трудоустройства несовершеннолетних, вернувшихся из воспитательных колоний, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, а также обучающихся, оставивших образовательные учреждения (исключённых из образовательных учреждений) по достижении возраста 15-и лет.

Освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией выпускников.

Выпускникам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдаётся документ государственного образца о соответствующем уровне образования, заверенный подписью директора и печатью образовательного учреждения. Выпускникам, не прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдаётся справка установленного образца.

Раздел 5. Перечень муниципальных услуг, предоставляемых населению муниципального образования, и организационно-правовой механизм их решения.

(Приводится перечень муниципальных услуг, предоставляемых населению муниципального образования. Приводятся организационные и правовые вопросы по их разработке подразделениями администрации МО. Приводятся организационные, правовые и имущественные вопросы по созданию (содержанию) муниципальных учреждений.

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ В ПРИЛОЖЕНИИ

Чернышов Михаил Михайлович - доктор военных наук, профессор, профессор кафедры финансов, бухучета и аудита Московской академии государственного и муниципального управления

Viperson

Документы

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован