В преддверии съезда партии "Единая Россия" своими соображениями о такой актуальной социально-экономической и политической проблеме как коррупция, а также о роли и месте государства, политических партий и общества в противодействии этому явлению, с корреспондентом "ЕР" поделился председатель Комиссии ГД по противодействию коррупции Михаил Гришанков.
- То, что Президент РФ в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию дважды акцентировал внимание на коррупции, свидетельствует не только об остроте проблемы, но и об отсутствии каких-либо ощутимых результатов в борьбе с этим явлением. Президент открыто признал, что "несмотря на предпринимаемые усилия, нам до сих пор не удалось преодолеть одно из самых серьёзных препятствий на пути нашего развития - коррупцию". Глава государства отметил также, что в 90-е годы "... ни власть, ни бизнес не оправдали надежд миллионов людей и, пренебрегая нормами закона и нравственности, перешли к беспрецедентному в истории нашей страны личному обогащению за счёт большинства граждан".
Я полностью разделяю эти оценки. В адрес нашей Комиссии поступают десятки обращений, за большинством из которых стоят судьбы людей, сталкивающихся с беспределом чиновников и круговой порукой. Торговля властью, по сути, стала нормой, а многие россияне уже свыклись с мыслью о том, что без взятки невозможно решить ни одного вопроса. Я твёрдо убеждён в том, что 1990-е годы стали своего рода "золотым веком" коррупции в России. Причём, речь идёт не только и не столько о масштабах этого порока, сколько о создании условий, благодатной почвы для расцвета коррупции. Проведённые в быстром темпе псевдорыночные реформы и передача, по существу, неограниченной власти на местах региональным элитам в сочетании с целенаправленным развалом правоохранительных органов и спецслужб привели к небывалому росту коррумпированности в чиновничьей среде. Региональные элиты с радостью взяли столько предложенного им суверенитета, сколько смогли проглотить, и сейчас не горят желанием расставаться со своими благами, в том числе и с дивидендами, которые им приносят устойчивые коррупционные отношения.
Совершенно очевидно и то, что созданная в 90-е питательная среда сама собой не рассосётся. Для того чтобы кардинально снизить уровень коррупции, необходимо срочное принятие последовательных и системных мер. Было бы иллюзией полагать, что это примут "на ура" торгующие властью чиновники. Да и многие представители бизнеса, в особенности крупного, вряд ли с энтузиазмом воспримут любые антикоррупционные меры, поскольку рискуют потерять многолетние устойчивые связи с коррумпированными чиновниками, обеспечивающими (разумеется, небескорыстно) необходимые преимущества при проведении различного рода конкурсов и тендеров. И тем, и другим привычнее и удобнее действовать согласно тезису, когда-то озвученному парагвайским диктатором Стресснером: "Коррупция - величайшее благо. Она обеспечивает сопричастность, сопричастность же порождает преданность". По-моему, это очень актуально и для сегодняшней России.
В качестве иллюстрации, характеризующей отношение людей к проблемам коррупции, хотел бы привести данные социологического опроса, проведённого в 80 субъектах Российской Федерации в августе 2006 года. Почти половина россиян (48,7 %) считает, что проблема коррупции стоит очень остро, почти четверть опрошенных признали, что они прибегали к даче взяток. Наиболее коррумпированными, по мнению респондентов, в порядке убывания, являются правоохранительные органы и судебная система, сфера управления, образование, здравоохранение. 34,4 % опрошенных полагают, что результаты борьбы правоохранительных органов с коррупцией остаются низкими.
В качестве основных причин коррупции в России участники опроса назвали отсутствие действенного механизма контроля за работой чиновников и несовершенство антикоррупционного законодательства. При этом более половины опрошенных (около 55 %) полагают, что успешно бороться с коррупцией можно. И в этом я с ними полностью согласен, так как всегда считал, что нет причин объективного характера, которые бы мешали противодействовать этому злу. Все попытки представить коррупцию чуть ли не российской национальной чертой, искоренять которую бесполезно, свидетельствуют лишь о том, что есть немало людей, заинтересованных в сохранении существующей ситуации.
Теперь несколько слов о том, что сделано, что делается, и над чем ещё предстоит поработать. Возвращаясь к результатам недавнего опроса, хотел бы особо выделить ответы на вопрос о причинах коррупции в России, среди которых несовершенство законодательства стоит на одном из первых мест. Меня это радует, поскольку свидетельствует о зрелости нашего общества. Люди понимают, что бороться нужно с факторами, порождающими коррупцию, а не со следствием. Поимка на взятке того или иного чиновника и даже его "посадка" не остановят коррупцию. Место одного мздоимца быстро займёт другой. Конечно, определённый профилактический эффект будет, но лишь локальный и краткосрочный.
А иногда не происходит и этого. Вот наглядный пример. Есть регион, где рассматривается уголовное дело в отношении первого вице-губернатора. Дело уже в суде, а команда по-прежнему ведет себя вызывающе. Продолжается хищение бюджетных средств и злоупотребление служебным положением. Ещё один вице-губернатор становится фигурантом нового уголовного дела, но и это не останавливает коррумпированных чиновников: масштабное воровство бюджетных средств продолжается... Поэтому я вынужден констатировать, что сегодня возбуждённые уголовные дела не являются серьёзным тормозом или предупреждением для коррумпированных чиновников. Тем не менее, это совсем не означает, что уголовное преследование следует отменить. Уголовные дела в отношении коррупционеров любого ранга должны возбуждаться и доводиться до суда.
