30 марта 2009
1494

Михаил Синицын: `О Госпрограмме по переселению соотечественников`

Правительство России в 4 раза сокращает бюджет госпрограммы содействия добровольному переселению соотечественников. ФМС подсчитала, что в этом году больше 20 000 переселенцев в Россию не приедут. Согласно этим расчетам уменьшено и финансирование.

Напомним, что программа по привлечению в Россию переселенцев была запущена указом Владимира Путина в 2006 году. Эта программа предусматривает материальную помощь квалифицированным специалистам, которые выразят желание вернуться в нашу страну вместе с семьями. Предполагалось, что за 3 года ею должны будут воспользоваться не менее 300 000 соотечественников. Однако в 2007 году ею воспользовались лишь 700 человек, а в 2008 - около 10 тысяч.

Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утверждённая Указом Президента РФ от 22 июня 2006 г. N 637, была призвана создать механизмы для возврата на историческую родину тех русских, которые волей судьбы после распада СССР оказались в новообразованных республиках, где начали подвергаться дискриминации по национальному признаку.

Идеология Госпрограммы в этом смысле абсолютно правильна: необходимо дать возможность нашим соотечественникам вернуться в Россию и устроиться здесь на работу, соответствующую их профессиональной квалификации. Тем более что потребность в квалифицированной рабочей силе у нас до сих пор сохраняется, а практика привлечения в Россию инокультурных трудовых мигрантов показала, что в основном они представляют собой необразованных "землекопов", к тому же не желающих принимать образ жизни и традиции коренного населения.

Но одно дело - идеология, а другое дело - непосредственная реализация этой важнейшей для России программы. Именно с последним и возникли серьёзные проблемы - начиная с оценки миграционного потенциала соотечественников и заканчивая принятием обеспечивающей реализацию Госпрограммы нормативно-правовой базы и созданием для переселенцев нормальных человеческих условий в местах их вселения. Поэтому действительно можно говорить, что по итогам 2007-2008 годов выполнение Госпрограммы провалилось.

Когда в 2007 году программа заработала, в Федеральной миграционной службе утверждали, что за первые 2 года её реализации в Россию переселится 200 тысяч человек. На сегодняшний день количество переселенцев едва перевалило за 10 тысяч. Говорили, что прогнозный миграционный потенциал соотечественников, готовых бросить всё и переселиться в Россию, составляет от 7 до 20 миллионов человек. По данным же исследований, проведённых по заказу МИД России в 2008 году, этот потенциал уже оценивается в 1,4 - 3,2 миллиона человек. То есть изначально были допущены серьёзные просчёты в прогнозах.

Такова же оказалась ситуация и с самим исполнением Государственной программы. Огромный массив нормативно-правовых актов, связанных с её реализацией, либо до сих пор не отрегулирован, либо просто не принят. В результате создаётся целый комплекс проблем, решение которых просто необходимо для успешной реализации Госпрограммы.

Во-первых, имеет место низкая активность потенциальных работодателей по привлечению соотечественников, их упёртая ориентация на трудовых мигрантов, которые не нуждаются ни в социальных гарантиях, ни в постоянном жилье. В этой части необходим широкий набор мер, в том числе налогового характера, по стимулированию хозяйствующих субъектов в их переориентации на использование профессионального потенциала соотечественников.

Во-вторых, не решены вопросы социального обустройства переселенцев, в первую очередь - жилищного. Лишь 10% участников Госпрограммы имеют постоянное жильё. Остальные либо снимают квартиры, либо заселяются в так называемые центры временного размещения, жить в которых дозволено не более двух лет. Предполагается, что именно за этот срок переселенец либо войдёт в ипотечную программу, либо приобретёт жильё. Но так как 90% соотечественников приезжают к нам из стран СНГ, уровень жизни в которых в разы ниже, чем в России, то никаких материальных ресурсов у них нет ни для ипотеки, ни для приобретения собственного жилья.

В-третьих, существуют серьёзные проблемы и с легализацией на территории РФ. В соответствии с Госпрограммой, её участник может в течение недели получить разрешение на временное проживание, но встать на учёт и зарегистрироваться по месту жительства многие прибывшие в Россию не имеют возможности, так как у них нет того самого собственного жилья. А без регистрации по месту жительства документы на получение гражданства не принимаются. В результате возникает замкнутый круг: нет жилья - нет гражданства - нет возможности работать - нет возможности приобрести жильё. Именно эта проблема наиболее болезненно воспринимается соотечественниками, что напрямую ведёт к дискредитации Государственной программы.

Во-четвёртых, часто бывает так, что специальность приезжающих в Россию участников Госпрограммы не соответствует заявкам субъектов РФ и работодателей. Именно поэтому статистика ФМС России показывает тревожные цифры: лишь менее четверти переселенцев сегодня трудоустроено!

От оперативного и качественного решения вышеуказанных проблем зависит успешность реализации Государственной программы.

Если говорить о потенциальном количестве переселенцев в 2009 году, то цифру в 20 тысяч переселенцев в 2009 году достичь вполне реально, имея в виду прогнозы МИД России, согласно которым экономический кризис в странах СНГ значительно подстегнёт наших соотечественников к принятию решения о переезде в Россию. Но Россия должна быть готова к такому развитию событий. Для этого требуется не только произвести отладку всей нормативно-правовой базы, расширить возможности для переселенцев получать жильё и увеличить пособия на обустройство ("подъёмные"), но и расширить количество субъектов РФ, участвующих в реализации Госпрограммы с нынешних 13 (в январе 2009 года к 12-ти "пилотным" регионам добавилась Курская область) до хотя бы 20-25. А это уже вопрос к самим регионам, которые не всегда в состоянии обеспечить вовлечение соотечественников в реализацию инфраструктурных проектов на своей территории и создавать для них (да и для коренного населения тоже) новые рабочие места.

Необходимо также подумать о расширении "целевой аудитории" программы, включив в число её возможных участников предпринимателей, студентов, наиболее квалифицированных рабочих, переезжающих к родственникам в места, не относящиеся к территориям вселения, а также лиц, заключивших контракт для прохождения службы в Вооружённых Силах РФ.

Если говорить в целом, то, конечно, Госпрограмма при эффективных подходах к её реализации может дать нашей стране дополнительный качественный человеческий капитал. При этом мы не нарушаем устоявшийся в России этно-конфессиональный баланс, что является существенным аспектом, учитывая отрицательный опыт межнациональных конфликтов в различных уголках нашей страны.

30.03.2009
www.molpalata.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован