29 марта 2006
1709

Михаил Любимов: Концепция проекта Федерального закона. Общего технического регламента `Системы комплексного обеспечения безопасности и жизнедеятельности объектов`

Основная идея

Разработка общего технического регламента "Системы комплексного обеспечения безопасности и жизнедеятельности объектов" будет способствовать в соответствии с директивами ЕС "Нового подхода" и "Глобального подхода" расширению торговых отношений, созданию свободного экономического пространства для свободного перемещения товаров, услуг и капитала в сфере комплексного обеспечения безопасности и жизнедеятельности объектов.

Разработка общего технического регламента будет основываться на принципах технического регулирования, изложенных в Федеральном законе "О техническом регулировании", опыта стран-членов АТЭС, ЕЭК ООН и ЕС, накопленного ими при написании и применении технических регламентов.

Цели и предмет правового регулирования

Целями разработки Общего технического регламента "Системы комплексного обеспечения безопасности и жизнедеятельности объектов" являются:

защита жизни или здоровья граждан;

защита имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Объектами технического регулирования являются:

продукция - системы комплексного обеспечения безопасности и жизнедеятельности объектов, и входящие в их состав (технические) компоненты;

здания, строения и сооружения, которые оборудуются системами комплексного обеспечения безопасности и жизнедеятельности;

процессы выполнения работ или оказания услуг в области комплексного обеспечения безопасности и жизнедеятельности объектов;

процессы производства, перевозки, хранения, реализации, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и утилизации систем комплексного обеспечения безопасности и жизнедеятельности объектов и входящих в их состав компонентов.

В соответствии с положениями Федерального закона "О техническом регулировании" и Соглашениями по ТБТ ВТО разрабатываемый Общий технический регламент "Системы комплексного обеспечения безопасности и жизнедеятельности объектов" будет способствовать правовому регулированию отношений:

в области установления, применения и исполнения обязательных требований к объектам технического регулирования;

в области установления и применения на добровольной основе требований к объектам технического регулирования;

в области оценки соответствия систем комплексного обеспечения безопасности и жизнедеятельности объектов;

в области разграничения ответственности при производстве и обращении продукции на рынке.

Круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта
Общий технический регламент "Системы комплексного обеспечения безопасности и жизнедеятельности объектов" будет определять права и обязанности участников регулируемых этим законом отношений.

Место будущего закона в системе действующего законодательства

Общий технический регламент будет относиться к отрасли хозяйственного права. Его действие будет распространяться на федеральные органы государственной власти Российской Федерации, органы власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления и на деятельность всех физических и юридических лиц на территории Российской Федерации.

Содержащиеся в Общем техническом регламенте обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения будут являться исчерпывающими, иметь прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в общий технический регламент.

Общий технический регламент, основываясь на положениях Конституции Российской Федерации, будет направлен на реализацию Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" с учётом положений Федерального закона от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности", Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального закона от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", Федерального закона от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" и Федерального закона от 4 июля 1996 г, N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене" и соответствует положениям международного стандарта ИСО/МЭК 15408-1-99 "Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Критерии оценки безопасности информационных технологий. - Часть 1. Введение и общая модель. / Часть 2. Функциональные требования безопасности. / Часть 3. Требования доверия к безопасности".

Общая характеристика и оценка состояния правового регулирования соответствующих общественных отношений

Политические и социальные взрывы, рост преступности, высокие темпы развития науки и техники, технологий безопасности обуславливают возникновение все новых видов угроз, в том числе террористического характера, что вызывает необходимость комплексного обеспечения безопасности и жизнедеятельности объектов различного назначения и форм собственности.

Развитие отношений на рынке услуг обеспечения безопасности и жизнедеятельности объектов заставляет изготовителей технических средств и подсистем обеспечения безопасности объединять различные подсистемы в единый комплекс.

