Я думаю, что Тимошенко теперь договорится с Ющенко, даже если они не договорились заранее еще до выборов. Янукович не сможет сформировать новое правительство ни один, ни даже со всей мелочью, которая пробьется в Верховную Раду. С Тимошенко Янукович не договорится. Люди, которые мыслят в терминах коррупции, допускают такую возможность в качестве спецоперации. Но я думаю, что и политические, и экономические интересы этих двух политиков несовместимы.
Правительство будет коалиционным, и решать будет Ющенко, с кем он вступает в коалицию. Договариваться с Януковичем - для него это значит ложиться под российскую бюрократию, которая, помимо того, что является сборищем хамов и идиотов, уже успела доказать свою неадекватность на Украине.
Кроме всего прочего, российская бюрократия лично враждебна Ющенко, в чем он имел удовольствие убедиться в иррациональной "газовой войне". Поэтому Ющенко пойдет на коалицию с Тимошенко. Этот союз для него открывает двери на Запад, делает его украинским Горбачевым. Сильный премьер Тимошенко будет хозяйничать на Украине, а Ющенко будет путешествовать по Западу и продолжать стричь купоны с "оранжевой революции". Это будет безбедное политическое пенсионерство и Ющенко это вполне устраивает.
А Тимошенко, встав во главе украинского правительства, немедленно разорвет газовую сделку. Мы получим вторую волну "газовой войны" и на этот раз она рикошетом ударит по нам.
-Каким образом?
Дело в том, что "РосУкрЭнерго" производит впечатление полностью коррупционной структуры, причем действительно, без участия украинской стороны. И Тимошенко, ведя борьбу против коррупции, нанесет ощутимый материальный ущерб, не говоря уже о политическом ущербе, определенным группам российской бюрократии. При этом путинская Россия будет еще больше дискредитирована перед Европой.
И мы уже сейчас видим сильное стремление Европы, которое выльется в реальную политику, снизить в разы степень энергетической зависимости от России. Это будет серьезно.
-А кто может выступить альтернативным партнером Европы?
Да кто угодно - Туркмения. Ливия, Алжир, Нигерия. А еще могут быть внедрены новые технологии. Потому что "газовой войной" Путин действительно показал свою ненадежность, как партнер. И Европа на это отреагирует. Это будет реакция не быстрая, но она будет неуклонной. Может быть, и расхлебывать все это будет уже наследник Путина или тот, кто ее свергнет. Но, в конечном счете, расхлебывать придется все равно нам.
- Однако приходилось слышать мнение, что в случае продолжения "газового конфликта" Европа может оказать давление не на Россию, а на Украину - с тем, чтобы прекратить воровство газа.
Это было предположение российской бюрократии, которая развязывала "газовую войну". Но российская бюрократия никогда не читает договоров, которые сама же и подписывает. Россия продает газ на западной границе Украины, а не на восточной. Поэтому, когда Украина ворует газ, она ворует газ не у Европы, а у "Газпрома". Значит, Европу это не волнует. Ее волнует то, что ей "Газпром" поставляет газ не в полных объемах, а кто тому виной, ее не касается.
К тому же, Украина является политическим союзником Европы. Если бы Россия имела приличный имидж на Западе, то этот вопрос можно было бы свести к коммерческому противодействию. А сейчас, когда Россия - это объединение всего самого плохого, что было в Советском Союзе, без всего хорошего, что было в Советском Союзе, в этой ситуации Запад никогда не поддержит нас в конфликте с Украиной.
Более того, разрыв газовой сделки будет сопровождаться такими пропагандистскими поражениями российской бюрократии, что под угрозой может оказаться даже саммит "большой восьмерки" в Питере. И "большая восьмерка" может перейти в формат "семь с половиной" или "семь целых и одна десятая".
Михаил Делягин, научный руководитель Института проблем глобализации, д.э.н.
29 марта 2006
http://www.iamik.ru/