В канун 9 мая всегда с особой болью думаешь о ветеранах - участниках той страшной и великой Отечественной войны. Их становится всё меньше. Им всё труднее в этот день надеть кителя с орденами и выйти на улицу. Но память о прошлом, о друзьях и боевых товарищах, которые погибли тогда или не дожили до этого Дня Победы, подталкивает их вновь пройти дорогой победителей.
Потому что та война была. И Победа была - несмотря на все попытки исказить факты и извратить смысл и дух дорогого для нас дня.
То, что у нас есть ветераны, - большое счастье. То, что они могут ощущать наше внимание и заботу, - тоже счастье. Счастье с привкусом горечи, ибо мы мало сделали для них. Об этом часто говорится, и добавить к этому нечего - нужно просто действовать. Слава Богу, нам в России сделать что-то для победителей никто не мешает. Но в современной Европе есть место, где чтить ветеранов, разгромивших нацизм, заботиться о них считается не только ненужным, но и предосудительным. Это место - Латвия, Литва и Эстония.
Во время работы в Риге в 1997-2000 годах и позже, в ходе поездок в Прибалтику в качестве заместителя директора Второго Европейского департамента МИД России, мне не раз приходилось общаться с участниками Великой Отечественной войны. Далеко не всегда эти встречи приносили радость. Бывало стыдно: за бездумных бюрократов в Москве, не желавших понимать, почему для нас невозможно делить ветеранов в Латвии, Литве и Эстонии на граждан России и тех, кто не имеет гражданства нашей страны, за незахороненных павших, за запущенные кладбища (в последнее время, к счастью, уход за могилами несколько улучшился), за мизерную помощь, которую мы оказываем тем, кто отстоял наше право быть самими собой.
Но я помню и то, как светились глаза фронтовиков на организованных посольством праздничных приемах и концертах, как умиротворялись их лица, когда боевые товарищи наконец находили упокоение в могилах, как ветераны расправляли спины, видя, что Россия начинает защищать себя и своих соотечественников от новых попыток выстроить жизнь под интересы одной нации.
О том, в какой психологической обстановке последние пятнадцать лет живут в прибалтийских странах бывшие солдаты Красной Армии, красноречиво говорят и адресованное им и зафиксированное в официальных документах клише "оккупанты", и настойчивое стремление властей ликвидировать хотя бы наиболее яркие памятники победителям, и восславление не просто солдат Третьего рейха, но частей и соединений, отнесенных решениями Нюрнбергского трибунала к числу преступных, и попытки воспитывать молодое поколение на примере "героизма" бывших эсэсовцев.
Есть и менее серьезные, но от того не менее печальные казусы: в этом году, например, и.о. председателя административной комиссии Рижской думы рекомендовал полиции "контролировать" 9 мая такие "правонарушения", как ношение советской военной формы и "неразрешенное демонстрирование иностранных наград", а ультранационалистическая партия "Все - Латвии!" намеревается 8 мая на манифестации в центре Риги высказать "свое мнение" о Второй мировой войне.
Генеральное наступление на нашу Победу в Прибалтике началось в позапрошлом году в преддверии ее 60-летия. Велось оно комплексно: и в области исторических "исследований", и в прессе, и на уровне протокольно-политических жестов. Двое из прибалтийских президентов просто отказались ехать на празднование в Москву. Президент Латвии приехала, но перед этим отпатронировала выпуск книги, искажающей реальную историю Второй мировой войны, и отметилась известной вульгарной репликой о ветеранах Красной Армии.
Почему это стало возможным, ведь западноевропейские партнеры убеждали нас, что вступление Латвии, Литвы и Эстонии в Европейский союз и НАТО поможет их политикам преодолеть антироссийские исторические комплексы? Видимо, не так уж в Западной Европе и США хотят этого. Уверен также, что значительная часть ответственности за новый выплеск русофобии и человеконенавистничества лежит на тех российских политиках, кто в очередной раз, не без подачи извне, попытался "умиротворить" националистов в Риге, Вильнюсе и Таллине.
