Главный врач ГКБ N 8 Михаил ВЕРБИТСКИЙ в марте стал депутатом Челябинской городской думы. Этому рады не только те, кто голосовал за него. Многие южноуральцы знают, что Михаил Григорьевич смог навести порядок в своей больнице: и лечат там быстро и хорошо, и деньги на лекарства с пациентов не требуют, и зарплата у врачей выше, чем у их коллег в других подобных учреждениях. Теперь все надеются, что Вербитский всерьёз возьмётся вносить коррективы в систему здравоохранения города. Тем более что к лучшему менять есть что.
Лечить нужно бесплатно
- Михаил Григорьевич, в Тракторозаводском округе N 34 вы были соперником бывшего главврача ГКБ N 8 Эдуарда Рыбина. Почему решили составить конкуренцию своему коллеге-предшественнику?
- Потому что считаю: нашей больнице в частности и здравоохранению в целом депутаты должны уделять большее внимание, чем сейчас.
Вы, наверное, знаете, что, преследуя интересы больных, ГКБ N 8 была единственным лечебным учреждением, которое судилось с Фондом обязательного медицинского страхования по Челябинской области. И в этой борьбе мы были одни, так как весомой поддержки со стороны народных избранников, к сожалению, не получили.
- Однако вы выиграли процесс над ФОМСом. Даже апелляционный суд признал правоту вашего иска. Давайте напомним читателям суть дела...
- Мы обратились в суд, настаивая, что страховые компании, которые работают под руководством Фонда обязательного медицинского страхования, должны производить выплаты учреждениям здравоохранения в зависимости от того, сколько человек они пролечили.
Сейчас же деньги даются строго по плану, когда определены конкретные цифры, сколько больных должна принять та или иная больница. Помощь, оказываемая сверх плана, не оплачивается. Такая ситуация неправильна.
Ведь, с одной стороны, мы не имеем права отказать больным - они идут к нам со страховыми полисами, которые дают право на получение помощи. С другой - ФОМС по Челябинской области продолжает настаивать, что бесплатно лечить больницы должны строго по плану. Но это идёт вразрез с Конституцией.
Получается, что Фонд обязательного медицинского страхования не интересует выполнение главной задачи, поставленной правительством нашей страны, - обеспечивать бесплатную помощь больным?
При этом как определяется муниципальный заказ для той или иной больницы, совсем непонятно. На мой взгляд, план сводится к тому, чтобы страховщикам как можно больше денег сэкономить.
Арбитражный суд признал нашу правоту. Страховые компании, естественно, были не согласны с этим решением и подали апелляцию. Но нас поддержал и апелляционный суд. Так что судебная система страны стоит на страже законов.
- Это решение - прецедент для России?
- Да. По крайней мере, у нас есть информация, что мы пока единственные в России, кто судился со страховыми компаниями и выиграл у них судебный иск.
Интересы пациентов
- Став депутатом, вы продолжите защищать интересы больных? Ведь именно этим вы и занимались, судясь с ФОМСом...
- Буду добиваться, чтобы на каждую болезнь был разработан медико-экономический стандарт. Это нужно для того, чтобы чётко знать: при том или ином заболевании больному следует оказать такую-то помощь, при этом на неё нужно потратить столько-то средств.
Необходимо, чтобы всё можно было посчитать. Тогда будет порядок: пациент поступил в больницу, всё, что положено, ему сделали, эксперт пришёл и проверил, по стандарту ли оказана помощь, страховая компания, опять же в соответствии со стандартом, выделила деньги. Права больных в таком случае будут защищены. Медико-экономический стандарт поможет пациентам отстаивать свои права.
- Сейчас никаких подобных стандартов не существует?
- На Южном Урале - нет. И это, считаю, очень большое упущение минздрава Челябинской области. Возникает вопрос: очевидно, кому-то невыгодно разрабатывать медико-экономические стандарты?
