В Михайловском театре продолжаются малые и большие войны, конфликты и скандалы - "новая метла", или фруктовый миллиардер Владимир Кехман активно осваивает роль генерального директора - в общем, театральный процесс в самом разгаре. После изгнания из театра Александра Сокурова , сопровождавшегося солидным резонансом в масс-медиа, настал черед художественного руководителя и главного дирижера Андрея Аниханова, занимавшего этот пост с 1992 года - правда, в последние два месяца по просьбе директора перешедшего на должность его заместителя по репертуару и планированию. Музыкант поделился с "Фонтанкой" своей версией произошедшего.
- Андрей, как разворачивались события? Официально вы оставили свой пост "по собственному желанию" Вы сделали это под нажимом администрации?
- Да нет, никакого давления не было. Я высказался довольно определенно, это не понравилось. Просто постоянно звучащие слова постепенно складываются в какую-то критическую массу, и человек принимает решение. Никакой трагедии я для себя не вижу: все, что бы ни происходило, имеет как отрицательные, так и положительные стороны Но есть профессия - главное дело жизни, и есть судьба театра, который в сердце с юных лет.
Вне всякого сомнения, все, что сделано в театре с материальной точки зрения, ремонт и обновление технической базы - это явление уникальное. Большое дело, на которое город наверняка еще долгие годы не мог бы найти средств.
Но есть и другая сторона вопроса: говоря просто, каждый из нас в жизни должен заниматься своим делом. Каждый имеет какие-то знания и опыт, полученные с детства и приобретенные в зрелом возрасте. Поэтому с определенного момента вещи, происходящие в нашем театре, меня начали удивлять, так скажем. Ведь в исполнительском искусстве нет ничего сложнее музыкального театра! Здесь сходятся люди самых разных профессий: и те, кто поет, и те, кто танцует, и исполнители-инструменталисты, и дирижеры, и режиссёры, и художники-постановщики Каждый труд имеет свою специфику, свои сложности, каждый важен в общем деле созидания спектакля. И когда появляется человек с большой энергией и большими способностями в своем деле и пытается даже не вникнуть в особенности каждой профессии, но - ни много ни мало! - руководить художественным процессом, мне это не кажется правильным.
Никто ведь не ограничивает полномочия генерального директора - это человек, которому доверено управление сложным организмом театра, всеми его процессами. Но это ведь не означает, что руководитель должен подменять творческих людей, настоящих профессионалов - которых, кстати, он же и пригласил на работу. В этом и заключается профессионализм настоящего руководителя.
- А что произошло с репертуаром оперной труппы, который с начала сезона внезапно "усох" до двух-трех названий?
- Это одна из многих вещей, о которых я говорил г-ну Кехману: нельзя мгновенно выкидывать из репертуара все "старые" спектакли. На подготовку хорошего спектакля (а не гастрольного показа "прокатной" или "секонд-хэнд" постановки с приглашенными артистами) уходит определенное время. Для полного обновления репертуара нужно минимум три-четыре года, ведь для качественного спектакля надо хорошо поработать хору, оркестру; артистам на спевках с дирижером и так далее. Как говорил один плохой персонаж из хорошего советского фильма, даже девять беременных женщин не родят ребенка за один месяц. Были у нас осенью совещания, были просмотры спектаклей с г-ном Кехманом и с г-жой Образцовой; и не могу сказать, чтобы Владимир Абрамович тогда не понимал ситуацию. Было решено, что в репертуаре остаются "старые" спектакли, десять оперных и десять балетных. Но затем что-то произошло: то ли "мнения со стороны", то ли какая-то конъюнктура - но если балет (как искусство, более доступное непосвященному и "приятное" для спонсоров) понес незначительные потери, то опера потеряла все, кроме "Травиаты", "Пиковой дамы" и "Евгения Онегина".
Наболевший вопрос - ценовая политика театра. В государственном (я подчеркиваю!) театре мы должны исходить из реалий общества, а наша публика - это интеллигентные люди: врачи, инженеры, учителя. Мы не раз говорили с Владимиром Абрамовичем о специфике театральной публики, о том, что значит своя публика для любого театра - но понимания, видимо, так и не нашли. Несколько спектаклей с "гастарбайтерами", конечно, продадутся и по немыслимым ценам - реклама, "гламур" и так далее. Но в "сухом остатке" - пустой зал на текущем репертуаре, от которого "отваживают" не только артистов, но и публику. Результат, впрочем, еще хуже: театр теряет не только свою публику, но и свою труппу (в которой должны развиваться свои, молодые и пока мало известные артисты), а также репертуар - основу и смысл существования любого музыкального театра.
- Андрей, а что конкретно привело к вашему уходу? Какой-то конфликт, после которого чаша терпения переполнилась?
- Нет, не было у меня с новым директором конфликтов (если не считать эпизода, когда он пытался объяснить, как после моей пятнадцатилетней практики я должен дирижировать "Лебединое озеро"). Беседовали мы с г-ном Кехманом достаточно много, в наших дискуссиях ему нравилась моя аргументированная позиция. Например, я всегда говорил о том, что помимо перемен необходима также и некая преемственность. Однако именно непредсказуемость стала теперь нормой жизни в Михайловском театре. Я понимаю, что в психологии и поведении каждого руководителя заложен определенный мотив - условно говоря, "до меня было плохо, а с моим приходом все стало хорошо". И главная проблема в такой схеме поведения - то, что порой бездумно уничтожается все подряд: и плохое, и хорошее. Ведь было и много хорошего: за последние двадцать лет, благодаря гастролям, театр приобрел определенную известность в мире - и опера, и балет, и оркестр. Были и интересные, оригинальные постановки; сохранялся академический подход к классике. Нельзя вот так просто прийти и сказать: все было ужасно, а теперь станет прекрасно. Таких чудес в театре не бывает; хор, оркестр, кордебалет - такие коллективы формируются годами, постепенно. Да, есть в любой труппе певцы сильные, есть и не очень - потому и исполняют партии второго или третьего положения, которые тоже кто-то должен петь! Важно максимально использовать творческий потенциал каждого.
- Кроме того, с некоторыми певцами - например, с драматическими тенорами - существуют проблемы во всех без исключения операх мира: от Ла Скала и Мет до Большого и Мариинки
- Вот именно. Но чтобы это понимать, надо "быть в теме", что называется; хорошо знать специфику оперы. А не гнобить своего единственного оставшегося в театре Германа, судорожно искать другого исполнителя по всем театрам России - и, так и не найдя никого, снова бежать к тому, который, в конечном счете, и поет спектакль
- Кстати, Германа при большом желании можно найти и в Петербурге
- Но для этого надо быть не только компетентным, но и опытным в этой области человеком.
О деятельности Владимира Кехмана в театре могут рассказать много историй из тех, что в девяностые годы составляли ядро анекдотов про "новых русских". С единственной разницей, что в случае с Владимиром Абрамовичем это не анекдоты, а быль. Некоторые из них Андрей Аниханов поведал, что называется, из первых рук, специально для читателей "Фонтанки".
- Когда прославленный Риккардо Мути приехал с концертным исполнением "Дон Паскуале", то на репетицию в концертный зал Мариинского театра пожаловал Владимир Кехман: он хотел провести переговоры с маэстро Мути о приглашении того в Михайловский театр. Переговоры закончились неудачей, но дело не в этом. В самом Михайловском в это время шла репетиция премьеры балета "Жизель". За пультом - дирижер Перунов, в яме - оркестр. В зале - худрук балета Фарух Рузиматов, другие работники балета, и так далее. И вдруг в зал буквально врываются какие-то люди и требуют немедленно "вынуть" дирижерский пульт из оркестровой ямы. А дело в том, что во время ремонта театра был заказан и куплен новый дирижерский пульт - "точно такой же, как в Ковент Гарден". Почему, зачем? - оказалось, что г-ну Кехману не понравился тот пульт, что достался Риккардо Мути в концертном зале Мариинки, и он решил порадовать маэс