То наступление на наш народный дух провалилось. Но это не значит, что попытки если не переписать, то исказить историю прекратятся: они, как мы видим по новым книжным изданиям, телевизионным и художественным фильмам и т.д., продолжаются. И не стоит долго искать причину такой ненависти к победителям, у одних - нескрываемой, у других - закамуфлированной. Ответ у великого Пушкина: причина в том, что в какой уж раз "в бездну провалили мы тяготеющий над царствами кумир и нашей кровью искупили Европы вольность, честь и мир". Поэтому атаки на Победу, на все, что составляет стержень русского патриотизма, а также патриотизма всех народов бывшего СССР, продолжатся. К счастью, общество в нашей стране сегодня уже не то, что было еще пять лет назад, и сопротивление этим нападкам усиливается.
Да и странно было бы предположить, что кто-то, кроме очевидных политических конъюнктурщиков, поверит в то, что это чуть ли не Советский Союз развязал Вторую мировую войну и был союзником фашистской Германии в 1939-1941 годах и потому несет равную, если не большую ответственность за её трагедию и жертвы. Напомню в данной связи только одну цитату. Выступая 1 октября 1939 года по британскому радио, У.Черчилль сказал: "...для защиты России от нацистской угрозы явно необходимо было, чтобы русские армии стояли на этой линии (в Польше. - М.Д.)... Во всяком случае, эта линия существует и, следовательно, создан Восточный фронт, на который нацистская Германия не посмеет напасть..." (У.Черчилль "Мускулы мира". М.: "Эксмо", 2004. С.142).
Гитлер, однако, не только посмел двинуть свои полчища на восток, но и нанес нашей стране ряд тяжелых поражений. Установленный на оккупированных территориях нацистский порядок был чудовищным, чему немало поспособствовали прибалтийские коллаборационисты. Но народы Советского Союза собрались с силами и защитили себя от порабощения и уничтожения. Немалый вклад в это внесли бойцы и командиры Латышского и Эстонского корпусов и Литовской дивизии Красной Армии, участники партизанского сопротивления, выходцы из Прибалтики, воевавшие против Третьего рейха в других воинских частях и на других фронтах. За что им низкий поклон и вечная память.
Между тем историю боевого пути этих соединений Красной Армии молодёжь в Латвии, Литве и Эстонии в большинстве своём не знает. А ведь даже пунктирные его вехи не могут не внушать уважения, а память о десятках тысяч латышей, литовцев и эстонцев, людей других национальностей, воевавших в тех соединениях и отдавших жизни в борьбе с нацизмом, - благоговейной скорби. Этими чувствами, кстати, проникнуто совсем не мало людей в Прибалтике, причем далеко не только русских. Никогда не забуду, как на хуторе в районе речки Айвиексте мы с искренней печалью поминали неизвестного красноармейца с нашедшей его останки латышской семьей.
Латышская дивизия (с октября 1942 года - гвардейская), ставшая в 1944 году корпусом, приняв боевое крещение 20 декабря 1941 года под Наро-Фоминском, воевала под Старой Руссой, Великими Луками (участие в операции по полному снятию блокады Ленинграда), Пустошкой, Невелем, Резекне, Даугавпилсом, освобождала Ригу и Курземский край. 17368 воинов латышских формирований были награждены боевыми орденами и медалями, а трое стали Героями Советского Союза. Всего активными участниками борьбы с нацистской агрессией на фронте и в тылу врага были около 125 тысяч латышей и граждан Латвийской СССР.
Литовская дивизия, пройдя с боями от Тулы через Курскую дугу и Полоцк до Вильнюса, Шяуляя и Клайпеды 386 километров, освободила 648 населенных пунктов, в том числе 11 городов, вывела из строя более 30 тысяч и взяла в плен около 12 тысяч вражеских солдат и офицеров, уничтожила более 160 танков и бронетранспортеров, 250 орудий и минометов и много другой боевой техники противника. 13764 воина дивизии получили боевые ордена и медали, 12 были удостоены звания Героя Советского Союза.