Применение нескольких независимых подсистем, каждая из которых предназначена для обеспечения безопасности по своим узким направлениям, как правило, не приводит к ожидаемому результату в части комплексного обеспечения безопасности и жизнедеятельности. Это часто обусловлено противоречивостью требований, связанных с необходимостью обеспечения безопасности от множества угроз, обусловленных терроризмом, криминальными проявлениями, выполнением требований энергосбережения, промышленной, пожарной, экологической, санитарно-эпидемиологической, и другими видами безопасности, которые взаимно снижают первоначальную эффективность этих систем, а в некоторых случаях даже могут привести к отрицательному эффекту.

На рынке безопасности востребована услуга комплексной защиты объектов. Это заставляет изготовителей средств и подсистем безопасности решать вопросы интеграции. Отсутствие в настоящее время требований к терминологии мешает построению цивилизованных отношений между потребителями и производителями услуг безопасности. Стремление потребителей минимизировать расходы на безопасность, а производителей - повысить конкурентоспособность своей продукции заставляет организации и лиц, работающих на рынке предложения услуг безопасности, а также изготовителей технических и подсистем обеспечения безопасности объединять их в единый комплекс и присваивать наименования "комплексные", "интегрированные", "интеллектуальные". Потребители, часто в силу своей некомпетентности, не способны разобраться в реальных возможностях предлагаемых подсистем. С другой стороны, необходимость комплексного обеспечения безопасности объектов защиты требует от разработчиков различных направлений услуг безопасности, выработки определенных принципов объединения организационных и технических решений в указанной области.

Пробелы в действующем законодательстве

Учитывая, важность объектов и сооружений, которые должны оснащаться системами комплексного обеспечения безопасности и жизнедеятельности, и то, что последствия реализации угроз в отношении них могут нанести социально значимый ущерб интересам потребителей услуг безопасности и могут явиться причиной вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, тем самым, затрагивая интересы национальной безопасности.

Современные объекты и сооружения являются сложными конструктивными системами, обладают большим количеством коммуникаций, оснащаются сложными техническими системами инженерного обеспечения, которые входят как в систему жизнеобеспечения объекта, так и в систему обеспечения технологических процессов.

Любые аварии, вызванные как нарушениями соблюдения технологических процессов на этих объектах, так и внешними насильственными или непредумышленными воздействиями, могут привести к тяжелым последствиям.

Комплексный учет всех подсистем инженерного обеспечения, применение которых регламентируется актами, изданными органами исполнительной власти (в различных разделах Государственных строительных норм), и объединение этих подсистем в общую систему комплексного обеспечения безопасности и жизнедеятельности позволяет значительно повысить надежность функционирования объекта, обеспечивая взаимодействие подсистем и частичное дублирование.

Системы комплексного обеспечения безопасности и жизнедеятельности объектов и сооружений являются системной основой целевого функционирования и жизнедеятельности этих объектов и сооружений. При несоблюдении требований доверия к системам комплексного обеспечения безопасности и жизнедеятельности объектов и сооружений, реализация угроз в отношении таких объектов и сооружений приводит к нарушению нормального их функционирования и жизнедеятельности, что, в свою очередь, переводит эти объекты в состояние, при котором не могут быть обеспечены:

- безопасность излучений;

- биологическая безопасность;

- взрывобезопасность;

- механическая безопасность;

- пожарная безопасность;

- промышленная безопасность;

- термическая безопасность;

- химическая безопасность;

- электрическая безопасность;

- ядерная и радиационная безопасность;

- электромагнитная совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;

- безопасность эксплуатации зданий, строений и сооружений, прилегающих к ним территорий;

- безопасность процессов производства;

- экологическая безопасность;

- иные виды безопасности;

- единство измерений.

Конкретный перечень видов безопасности устанавливается в зависимости от категории объекта.

Отсутствие установленных законом требований доверия к системам комплексного обеспечения безопасности и жизнедеятельности объектов, требований к терминологии, неинформирование потребителей о рисках, возникающих на этапах применения продукции, отсутствие правил оценки соответствия декларирования соответствия продукции требованиям доверия к системам комплексного обеспечения безопасности и жизнедеятельности объектов, отсутствие схемы подтверждения соответствия, с учетом степени риска, создает условия недобросовестным изготовителям, организациям и лицам, работающим на рынке услуг безопасности, вводить в заблуждение потребителей этой продукции.