В других регионах, например Курганской и Свердловской областях, медико-экономические стандарты есть. А у нас существует средний тариф. На пациентов с абсолютно разными болезнями предлагается тратить одинаковую сумму.
Пролечили кого-то на большую? Нам говорят: "Спишите её с другого больного!" Знаете, при средних тарифах очень много лазеек, и эксперту невозможно точно определить, как лечили больного - правильно или нет, положены ли за это деньги. И ведь ничего доказать невозможно - ни больницам, ни пациентам.
- Наверняка как главный врач вы уже обращались по поводу этого вопроса в министерство здравоохранения?
- Неоднократно! Может быть, как депутату мне удастся сдвинуть дело с мёртвой точки.
Пятьдесят лет без ремонта
- Что, по-вашему, ещё во власти депутата? Какие проблемы в здравоохранении сможете решить?
- Проблем, к сожалению, много. Одна из них касается реконструкции зданий лечебных учреждений. Приятно, что в нашем городе, области строятся прекрасные дворцы спорта.
Без подъёма физкультуры невозможно иметь здоровую нацию. Но нельзя забывать и о тех, кто живёт сейчас и вынужден лечиться. Я знаю, что зданиям многих челябинских больниц по пятьдесят лет, а при этом не проведено ни одного капитального ремонта...
- ГКБ N 8 тоже, прямо скажем, не молода.
- У нас практически во всех зданиях и полы проваливаются, и рамы из окон выпадают. Надо срочно менять все двери, проводку, сантехнику. Прошлым летом областная администрация должна была выделить деньги на реконструкцию наших помещений. Был разработан план, составлены сметы.
Вовремя кризис грянул - никаких средств мы не получили. Ежегодно на ремонт всей нашей больницы, которая включает 28 корпусов и строений, нам выделяется только порядка миллиона рублей. Это капля в море.
- В квартире ремонт на миллион не сделаешь - мало будет.
- А мы готовы на ремонт каждого отделения потратить по три миллиона рублей. У области, прямо скажем, странное отношение к Челябинску - как будто он не на территории Южного Урала расположен.
Между тем наш город сам не в состоянии найти столько денег - больницы не ремонтировались капитально десятилетиями. И так в последние годы мэрия многое сделала для учреждений здравоохранения.
- Ваша больница одним ремонтом-то обойдётся? Мечтаете о строительстве новых корпусов?
- Мечтаем. Город выделил средства, и уже сделан проект нового роддома. Заканчиваем проект нового хирургического корпуса. Всё это необходимость. Наш район уникален тем, что на его территории расположена всего одна больница - наша.
Мы обслуживаем всё население Тракторозаводского района, а наша инфекционная больница и многие отделения ГКБ N 8 вообще работают на весь город. Так что, получается, ремонт нужен всем.
Правильный диагноз
- Медицинского оборудования больнице хватает?
- Администрация города в последние три года очень много денег выделяла для этих целей. Было закуплено уникальное оборудование, с помощью которого ставится диагноз. А для больного самое важное что? Чтобы ему быстро и правильно поставили диагноз, сразу же пролечили.
- Ни в каких чудо-аппаратах вы больше не нуждаетесь?
- На сегодняшний день проблема остаётся только с реанимационным оборудованием. Нужны аппараты искусственной вентиляции лёгких. Замены требует система мониторного наблюдения за больными.
Только в России возможно такое: больные лежат в коме, а за их состоянием следят по тому, как медсестра каждый час меряет им давление, так как нет следящей аппаратуры. Да многое ещё нужно нашим больницам!
За годы перестройки всё пришло в упадок - на здравоохранение тогда не обращали внимания. Хорошо, что сейчас ситуация потихоньку меняется.
- Вашей больнице многие завидуют. Говорят, и лечите-то вы хорошо, при этом не требуя с пациентов за свои деньги покупать лекарства, и зарплата-то у ваших врачей самая высокая в городе...