Но чтобы борьба с коррупцией действительно стала эффективной, необходимо менять федеральные и региональные законы, выявлять и убирать из них нормы, которые способствуют коррупционным проявлениям, дают в руки недобросовестных чиновников полномочия самим трактовать закон. Вот почему создание эффективного антикоррупционного законодательства стало одним из приоритетных направлений в работе Комиссии, 10 из 15 членов которой, кстати, принадлежат к фракции "Единая Россия".
Важнейшим прорывом в этой работе стала ратификация Россией в 2006 году двух основополагающих международно-правовых документов: "Конвенции ООН против коррупции" и Конвенции Совета Европы "Об уголовной ответственности за коррупцию". Эти документы содержат апробированные и уже доказавшие свою эффективность антикоррупционные нормы. Ратифицировав эти конвенции, Россия в феврале 2007 года автоматически становится членом Группы государств против коррупции (ГРЕКО), что предполагает, в том числе включение нашей страны в систему взаимного антикоррупционного мониторинга на предмет выполнения взятых на себя в рамках конвенций обязательств.
Ратификация конвенций предусматривает и включение в наше законодательство содержащихся в них норм. Среди них - восстановление в УК РФ института конфискации имущества за коррупционные преступления, повышение прозрачности доходов и расходов должностных лиц, открытости власти, включая судебную, ужесточение законодательства, касающегося борьбы с отмыванием преступно нажитых средств и целый ряд других новелл. Такая работа нами уже ведется. Кроме того, присоединение к этим конвенциям налагает на Россию и обязательство по созданию в системе исполнительной власти независимой антикоррупционной структуры.
В целом ряде европейских государств, а также в Гонконге, Южной Корее, Индии, Сингапуре такие органы уже созданы. На опыте Сингапура хотел бы остановиться чуть подробнее. Там, благодаря последовательной работе властей, создана эффективная государственная система предупреждения и противодействия коррупции. Центральное место в ней отведено специализированному антикоррупционному органу - "Бюро по расследованию случаев коррупции", которое подчиняется напрямую премьер-министру. И в том, что Сингапур за последние годы превратился в страну с низким уровнем коррумпированности, во многом заслуга этого Бюро.
Очевидно, что в современных условиях, особенно с учётом предстоящих в 2007 году парламентских выборов, ни одна из партий, претендующих на попадание в Государственную Думу, не сможет игнорировать тему борьбы с коррупцией или дистанцироваться от неё. Ясно и то, что оппозиционные партии возьмут её на вооружение, тем более что оснований для критики власти в этой сфере сегодня более чем достаточно. По мере приближения даты выборов обвинения в адрес власти за её неспособность бороться с коррупцией будут возрастать.
По моему убеждению, партия "Единая Россия", претендующая на роль ведущей политической силы в стране, обязана рассматривать проблему борьбы с коррупцией как один из приоритетов в своей деятельности. Первый шаг в этом направлении уже сделан: противодействие коррупции выделено в качестве одного из трёх основных программных направлений деятельности партии.
Теперь, не откладывая в долгий ящик, необходимо заняться его конкретным наполнением. Представляется, в частности, целесообразным подготовить "программу действий партии по борьбе с коррупцией" на средне- и долгосрочную перспективу. Она могла бы включить в себя как законодательные инициативы, так и меры профилактического и воспитательного характера по активному вовлечению в эту деятельность гражданского общества.
Считаю, что в нынешних условиях отношение партии к проблемам борьбы с коррупцией является своего рода тестом на зрелость и готовность взять на себя лидерство в решении острейших социально-экономических вопросов, не обманув при этом ожиданий наших сограждан.
По мнению Михаила Гришанкова, в практическом плане было бы принципиально важным:
- определить примерный перечень законодательных антикоррупционных инициатив, на принятии которых будет настаивать фракция "Единой России" в Госдуме в 2007 году;
- активировать работу фракций "Единой России" в Госдуме и региональных законодательных собраниях по проведению экспертизы принимаемых законодательных актов на предмет их коррупциогенности;
- взять на себя инициативу по созданию во взаимодействии с представителями гражданского общества экспертных структур (рабочее название "Росконтроль"), которые бы осуществляли мониторинг принимаемых на региональном уровне законов и управленческих решений, что способствовало бы повышению прозрачности власти на местах;
- с учётом предстоящих выборов в Государственную Думу и законодательные собрания в регионах партия обязана поставить надёжный заслон на пути проникновения в предвыборные списки "Единой России" лиц с криминальным прошлым и сомнительной репутацией с тем, чтобы очистить партийные ряды от коррупционеров и взяточников;
- выступить инициатором конкурсов на лучший материал в СМИ, посвящённый теме коррупции и борьбы с ней.
Источник: Специальный выпуск газеты "Единая Россия" 06.12.06