Еще одним из аргументов целесообразности разработки и принятия технического регламента является необходимость установления правил и форм оценки соответствия продукции и услуг в сфере комплексного обеспечения безопасности (в том числе схемы подтверждения соответствия) определяемых с учетом степени риска.

Социально-экономические, политические, юридические и иные последствия реализации будущего закона

В общем техническом регламенте большое внимание будет уделено разработке механизма определения соответствия объектов технического регулирования предъявляемым к ним требованиям. Представляется необходимым установить несколько уровней (как минимум - два уровня) оценки соответствия. Для ряда объектов потребуется установление обязательного проведения оценки соответствия третьей стороной. Такой уровень необходимо устанавливать в отношении тех объектов, на которых разворачиваются системы комплексного обеспечения безопасности и жизнедеятельности, где высок риск для здоровья и безопасности человека и причинения вреда окружающей среде, и риск возможного ущерба оправдывает затраты возникающие из-за введения обязательной оценки соответствия третьей стороной. Для других объектов достаточно будет разработать в рамках общего технического регламента схемы декларирования о соответствии.

Действие разрабатываемого общего технического регламента будет направлено на область правовых отношений, возникающих в сфере комплексного обеспечения безопасности, и не потребует изменения действующего правового и нормативного обеспечения. Принятие общего технического регламента направлено на устранение пробелов в действующем законодательстве в указанной сфере.

Действие разрабатываемого общего технического регламента будет сфокусировано на результатах, а не на средствах их достижения, то есть в данном техническом регламенте будет устанавливаться приоритет требований к конечной продукции перед требованиями к ее изготовлению. Решение о введении общего технического регламента обеспечит максимум выгод для потребителей услуг безопасности и общества в целом и не потребует затрат для общества. Принятие и применение указанного регламента не создаст неоправданных препятствий, как для международной торговли (совместим с действующими международными обязательствами России), так и для осуществления предпринимательской деятельности в большей степени, чем это необходимо для выполнения целей указанного регламента, не создаст ограничений для фирм на вхождение в рынок и выход из рынка.

Разработка общего технического регламента "Системы комплексного обеспечения безопасности и жизнедеятельности объектов" является приоритетным направлением, так как экономическая значимость данного сектора для российской промышленности и международной торговли позволяет его отнести к критичной области, где критерии обеспечения безопасности и жизнедеятельности объектов являются главной составляющей конкурентоспособности продукции и услуг.
Разработка общего технического регламента "Системы комплексного обеспечения безопасности и жизнедеятельности объектов" согласуются с принципами деятельности ЕЭК ООН в области международной технической гармонизации и стандартизации1. Приоритетное значение разработка этого технического регламента приобретает в связи с тем, что в качестве приоритетов выбраны секторы, включающие критерии А, В и D, в отношении которых правительства в первую очередь считают необходимым разработать правила технического регулирования в области безопасности (критерий А), защиты окружающей среды (критерий В) и критерий D (случаи, когда отсутствие согласованных требований создает или может создать препятствия технического характера для международной торговли).
Включение общего технического регламента "Системы комплексного обеспечения безопасности и жизнедеятельности объектов" в Программу Правительства Российской Федерации по разработке технических регламентов обеспечит соответствие технического регулирования интересам национальной экономики, уровню развития материально - технической базы и уровню научно - технического развития, а также международным нормам и правилам.

Президент Всемирной Академии наук комплексной
безопасности, доктор технических наук, профессор
М.М. Любимов

Главный ученый секретарь Всемирной Академии наук комплексной
безопасности, кандидат технических наук, профессор
Г.Г. Соломанидин
_______

1 Перечень Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН. Документ составлен Рабочей группой по политике в области технического согласования и стандартизации. Публикация ECE/STAND/20/Rev.5

29.03.2006

www.systemservice.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован