Процессы евразийской интеграции выступили стимулирующим фактором для развития отдельных отраслей и сфер экономики стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), способствовали повышению устойчивости экономик государств-членов и смягчению последствий от неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. Об этом заявила член Коллегии (министр) Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) по интеграции и макроэкономике Татьяна Валовая, представляя доклад о ходе реализации Основных направлений экономического развития ЕАЭС до 2030 года на заседании Совета ЕЭК 22 августа.
«Комиссия на постоянной основе проводит мониторинг реализации Основных направлений экономического развития ЕАЭС, анализируются национальные и интеграционные меры государств-членов по девяти направлениям, оценивается внешняя конъюнктура, среднесрочные и долгосрочные тренды и риски, актуальные для развития Союза. Итоги мониторинга предоставляются органам ЕАЭС один раз в два года», – отметила Татьяна Валовая.
Анализ экономического развития евразийского интеграционного объединения с 2010 по 2016 годы позволяет говорить о положительной конвергенции уровней экономического развития стран ЕАЭС, в том числе таких важных показателей, как производительность труда и уровень доходов граждан. Происходит оптимизация распределения прямых иностранных инвестиций между государствами-членами, сопровождаемая увеличением сервисной и инновационной составляющих экономик. Высокими темпами растет экспорт услуг интеллектуальной собственности, за шесть лет объемы экспорта выросли на 180% по сравнению с 2010 годом.
Если на этапе Таможенного союза и Единого экономического пространства преобладал количественный прирост экономических показателей государств-членов, то в условиях более глубокой интеграции (период ЕАЭС) стали проявляться качественные эффекты, связанные со структурными изменениями экономических процессов в странах Союза. В частности, за период 2010-2016 годов выросла доля конечной продукции во взаимной торговле между государствами-членами до 41% (+ 12 п.п.), что говорит об увеличении уровня передела экспортной продукции ЕАЭС.
Развитие интеграционных процессов положительно отразилось и на образовательной миграции между государствами-членами. Доля студентов из других государств ЕАЭС от общего числа обучающихся по программам высшего профессионального образования увеличилась на 40%.
Министр ЕЭК подчеркнула, что отмеченные в докладе интеграционные эффекты неравномерны по различным направлениям. Интеграционный потенциал ЕАЭС реализуется государствами-членами не в полной мере, что создает и большие возможности для дальнейшего углубления и расширения сотрудничества.
Необходимо продолжать работу по сокращению барьеров, изъятий и ограничений на внутренних рынках государств Союза, развивать сферы экономики, обладающие интеграционным потенциалом в ЕАЭС, использовать возможности транснационализации эффективных регуляторных практик государств-членов. Кроме того, важно разрабатывать интеграционные меры по тем направлениям, которые требуют дополнительных стимулов
к развитию на уровне всех стран Союза (деловой и инвестиционный климат, создание современной и востребованной инфраструктуры, реализация транзитного потенциала, межрегиональное и приграничное сотрудничество, повышение качества образования).
Справка
Основные направления экономического развития Евразийского экономического союза утверждены Решением Высшего Евразийского экономического совета от 16 октября 2015 года № 28. Документ определяет перспективные направления социально-экономического развития, к реализации которых стремятся государства-члены ЕАЭС за счет использования интеграционного потенциала Союза и конкурентных преимуществ государств-членов в целях получения каждым государством дополнительного экономического эффекта.
Решением Консультативного комитета по макроэкономической политике от 29 февраля 2016 года Комиссии совместно с государствами-членами поручено подготовить в 2017 году проект доклада о ходе реализации Основных направлений по итогам 2015-2016 годов, включая результаты анализа экономического развития интеграционного объединения в 2010-2014 годах.
Евразийская экономическая комиссия, постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Евразийского экономического союза, начала работу 2 февраля 2012 года. В ЕЭК входят представители Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России. Решения Комиссии обязательны для исполнения в странах Союза. Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии – Тигран Саркисян.
Договор о создании Евразийского экономического союза подписан 29 мая 2014 года, вступил в силу 1 января 2015 года. В Союзе обеспечиваются свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы,
проведение скоординированной, согласованной или единой политики в различных отраслях экономики. Цель Союза – обеспечение условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения, всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик.
Высший Евразийский экономический совет – высший орган Союза, в состав которого входят Президенты государств-членов.
Евразийский межправительственный экономический совет – орган, в состав которого входят главы правительств государств-членов.
Совет Евразийской экономической комиссии – орган, в состав которого входят вице-премьеры государств-членов.
В соответствии с ежегодной ротацией в 2017 году в органах Союза председательствует Кыргызстан. Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев является председателем Высшего Евразийского экономического совета.