- Это действительно так. И всё благодаря правильно проводимой политике - чёткому учёту поступающих средств. Простой пример: мы организовали в стационаре очень хорошее питание.
Убрали все крупы, которые больные не едят, ввели в меню мясо и салаты. Да, в два раза увеличили на это расход средств. Но смогли ведь это сделать! При этом контролируем, на что тратятся деньги.
Я лично могу в любой момент зайти на кухню и проверить, что на обед. За лекарственное обеспечение пациенты нам благодарны. А желающих лечиться именно у нас знаете почему много? Больные у нас просто так не залёживаются.
Как только поступают, им сразу же проводится необходимое обследование, назначается лечение. Вот когда оборудование, о котором мы говорили выше, приносит пользу. И зарплата у врачей хорошая. Даже у узких специалистов. И тоже потому, что больные у нас месяцами не лежат.
- Нехватка узких специалистов - хирургов, лор-врачей и так далее - проблема всего нашего города...
- Это проблема Челябинской области. Хотя в других регионах такого недостатка узких специалистов, как у нас, нет. В Кургане, Екатеринбурге, Перми такой проблемы не существует. Почему?
Потому что там, как только государство прибавило зарплату участковой службе, тут же были повышены тарифы узким специалистам. У нас же они в два-три раза ниже, чем в других регионах.
Работы невпроворот!
- Михаил Григорьевич, во время своей избирательной кампании вы встречались со многими жителями. Предлагали им программу действий только по так называемым больничным делам или и в других областях?
- Я не скрывал от избирателей, что главная моя цель - попробовать увеличить финансовый поток, чтобы решить многие проблемы здравоохранения. Однако и другими делами, конечно, буду заниматься.
Поэтому специально обошёл практически весь свой округ, послушал, какие проблемы волнуют его жителей. Ведь мало пообещать - всё равно придётся делать. Мне хотелось увидеть объём своей будущей депутатской работы.
И честно скажу, меня он шокировал. Работы невпроворот! Жителей волнует благоустройство дворов, ремонт подъездов, замена систем отопления, проблемы ветхого жилья, несанкционированные парковки во дворе...
Меня просили решить многие вопросы. Но я не обещал избирателям, что смогу всем помочь. Честно говорил, что пока не знаю, как решить тот или иной вопрос. Однако что в моей власти, сделаю.
Допустим, спилить старые тополя, которые угрожают жизни, можно. Во дворах лавочки поставить, посадить деревья, ограждение сделать, чтобы машины не наезжали на газон, тоже реально.
Разобраться, куда идут деньги, которые жители платят ежемесячно, тоже попробую. Решить вопрос о запрете дворовых стоянок, особенно в нашем районе, где проезды к домам узкие, постараюсь.
- Как у главврача у вас работы много. На депутатскую деятельность времени и сил хватит? Не снимете белый халат?
- Не сниму. Никуда я уходить не собираюсь, мне интересно работать в больнице. Сил и времени хватит. Кстати, встречаясь с избирателями, очень многое узнал о своей поликлинике.
Все три года, что работаю главврачом ГКБ N 8, у меня была в первую очередь установка на стационар: всё-таки именно в больницу поступают самые тяжёлые пациенты.
К тому же надо было менять систему оплаты, комплектовать больницу врачебными кадрами. До поликлиники руки просто не доходили. Сейчас займусь ею вплотную.
Тем более что услышал много обоснованных претензий: о невозможности попасть к узким специалистам, очередях на анализы, недостаточном времени, которое участковые уделяют больным. Всё это можно изменить.
И просьбу, чтобы терапевты посещали на дому тех, кто плохо ходит, тоже выполнить, думаю, можно. И другую - делать флюорографию во дворах.
С этого лета не только по нашему округу, но и по всему району будет ездить флюорографическая машина. Постараюсь не подвести избирателей, которые мне поверили, что в нашей поликлинике, пусть единственной в городе, не будет очередей.
Светлана ШЛЫКОВА
vecherka.su
20.03.2009