14 декабря 2005
2364

Михаил Москвин-Тарханов: В решении проблем, связанных с трудовой миграцией, должны помочь профсоюзы

Каждое утро, выходя из дома, я здороваюсь с молодым парнем-узбеком, который моет подъезд, или метет листья, или чистит дорожку от наледи. В нашем районе, да и по всей Москве таких ребят немало: они живут в российской столице на полулегальном положении, выполняют самую тяжелую работу, получают очень небольшие деньги, да и те большей частью отправляют на родину бедствующим семьям. Недавно на совместной комиссии Московской городской Думы и правительства Москвы по нормативной базе перспективного развития и градостроительства Москвы рассматривался вопрос об использовании иностранных рабочих в городском хозяйстве столицы. Об этой проблеме мы беседуем с сопредседателем комиссии, депутатом МГД Михаилом МОСКВИНЫМ-ТАРХАНОВЫМ (фракция "Единая Россия").

- Михаил Иванович, насколько я знаю, столица всегда нуждалась в привлечении рабочей силы со стороны?

- Безусловно. При этом, однако, первоначально Москва привлекала трудовых мигрантов вовсе не с юга, а из городов Центральной России. Так, в 1921 году, после окончания гражданской войны, в Москве проживало менее полумиллиона человек. Далее, в течение всего советского периода на протяжении 80 лет (с понятным перерывом на 1941-1943 годы) в Москву приезжали около 80-100 тысяч граждан СССР ежегодно. В течение 10-15 лет они, как правило, адаптировались к московской жизни, социализировались, получали жилье, рожали одного - двух детей, которые уже чувствовали себя природными москвичами. Москва преимущественно росла за счет приезжих, приток которых в 30-50-е годы регулировался "оргнаборами" и "комсомольскими призывами" и в советские годы лимитировался московской пропиской и заявками предприятий.

Без этих "лимитчиков" не работали бы ЗИЛ и АЗЛК, некому было бы вывозить мусор, работать в шахтах метрополитена, разнорабочими на стройках, рядовыми в милиции и пожарной охране, в ЖЭКах и РЭУ. Дети же бывших "лимитчиков", уже "совершенные" москвичи, заканчивали московские школы и вузы, поступали на "хорошую работу" и уж, конечно, не пополняли ряды московских чернорабочих. Поэтому и приходилось все время завозить в Москву новые и новые трудовые армии.

- Сегодня москвичи, как правило, тоже не согласны идти на непрестижную, грязную работу, а поскольку уровень безработицы в Москве меньше одного процента, их ничто и не вынуждает соглашаться на такую работу. Однако, насколько я понимаю, ситуация с приезжими рабочими сегодня другая?

- Во-первых, изменился этнический состав "нового московского чернорабочего", во-вторых - уменьшился объем их прав. Теперь это бедные таджики, украинцы, молдаване, которые зачастую находятся в тяжелом, униженном и бесправном положении, нещадно эксплуатируются. Это оскорбляет достоинство всего нашего общества и грозит в будущем серьезными социальными последствиями.

Некоторые предлагают и дальше собирать рабочую силу по городам и весям Центральной России, привлекая в Москву последние остатки активного и трудоспособного населения малых российских городов и сел. Но это, по-моему, жестоко: ведь и так завоз в крупные города по лимиту сельской молодежи в советское время почти погубил русскую деревню. Не надо ее сегодня добивать.

С другой стороны, смотреть на то, как неконтролируемый поток рабочей силы из стран ближнего зарубежья вместе с проходимцами всех мастей втекает в Москву и другие города России, порождая социальные, национальные и конфессиональные проблемы, вражду и ненависть, подготавливая почву для будущих взрывов и столкновений, совершенно недопустимо.

- Есть ли, по-вашему, какие-нибудь пути решения этой проблемы?

- Полагаю, что единственным рациональным путем является переход к политике организованного набора рабочей силы за рубежом на основе межгосударственных и межрегиональных соглашений, партнерства и сотрудничества органов государственной власти, местного самоуправления, частного предпринимательства и, главное, профессиональных союзов. В столицах и городах стран СНГ целесообразно создавать бюро для организованного набора квалифицированной рабочей силы и молодежи для работы "по лимиту" на предприятиях России и завозить ее в достаточном количестве для обеспечения государственных нужд. При этом следует начать это делать в первую очередь для наиболее экономически развитых и стратегически важных регионов - городов Москва и Санкт-Петербург.

