В ходе исследования были опрошены 15 тысяч россиян.
"Число воцерковленных верующих находится в прямой зависимости от увеличения количества действующих храмов. На протяжении последних 15 лет сохраняется зависимость 500-1000 человек на один храм", - сказал Тарусин в среду на "круглом столе" в РИА Новости.
Аналогов этому процессу в мире ученый не знает.
"При этом Русская Православная Церковь не претерпевает внутренних и внешних модернизаций, как Церкви в западном пространстве", - отметил Тарусин.
Согласно исследованию, в 1989 году в России на шесть тысяч церквей было пять миллионов верующих, регулярно посещающих богослужения и совершающих таинства исповеди и причастия (около 4% населения страны). В 1995 году цифры увеличились соответственно до восьми тысяч храмов и семи миллионов воцерковленных. На 2005 год эти показатели составили более 12 тысяч 600 храмов и 9,5 миллионов постоянных прихожан (8,5% населения).
"Таким образом, к 2015 году мы можем иметь 25-28 миллионов активных верующих - при условии, что у нас будет в два раза больше храмов, около 25 тысяч", - сказал Тарусин.
К 2025 году, по его прогнозам, число воцерковленных россиян может составить уже 35 миллионов (33% населения России), если количество храмов увеличится минимум втрое и составит около 40 тысяч.
"Сегодняшний период характеризуется интенсивным восстановлением традиционной религиозности. В 91-м году к православным относила себя треть населения, сегодня это количество приближается к двум третям. Количество относящих себя к мусульманам практически не меняется. Атеистов стало в два раза меньше", - сказал Тарусин.
Сегодня православными себя считают почти 62% опрошенных, мусульманами - около 7%, атеистами - 15%. Чуть более 1% причислили себя к другим вероисповеданиям, еще 14% верят в Бога, но не исповедуют конкретной религии.
"Неуклонно растет число людей, причащающихся более одного раза в год. В 92-м году их было 7%, в 2002 - 12%, в 2005 - уже 18%", - отметил Тарусин.
Рисуя "сравнительный портрет верующего", социолог отметил, что активные последователи традиционных конфессий "довольно быстро молодеют". Если в конце 80-х годов их средний возраст был на уровне пенсионного, то теперь это 48 лет для православных и 45 лет - для мусульман.
Среди последователей ислама, как и среди атеистов, значительно больше мужчин, а среди христиан - женщин.
"Социальный оптимизм", по данным опроса, наиболее высок у мусульман - более 37% последователей ислама считают, что материальное положение их семей в следующем году улучшится. Среди православных так считают около 25%, а среди всех респондентов - в среднем 26%.
Уровень образования активных верующих соотносится с уровнем образования всего населения в целом. Но по количеству прочитанного за год лидируют православные - около шести книг, мусульмане - четыре. В среднем же на россиянина, согласно опросу, приходится всего по пять книг в год.
"Активные верующие являются и социально активными гражданами, которые поддерживают рыночную экономику и основные институты демократии, выступают сторонниками укрепления государства, утверждения свободы на основе порядка и закона", - сказал Тарусин.
Для всех опрошенных очень важна проблема равенства. Но верующие (и мусульмане, и православные) ценят трудолюбие гораздо больше, нежели все население в целом. Терпимость, уверенность в себе и частное предпринимательство важнее для мусульман. А православные особо выделяют такие качества как "честность и бескорыстие, доброта и милосердие".
http://pda.rian.ru/society/religion/20061108/55461376.html
08-11-2006