По всей видимости, в странах на постсоветском пространстве происходит то, что у нас происходило в начале 90-х. В отличие от России, многие бывшие республики Союза сменили экономический строй, но политическая модель осталась фактически прежней. Теперь реализуется "отложенный спрос" на демократию.
Причины этих революций - вероятно, все понемногу, но главный вектор именно в ощущении страха "отстать от истории". Концепции противовеса западным ценностям не разработаны и невнятны. Системная коррупция властей, беззаконие и низкий уровень жизни ускоряют социальные взрывы, но не следует исключать наличие факторов целенаправленной организации "революционной ситуации".
Россия еще далеко не до конца сумела преодолеть свой синдром "большого брата", отсюда неумение наладить нужную тональность в диалоге с соседями и отсюда же порой ненужное раздражение соседей нашими небрежными действиями. Выгоды могут быть только в одном - в умении учиться на ошибках. Все познается в сравнении - Запад точно также влиял на украинские выборы, как и мы, но делал это не в пример тоньше и изящнее. В результате, о них ни слуху ни духу, а о наших ляпах только ленивый не говорит.
На нашу внутреннюю систему выборов произошедшие "революции" никак не повлияют, проводить аналогии в голову никому не приходит. А для того, чтобы последние события повлияли на политику в отношении к сопредельным странам, надо, чтобы эта политика была, хотя бы в своей стратегической составляющей. Но ее не видно и, соответственно, реакция на произошедшее тоже размыта, никто толком не знает, как реагировать и все делают умные лица.
Наша, российская, революция уже произошла, причем для России была достаточно "бархатной". Сегодня буря сидит только в головах части "мятежной элиты". Население выступает за компетентное управление, рыночное развитие и социальные программы. В ближайшие 30-40 лет страну ждет поступательное развитие.
Несомненно, сейчас Россия движется к развитию цивилизованного рынка, но движение крайне затруднено чрезвычайно сильной и системной бюрократией. Это - бич страны и головная боль власти.
Демократия и сегодня воспринимается народом спокойно и содержательно. Но не как самодовлеющая ценность, а как инструмент обустройства общества. При этом большинство выступает за сильную государственную власть, за консервативные ценности. Можно сказать, что сегодня наиболее адекватной является идеология либерального консерватизма.
Михаил Тарусин, руководитель отдела социологических исследований Института общественного проектирования:
"Агентство Политических Новостей - Нижний Новгород" 2004.