10 сентября 2005
4637

Михаил Мишустин: Налог - на кухню

Новые налоги на недвижимость будут обсуждать на семейном чаепитии в каждом доме

Правительство "в основном" одобрило представленный Германом Грефом законопроект о формировании государственного кадастра объектов недвижимости. Причина вполне понятна: ведь с созданием кадастра тесно связано и введение нового налога на недвижимость - по ее рыночной стоимости.

Правительство крайне заинтересовано в быстрейшем формировании единого кадастра земельных участков и расположенной на них недвижимости и будет форсировать этот процесс. И хотя законопроект предстоит доработать, срок на это отведен минимальный - всего один месяц.

Напомним, что уже в следующем году вступает в действие норма Налогового кодекса о взимании земельного налога (и с граждан, и с предприятий) в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка. А для этого в течение нынешнего года Роснедвижимость должна закончить "перепись" и оценку земельных участков. Еще в начале года глава федерального агентства Михаил Мишустин обещал, что к осени работа будет завершена на 70-80 процентов, и на последнем заседании правительства подтвердил, что ведомство укладывается в сроки. Игра стоит свеч: по оценкам ведомства, усовершенствованный порядок земельного налогообложения позволит уже к 2007 году получить в бюджетную систему страны дополнительно 100-150 миллиардов.

Поэтому, судя по всему, владельцам дач и приусадебных участков уже в следующем году предстоит платить за свои сотки по-новому (как, впрочем, по-новому же заплатят за землю и юридические лица-собственники). Конкретный размер платежей, как известно, будет зависеть от аппетитов местных властей. Земельный и имущественный налоги идут в местные бюджеты, поэтому и ставки по их взиманию устанавливаются на местах. В Налоговом кодексе, то есть на федеральном уровне, установлены лишь их максимальные пределы: 0,3 процента от кадастровой стоимости для земель под жильем и 1,5 процента - для участков под промышленными предприятиями. Если учесть, что кадастровая стоимость приближается к рыночной и составляет от нее примерно 70 процентов, нетрудно хотя бы приблизительно прикинуть будущие расходы на уплату земельного налога.

Но это только начало, поскольку в ближайшей перспективе - объединение в единый "налогооблагаемый" объект и земельного участка, и того, что на нем построено. Именно такие единые объекты и войдут в кадастр, создание которого и обсуждалось правительством. С одной стороны, руководство страны крайне заинтересовано в том, чтобы пополнить бюджеты за счет налога на недвижимость - одного из самых легко администрируемых. Ведь завод или особняк в землю не зароешь, "черным налом" по бухгалтерии не проведешь и в офшор не вывезешь. Между тем стоимость и предприятий, и жилых объектов у нас сейчас повсеместно занижена. Вот где "золотое дно" для государства. Но есть и другая сторона. Это угроза резкого возрастания налогового бремени, если не будут сбалансированы ставки взимания налога. Для предприятий это удар по конкурентоспособности. Для населения - ощутимый урон кошельку.

Вспомним недавние многочисленные конфликты налогоплательщиков - владельцев недостроенного индивидуального жилья во многих регионах страны, когда были резко подняты ставки налога на землю для тех, кто не укладывался со стройкой в определенные сроки.

Мера направлялась против толстосумов, "забывших" под предлогом продолжения строительства зарегистрировать свои хоромы и платить полновесный налог на недвижимость. В реальности же пострадал средний класс и ниже среднего - те, кто пытался решить свою жилищную проблему самостоятельно, но не накопил деньжат, чтобы построиться быстро.Но это, так сказать, проблема "на перспективу". А кроме нее возникает еще масса вопросов, связанных с новым порядком учета и оценки недвижимости. Вот лишь немногие из них. Например, как соотносится формирование кадастра с обещанным недавно упрощением регистрации прав на недвижимость с "прирезанной" когда-то землей и неузаконенным ранее "самостроем"? Когда, наконец, будет наведен порядок на рынке технической инвентаризации - после "ломки" монопольно работавшей системы БТИ и появления параллельной структуры "Ростехинвентаризация" разброс цен на рынке многократно увеличился. Не менее существенно также и то, кто и по каким критериям будет оценивать "рыночную" стоимость промышленных объектов и жилья? В США, например, этим занимается государственная служба. У нас предполагается привлечение "независимых" оценщиков. Но когда работу такому оценщику заказывает владелец недвижимости и он же эту работу, естественно, оплачивает, всегда можно договориться о результатах. К тому же методики массовой оценки, по поводу чего в последние годы сломано немало копий, в стране по-прежнему не существует. Более того, некоторые эксперты вообще полагают, что нельзя смешивать вопросы формирования кадастра и оценку недвижимости. Последняя должна регулироваться отдельным законом.

Тем не менее в законопроекте, который, предполагается, вступит в силу с 2007 года, намечены вполне конкретные этапы перехода на единый кадастр и, как следствие, единое налогообложение. В 2008 году это должно случиться в минимум трех российских регионах, через год к "пионерам" добавятся еще шесть. До 1 января 2010 года кадастр будет введен уже в каждом третьем субъекте и еще через год - повсеместно. Судя по настроениям, проявившимся на заседании правительства, эти сроки могут быть и сдвинуты. В сторону ускорения.


http://www.rg.ru/2005/09/10/zakonoproekt.html

Ирина Невинная

"Российская газета" - Федеральный выпуск No3871 от 10.09.2005 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован