Уважаемый Юрий Яковлевич!
Уважаемые участники заседания совместной Коллегии!
Прежде всего, хочу поблагодарить Генерального прокурора Российской Федерации, членов коллегии Генеральной прокуратуры за предоставленную возможность совместного рассмотрения вопросов, связанных с соблюдением законодательства в сфере недропользования и охраны окружающей среды.
Вопросы, вынесенные в повестку дня совместного заседания, имеют принципиальное значение, как для экономики страны, так и для создания благоприятных условий для жизни людей.
Сегодня в Российской Федерации выдано более 12 тыс. лицензий на право пользования недрами. Компании, добывающие и перерабатывающие сырье, ежегодно обеспечивают до половины налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации.
При этом в стране с начала 90-ых годов практически полностью разрушена система контроля за выполнением лицензионных соглашений.
Как результат - десятки месторождений не вводятся в установленные сроки, по тысячам объектам нарушаются сроки и объемы проведения геологоразведочных работ.
Более 10% нефти, добываемой в России, извлекается свыше установленных проектными документами показателей.
В результате снижения внимания к рациональному использованию недр, коэффициент извлечения нефти в России за последние 20 лет упал с 0,45 до 0,30.
Зачастую это является последствием ухудшения работы органов государственной власти. Так после передачи Министерством природных ресурсов на уровень Роснедр вопросов рассмотрения условий выполнения лицензионных соглашений в 2005 году, эффективность работы снизилась практически в два раза. Упало как количество компаний, рассмотренных на заседаниях Комиссии, неоправданно смягчились санкции, применяемые к нарушителям законодательства.
Все вышеперечисленные проблемы наносят значительный ущерб экономике Российской Федерации.
Федеральными органами исполнительной власти, входящими в систему МПР России, начиная с 2004 года, предпринят ряд шагов, направленных на изменение этой ситуации.
Создана и внедряется система мониторинга лицензионных соглашений, в значительное число лицензий, не содержавших конкретных условий, внесены изменения.
Впервые в истории России начата работа по инвентаризации скважин, определены их собственники.
Принят целый ряд нормативных документов, повысивших прозрачность недропользования.
К сожалению, сложнее выглядит ситуация в области соблюдения природоохранного законодательства.
Произошедшее в результате реформирования раздробление функций по охране окружающей среды между целым рядом ведомств, привело к практически полной утрате государственного экологического контроля и надзора.
Практически не совершенствуется нормативная база, Ростехнадзором до сих не представлены проекты законов о плате за негативное воздействие, об экологическом аудите, постановление Правительства Российской Федерации "О Порядке проведения государственного экологического контроля".
В результате мы сталкиваемся с примерами, подобными массовым нарушениям природоохранного законодательства в ходе разработки проекта "Сахалин-2". Экология острова губилась длительное время, но тех, кто взял бы на себя ответственность остановить это, не находилось три года.
При этом вредное воздействие на окружающую среду предприятиями топливно-энергетического комплекса повышается. За последние три года совокупный объем выбросов предприятиями ТЭК увеличился почти на 20%.
Надеюсь услышать в выступлениях членов совместной коллегии искренний и откровенный анализ причин сложившейся ситуации, и предложения по ее исправлению.
Кроме того, считаю, нам вообще необходимо определить, все ли из руководителей, отвечающих за государственное управление в данных сферах, в состоянии решить стоящие перед ними задачи.
Очевидно, что совместные скоординированные усилия Прокуратуры Российской Федерации и системы Министерства природных ресурсов в области охраны окружающей среды и соблюдения законности в сфере недропользования могут дать значительно большие и качественно иные результаты.
8 декабря 2006 г.
http://www.trutnev.ru/smi/view/67.html