А вот что о первых боях эстонских формирований с фашистами пишет Герой Советского Союза А.Мери: "22-й территориальный корпус эстонской армии был преобразован в корпус Красной Армии и вплоть до зимы 1941 года воевал в прежней, "буржуазной" форме. Бои начались 6 июля и продолжались до 4 октября - наш корпус отступил на 120 километров... Из 6-7 тысяч человек нашего корпуса после двухмесячных боев осталось в живых 640 человек... Вы можете назвать второй подобный пример в истории, когда армия "оккупированной территории" так ожесточенно сражалась бы за дело "оккупантов"?" Переформированный, а фактически созданный заново, Эстонский стрелковый корпус Красной Армии вновь вступил в бой осенью 1942 года под Великими Луками, воевал под Невелем, Новосокольниками, Нарвой, освобождал Таллин и о.Сааремаа, участвовал в боях против Курляндской группировки и в конце войны получил звание гвардейского. 20042 воина корпуса были награждены орденами и медалями, а пятеро стали Героями Советского Союза.
В целом эстонские части прошли с боями почти 900 километров, освободив более 4 тысяч населенных пунктов и разгромив во взаимодействии с другими частями Красной Армии 32 полка, 42 отдельных батальона и дивизиона и более 30 мелких подразделений противника. Тысячи эстонцев, как и латышей и литовцев, не менее геройски воевали на других фронтах, на флоте, в партизанах. (Более подробные сведения см.: А.И.Петренко "Прибалтика против фашизма". М.: "Европа", 2005.)
Закрывая для сегодняшней молодежи в Латвии, Литве и Эстонии эту важную страницу истории, националистические правительства, по сути дела, пытаются лишить латышей, литовцев, эстонцев, русских, евреев, людей других национальностей, проживающих в прибалтийских странах, их истинной национальной самобытности. Ведь именно бойцы Латышского и Эстонского корпусов и Литовской дивизии Красной Армии не только защитили будущее своих народов, но и спасли их честь и достоинство в тяжелейшей и величайшей катастрофе XX века. Герои - они, а не те, кого пытаются поднять на щит латышские, литовские и эстонские националисты.
В этой связи особенно хотелось бы, чтобы наши соседи в Прибалтике, прежде всего молодежь, вдумывались в происходящее, не позволяли навязывать себе конъюнктурные версии исторических событий и, главное, использовать эти версии для того, чтобы унижать и дискриминировать сегодня живущих людей. 60 лет тому назад наши отцы, деды и прадеды сумели отбросить в сторону всё, разделявшее их, и объединиться, чтобы побороть идеологию расового и национального превосходства - самое страшное, что возможно на земле. Наш долг - хранить память об этом.
Твердо уверен: гонениями на антифашистов и восхвалением эсэсовцев связь поколений и народов не прервать. Подтверждением тому служат тысячи молодых людей, которые со своими отцами, дедами и прадедами приходят 9 мая к монументам освободителям в Риге, Вильнюсе и Таллине, к памятным местам и воинским захоронениям в других городах Латвии, Литвы и Эстонии. А также россияне, возлагающие в этот день цветы к памятникам солдатам - азербайджанцам, армянам, белорусам, грузинам, евреям, калмыкам, киргизам, латышам, литовцам, марийцам, молдаванам, мордве, русским, татарам, туркменам, узбекам, украинцам, чувашам, эстонцам, якутам, сынам и дочерям многих и многих других народов, - павшим на российской земле.
С праздником вас, дорогие ветераны! С праздником всех в Латвии, Литве, Эстонии, России и в других странах, кто считает 9 мая священным и дорогим для себя днем. И дай Бог, чтобы слава победивших нацизм еще долгие и долгие десятилетия жила с нами и окрыляла нас на добрые дела в интересах сохранения мира и согласия в единой демократической Европе и строительства безопасного и толерантного к другим культурам и народам миропорядка.
журнал "Территория жизни"
05.05.2006
http://www.rodina-duma.ru/article/show/?id=506