Каждый такой новый "лимитчик" должен получить трудовую визу или иной "вид на жительство", заключить контракт как с трудовым бюро-посредником, так и впоследствии с фирмой-нанимателем, пройти медицинское обследование, оформить страховку, получить место для временного проживания, встать на налоговый учет и обязательно вступить в профессиональный союз. Он должен быть уверен, что в случае нарушения им законодательства он будет немедленно депортирован на свою родину.

Такая политика потребует довольно значительных расходов на создание соответствующей инфраструктуры, но результат окупит расходы: мы получим достаточно квалифицированную или, по крайней мере, обучаемую рабочую силу, контролируемую и учтенную, платящую налоги и опасающуюся нарушать законы.

- Видимо, при найме "по лимиту" нужно учитывать определенные критерии?

- Обязательно. Следует в первую очередь исходить из обеспеченности теми или иными услугами социальной, культурной, а также конфессиональной инфраструктуры в регионе. Так, например, при найме на работу в Москву, где много христианских (православных) церквей и меньше мусульманских мечетей (исходя из сегодняшней конфессиональной структуры московского общества), преимуществом при найме на работу должны пользоваться христиане или лица, не идентифицирующие себя с какой-либо религией.

- А как быть с нелегальной трудовой миграцией?

- Только после того, как мы насытим рынок труда организованной рабочей силой, мы сможем приступить к борьбе с нелегальной трудовой миграцией, сделав акцент уже не на депортацию "нелегалов", а на жесткое, в том числе уголовное, преследование предпринимателей и работодателей, использующих их труд. Также должна преследоваться и незаконная предпринимательская деятельность самих "нелегалов". При этом политика в отношении беженцев и иной нетрудовой миграции должна быть сформирована отдельно, это - особая проблема.

- Не секрет, что многие из приезжих рабочих не хотят возвращаться домой, перевозят в Москву свои семьи...

- Конечно, лишь определенная часть набранных "по лимиту" иностранных рабочих вернется из Москвы на родину: некоторые поселятся в городах Подмосковья, а часть останется в Москве. Но это будет наиболее адаптированная, социализированная часть общего потока мигрантов, которая органично войдет в городское сообщество. Дети же этих мигрантов впитают в себя русскую культуру, получат хорошее образование и, как ранее дети советских "лимитчиков", растворятся среди москвичей.

- А не встретит ли такой организованный набор в странах СНГ препятствий политического характера? Кроме того, может произойти вытеснение московских рабочих приезжими и появление безработицы среди москвичей.

- Такая опасность есть. И в этой связи просматривается особая роль профессиональных союзов Москвы, которые могли бы на основе соглашений с профсоюзами стран СНГ и с помощью структур Профинтерна выступить основным организатором привлечения рабочей силы из стран СНГ, исходя из реальной потребности рынка труда без ущемления прав рабочих Москвы и Подмосковья. Они также могли бы обеспечить защиту прав иностранных рабочих, контролировать реализацию трудовых соглашений, защищать их права от произвола нанимателей и работников милиции, содействовать своевременному их возвращению на свою родину по окончании контракта.

Сегодня стало очевидно, что рынок труда - необычайно важная вещь, и им надо заниматься на государственном и региональном уровне. Пустить все на самотек, понадеяться опять на процессы самоорганизации рынка труда - значит обречь себя на череду национальных, социальных и межконфессиональных конфликтов. Этого мы не можем допустить!

- Что может сделать городская Дума для решения наболевшей проблемы?

- Решено провести большие слушания об использовании иностранной рабочей силы в Москве. Кроме депутатов МГД, в них примут участие представители всех заинтересованных сторон. А пока я направил письмо Юрию Лужкову, где изложил свое видение проблемы и обратился к мэру с просьбой дать поручение органам правительства Москвы проработать данный вопрос с представителями московских, российских и зарубежных профсоюзов, а также с федеральными органами государственной власти.

Галина Лоевская
Московская правда, 14 декабря 2005 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован