17 ноября 2009
5413

Михаил Наринский: Внешняя политика России. Уроки истории

В эфире программы "Мировая политика" Михаил Наринский, заведующий кафедрой международных отношений Московского государственного института международных отношений

Здравствуйте, уважаемые радиослушатели, в эфире очередной выпуск программы "Мировая политика", и я её ведущий Игорь Панарин. Сегодня мы обсудим интересную тему истории международных отношений и современности. Насколько они связаны? У нас в гостях доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой международных отношений одного из ведущих вузов нашей страны МГИМО, это Михаил Матвеевич Наринский.

Панарин: Михаил Матвеевич, вот сразу хотел обсудить с вами, перед тем как перейти к истории, история должна нас чему-то учить, к современности. На прошлой неделе наш президент выступил с посланием Федеральному собранию, и часть проблем, которые были освещены, касались международных отношений. Как бы вы, как заведующий кафедрой, как представитель одного из ведущих вузов России, да и мира, могли бы охарактеризовать вот эту международную часть послания Дмитрия Медведева?

Наринский: Мне представляется, что послание президента Медведева - это очень серьезный документ, и действительно перед нашей страной, перед нашим обществом поставлена очень серьезная задача по модернизации всей нашей жизни. Естественно, что внешняя политика России должна вносить свой вклад в этот процесс модернизации, и это ставит перед ней новые весьма серьезные задачи. Потому что, с моей точки зрения, в этом контексте внешняя политика России должна стать более эффективной и более прагматичной, более целенаправленной по некоторым её направлениям, более целеустремленной.

Панарин: А в чем, вот ваш взгляд, в чем более целеустремленной она должна быть, более целенаправленной?

Наринский: Один только пример. Мне представляется, что, например, внешней политике России в направлении СНГ, в направлении Содружества независимых государств, не хватает этой целенаправленности, потому что иногда не совсем понятно, чего Россия хочет, какие цели она ставит, чего она добивается. И как мне представляется, здесь не хватает именно координации деятельности различных ведомств и различных организаций, которые осуществляют эту внешнеполитическую деятельность на пространстве СНГ. Поэтому больше координации, больше взаимосвязи, больше эффективности мне представляется одной из очень важных задач.

Панарин: Вам кажется, что президент, в общем то, более четко поставил внешнеполитические задачи в контексте проблем модернизации?

Наринский: Президент сформулировал очень четко, что внешняя политика должна обеспечивать взаимосвязь с экономическими проблемами России, было об этом очень четко заявлено, что тут и поощрение деятельности российских компаний за рубежом, и привлечение иностранных инвестиций. И президент Медведев очень ясно подчеркнул, что Россия не может без использования иностранного опыта, иностранных инвестиций, иностранных технологий. Поэтому...

Панарин: Лучше все-таки иностранных технологий, да, я подчеркну.

Наринский: Естественно, не надо брать старье какое-то вчерашнего и позавчерашнего дня.

Панарин: Конечно, да.

Наринский: Поэтому вот в таком контексте. И президент прямо поставил вопрос о том, что эффективность деятельности различных внешнеполитических ведомств и организаций должна оцениваться именно по результатам работы и по тому, насколько эта внешнеполитическая деятельность соответствует задаче улучшения и условий жизни граждан нашей страны, и модернизации России, о которой шла речь в послании.

Панарин: Кстати, наш президент посетил Сингапур. Вот мне кажется, технологии, которые Сингапур использовал уже последние десятилетия, можно и внедрять в России, потому что на маленьком острове создана такая технологичная среда, которая стимулирует и привлечение иностранных инвестиций. В принципе, это страна очень маленькая демонстрирует достаточно неплохие темпы экономического развития, согласны с этим?

Наринский: Я полностью согласен, что пример Сингапура очень интересен, потому что как и некоторые другие эти "азиатские тигры" так называемые...

Панарин: Тигры, да, хотя он очень небольшой, тигренок такой.

Наринский: Конечно, Сингапур, в общем, - клочок территории, но без особых ресурсов, нефти нет, нет газа...

Панарин: Малайзия, Индонезия рядом, да.

Наринский: ... и достаточно сложное население, в общем, тоже проблемы. Но тем не менее Сингапур успешно решает задачи действительно выхода на самые современные рубежи развития.

Панарин: Но Сингапурские авиалинии считаются лучшими в мире. Вот я только что на них летал в Техас, могу это с полной уверенностью подтвердить, что наш "Аэрофлот" может стремиться к этому уровню.

Наринский: Ну, я думаю, что не только "Аэрофлоту" можно поучиться у Сингапура

Панарин: не только "Аэрофлот", да. Но и "Дельте", и другим компаниям.

Наринский: Сингапур, конечно, являет собой пример очень интересный. Развитие на основе использования, то, о чем говорил президент Медведев, в общем, ума современных технологий, каких-то научных разработок. И главное использование практическое всех этих современных технологий. Если помните, "в бананово-лимонном Сингапуре" - все это в прошлом.

Панарин: Да, это в прошлом. Я тоже посмотрел картинки сегодняшнего Сингапура. Это, конечно, hi-tech, по сути. Но вернемся к вашей основной проблеме, ваших научных исследований. Вот, исходя из послания нашего президента, поставлены новые задачи. Но мы можем из нашей советской истории, российской истории, дипломатических отношений, международных отношений, извлечь все-таки определенные уроки, чтобы учесть и не допускать ошибок, а наоборот те позитивные составляющие действительно внедрять в современную нашу внешнюю политику? На что вы хотели бы обратить внимание вот за этап, допустим, двухсотлетних дипломатических отношений России и другими странами? Мы, я знаю, специалист больше всего по самым кризисным коммуникациям XX века, их так можно назвать. Узловые точки: Мюнхен. 1938 год, это 1939 год, август, - вот узловые точки мировой политики. Мы в программе многократно говорили с рядом экспертов, это и Руслан Гринберг, директор Института экономики РАН, Сусов, ряд других экспертов. Они считают, что мы находимся в некой тоже такой точке узловой дальнейшего мирового развития. Как нам учесть те уроки истории, которые были?

Наринский: Я готов с вами согласиться, что мы действительно находимся сейчас в какой-то точке бифурка, развилке исторического развития, и поэтому мне представляется, что действительно опыт вот таких поворотных моментов, поворотных точек в развитии международных отношений, в развитии мировой политики очень важен. Но учитывая, что мы отметили годовщину круглую начала Второй Мировой войны и готовимся отметить 65 лет Победы в Великой Отечественной войне, мне представляется действительно, что вот опыт международного кризиса, предвоенного кризиса 1938-1939 года очень важен и интересен.

Панарин: Вот можно ли сказать, я просто предваряю ваш ответ, что, допустим, если бы все страны великие того периода времени могли найти оптимальный вариант, может быть, мы могли бы избежать всеобщей войны, скажем так?

Наринский: Ну, если бы, да, все страны, я как раз об этом и хотел сказать, что если бы руководители всех великих держав отрешились от каких-то традиционных неправильных представлений, если бы действительно отрешились от каких-то неверных стереотипов, смогли преодолеть недоверие, то, конечно, все эти события 1938-1939 года могли бы развиваться по-другому. К сожалению, надо сказать, что за исключением, может быть, гитлеровской Германии, которая проводила политику очень целенаправленную, очень такую последовательную и по-своему успешную до 1941 года, в общем, все другие великие державы оказались действительно в плену каких-то стереотипов, взаимного недоверия, неготовности поставить какие-то приоритетные задачи выше тех традиционных стереотипов, которые сложились. И, конечно, взаимное недоверие, взаимная подозрительность сыграли очень отрицательную роль в период этого кризиса 1938-1939 годов.

Панарин: А вот все-таки можно сказать, что Мюнхен - это был все-таки такой бикфордов шнур, который зажег в последствии огонь Второй Мировой войны?

Наринский: С моей точки зрения, Мюнхен положил полностью конец той Версальской системе, которая существовала.

Панарин: То есть он её разрушил.

Наринский: Мюнхен полностью разрушил Версальскую систему.

Панарин: А в чем можно это, скажем так, нашим уважаемым радиослушателям подкрепить? Какими фактами? В чем это выражалось, с вашей точки зрения?

Наринский: Выражалось в том, что руководители Великобритании и Франции в сотрудничестве, в сговоре с руководителями нацистской Германии и фашистской Италии фактически осуществили расчленение территории Чехословакии, которая была одним из элементов Версальской системы, поскольку...

Панарин: Я напомню уважаемым радиослушателям, что эта система была создана после завершения Первой Мировой войны.

Наринский: Да. Именно Чехословакия и возникла после завершения Первой Мировой войны, так же как и ряд других государств Восточной Европы. И одним из краеугольных камней как бы этой Версальской системы были те гарантии, которые, в частности, Франция дала Чехословакии, Польше, другим странам Восточной Европы. И, конечно, то, что руководители Великобритании и Франции фактически эти гарантии перечеркнули, фактически мюнхенские соглашения, которые были подписаны в ночь с 29 на 30 сентября 1938 года, они, конечно, означали полный крах этой Версальской системы.

Панарин: А вот почему они на это пошли, Михаил Матвеевич, как вы сейчас считаете, спустя 70 с лишним лет?

Наринский: Мне представляется, что, во-первых, надо сказать, что ведущую роль, конечно, в этой "политике умиротворения", как её называют, играли руководители Великобритании. Все-таки они...

Панарин: Все-таки они были закоперщиками, если так можно выразиться.

Наринский: Французские лидеры следовали за британской политикой.

Панарин: Павел Матвеевич, я вот на этой ноте прерву первую часть нашего диалога. Я напомню уважаемым радиослушателям, что в гостях у меня находится заведующий кафедрой международных отношений МГИМО Михаил Матвеевич, и он говорит о дух вещах в первой части нашего диалога - о том, что, внимательно выслушав послание президента Медведева, он дает отчет о том, что поставлены четкие задачи. Активизация российской внешней политики, прежде всего на пространстве СНГ. Но одновременно мы поговорили и о том, что необходимо при реализации современной внешней политики России все-таки учитывать опыт, и пришли к выводу о том, что Мюнхен в 1938 году был именно одним из тех мест, где по сути наступил крах Версальской системы и практически началась Вторая Мировая война, и родоначальником этого раскола Европы все-таки в большей степени была Великобритания, а Франция шла в определенном фарватере.

Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире очередной выпуск программы "Мировая политика", и я её ведущий Игорь Панарин. У меня в гостях доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой международных отношений МГИМО Михаил Матвеевич Наринский. Михаил Матвеевич, мы в первой части оговорили две проблемы. Первая - это послание нашего президента, и второе м остановились на том, что в Мюнхене руководство Великобритании поставило, по сути, под сомнение всю систему международных соглашений, которые существовали в Европе, и потянула за собой Францию. Почему вот эта "политика умиротворения" так называемая была осуществлена руководством умиротворения агрессора?

Наринский: С моей точки зрения, основное в этой "политике умиротворения" было нежелание Великобритании и Франции начать новую большую войну.

Панарин: Они боялись?

Наринский: Боялись, не хотели.

Панарин: То есть метались, да?

Наринский: Метались, по-разному можно это охарактеризовать, но нельзя забывать, что прошло только 20 лет со времени завершения Первой Мировой войны, и вся эта гигантская бойня, в которую вылилась Первая Мировая война, все это...

Панарин: Наложило отпечаток.

Наринский: ... сидение в окопах, в траншеях в течение нескольких лет, и те мытарства, мучения, тяготы, которые выпали на долю европейцев, жертвы, которые повлекла за собой Первая Мировая война, ещё были в памяти, все, в общем, это чувствовали. И в Англии, и в Франции были такие настроения очень сильны, что как же так, вот мы разбили Германию, вот мы завязали этот Версальский мир, теперь опять надо воевать против немцев. Куда ж делся этот Версаль, куда же делась наша победа? Эти настроения были очень сильными. Плюс, конечно, были опасения большевизма, были, в общем, страхи перед Советским Союзом, что любое столкновение на Западе вызовет усиление большевизма и Советского Союза. Конечно, лидера Запада этого не хотели, это все тоже совершенно очевидно.

Панарин: То есть можно сказать, два фактора влияли.

Наринский: Можно сказать, два фактора. Но основным, я думаю, было нежелание, конечно, ввязаться в большую войну, потому что большая война могла повлечь за собой социально-политические потрясения и изменения политической карты Европы, в общем, то, что произошло в итоге.

Панарин: В итоге эта "политика умиротворения", можем мы сказать, что она завершилась полным тоже крахом?

Наринский: Конечно.

Панарин: Когда это стало очевидным, в том числе лидерам Великобритании и Франции?

Наринский: Мне представляется, что крах политики умиротворения выявился в марте 1939 года, потому что в Мюнхене были даны гарантии остаткам Чехословакии, тому, что осталось после отделения от Чехословакии Судетской области, после передачи Тешинской Силезии Польше.

Панарин: Кстати, интересный момент. Польша, которая постоянно высказывает какие-то претензии к Советскому Союзу и к России, она же поучаствовала тоже.

Наринский: Бесспорно.

Панарин: Вот это, мне кажется, нужно пояснить нашим радиослушателям.

Наринский: Бесспорно, потому что у Польши с Чехословакии были свои старые счеты, опять-таки, со времен конструирования этой Версальской системы. Отношения были неблагоприятными.

Панарин: Несмотря на то, что два славянских, в общем то, государства.

Наринский: Два славянских, но тем не менее вот эти вот споры за пограничные территории, поэтому, когда Гитлер получил от Англии и Франции с помощью Италии, с участием Италии, Судетскую область Чехословакии, то Польша тут же 30 сентября вечером 1938 года объявила Чехословакии ультиматум, ультимативное требование передать Польше одну из областей Чехословакии - Тешинскую Силезию, где проживало определенное польское меньшинство. Таким образом, Польша воспользовалась этим Мюнхенским сговором, чтобы преследовать свои корыстные интересы.

Панарин: То есть по сути она вместе с Гитлером приняла участие с расчленении Чехословакии.

Наринский: Бесспорно. И как писали тогда журналисты, Польша, в общем, сыграла роль шакала во время этого Мюнхенского соглашения, которое... И недаром президент Качиньский в сентябре 2009 года заявил, что это была не только ошибка, но это был грех, участие Польши в разделе Чехословакии.

Панарин: Но Польша сделала выводы из этого греха, как он выразился, или нет?

Наринский: Будем надеяться, что сделал.

Панарин: Вот рассмотрим ситуацию...

Наринский: Да-да, и, значит, крах всей этой "политики умиротворения" выявился в марте, потому что для Гитлера все подписанные соглашения были не больше чем клочок бумаги, которые позволяли ему лучше подготовиться к следующим агрессивным акциям. И в марте он просто ликвидировал полностью независимость оставшейся части Чехословакии, Богемия и Моравия были возвращены в протекторат германского Рейха, а Словакия формально стала независимой, но полностью зависела, опять-таки, от германского Рейха.

Панарин: Фактически она вошла в Рейх, да.

Наринский: Полностью стала полным сателлитом таким безоговорочным Гитлера и гитлеровского Рейха.

Панарин: Какова была реакция, прежде всего Великобритании? Итак, весна 1939 года, они понимали, что уже все, крах. Что они сделали, что предприняли?

Наринский: Великобритания и Франция перешли к так называемой "политике гарантий", они объявили о том, что они гарантируют независимость тех стран, которым угрожала нацистская Германия. Это были Польша, это была Румыния, Греция. Значит, вот этим странам в апреле 1939 года Англия и Франция дали свои гарантии, в конце марта - в апреле. Но ясно было, и это подчеркивали британские и французские политики разумные, что без участия Советского Союза эта "политика гарантий", в общем, сработать не могла, потому что не было противовеса Гитлеру на Востоке. Именно в апреле начались тройственные переговоры фактически политические по заключению какого-то соглашения с Советским Союзом. Англия, Франция, СССР о возможности какого-то соглашения об отпоре агрессии.

Панарин: Но они в итоге все-таки провалились.

Наринский: В итоге, к сожалению, переговоры провалились, потому что действительно может быть это был шанс остановить Гитлера, но в итоге переговоры провалились, потому, с моей точки зрения, в общем, никто из этих участников переговоров искренне не стремился к заключению соглашения. То есть Советский Союз хотел соглашения, но на выгодных для себя условиях. Не просто соглашение. А на выгодных для себя, как Сталин понимал эту выгоду, условиях.

Панарин: Великобритания что хотела?

Наринский: Великобритания затягивала эти переговоры.

Панарин: То, что в Москву приезжали немало значащие фигуры, которые не обладали полномочиями, по сути, вопрос, скажем так, затягивался.

Наринский: Великобритания затягивала переговоры и не хотела, конечно, такого полномасштабного соглашения с СССР об отпоре агрессии. В общем, англичане тянули, летом 1939 года британцы параллельно имели контакты с представителями гитлеровской Германии, поэтому они вели такую двойную игру. И, конечно, соглашения с Советским Союзом, в общем, не хотели. В наиболее угрожаемом положении находилась Франция, и французы, в общем, приложили, пожалуй, максимум усилий, чтобы переговоры завершились каким-то соглашением. Они шли на уступки и во время политических переговоров, они оказывали давление на тех же поляков во время военных переговоров в августе 1939 года в Москве, потому что переговоры разделились как бы на две части. Политические переговоры и затем в августе 1939 года, когда военные миссии Англии и Франции приехали в Москву, уже военные переговоры, которые начались 12 августа 1939 года. И в политических переговорах, так сказать, общим камнем преткновения, который не позволил достичь соглашения, с моей точки зрения, оказался достаточно такой вопрос, в общем, второстепенный, вопрос о косвенной агрессии. Не прямая агрессия, а что, если под давлением, скажем, нацистской Германии, под угрозой применения силы, какое-либо из государств Прибалтики перейдет на позицию сотрудничества с нацистской Германией, вот что в таких условиях подписанты этого соглашения должны делать. Советский Союз хотел, конечно, получить для себя определенную свободу рук в такой ситуации, советское руководство. Ну, а военные переговоры уперлись в то, что советская делегация, которую возглавлял Ворошилов, поставила вопрос о том, что для эффективного противодействия возможной германской агрессией Красная Армия должна получить возможность пройти через территорию Польши, потому что границы с Германией не было у Советского Союза общей. Разделяла как раз Польша эти государства, или через территорию Румынии. Но поляки категорически возражали против любого прохода войск Красной Армии через свою территорию, и румыны возражали. И это стало, в общем, таким камнем преткновения на переговорах. Ну, а параллельно советского руководство вступило в контакты с руководством Германии, в общем, контакты начались, с моей точки зрения, в мае 1939 года после смещения Литвинова с поста наркома иностранных дел и назначения на этот пост Молотова, который возглавлял правительство и одновременно стал наркомом иностранных дел. Ну, и активизировались в конце июля, поскольку Гитлер стал непосредственно готовить нападение на Польшу, и он был очень заинтересован в том, чтобы Польшу изолировать, чтобы этот конфликт приобрел характер такой...

Панарин: Такой глобальный.

Наринский: Такой глобальный, да, во что это в конце концов и вылилось. Гитлеровская задача была изолировать Польшу, поэтому в конце июля 1939 года германские дипломаты вступают в переговоры с советскими дипломатами, подчеркивают, что нет никаких спорных вопросов на всем пространстве между Балтийским и Черным морем между Германией и СССР, и эти контакты и переговоры приводят к визиту Риббентропа в Москву, министра иностранных дел Германии, и подписания пакта о ненападении с секретным протоколом между Германией и Советским Союзом 3 августа 1939 года.

Панатин: Подписан был этот договор между Германией и Советским Союзом, дальше началась оккупация Польши и началась так называемая "иностранная война". Вот какие выводы можно все-таки сделать из уроков истории? Вот мы находимся в точке дефуркации, как вы сказали. Что нам должно быть важно вот в этом историческом наследии?

Наринский: Мне представляется основной вывод, это что надо очень точно определять основные угрозы и те вызовы, с которыми мы все сталкиваемся. Вот это очень важно.

Панарин: То есть общий вывод при оценке современной ситуации, вот этот опыт предвоенного периода, когда страны, видимо, не доверяли друг другу и не точно оценивали угрозы, он во многом и стимулировал скатывание...

Наринский: Недооценили угрозу нацистской Германии.

Панарин: Недооценили угрозу, да.

Наринский: И угрозу, и силу, потому что Сталин делал ставку на затяжную войну на Западе, он рассчитывал, что они будут между собой драться, ломать друг друга, а Советский Союз сможет играть роль третьего радующегося.

Панарин: В итоге все-таки Вторая Мировая война началась, началась Великая Отечественная война, но все-таки мы будем праздновать в мае 2010 года 65 лет Великой Победы над фашизмом.

Наринский: Вклад советского народа в эту победу, по-моему, никто не может отрицать, невозможно отрицать все эти жертвы, которые принес советский народ на алтарь этой победы.

Панарин: Уважаемые радиослушатели, мы заканчиваем нашу программу. Я подведу краткий итог, что главный урок истории международных отношений - это то, что необходимо правильно оценивать угрозы и правильно и своевременно на них реагировать, что и должна делать внешняя политика России. Напомню, что в гостях у программы "Мировая политика" был доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой МГИМО Михаил Матвеевич Наринский. Я ведущий программы Игорь Панарин, и вы можете обсуждать её по интернет-адресу blog.panarin.com. До свидания, уважаемые радиослушатели.

17.11.2009
www.mgimo.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован