03 декабря 2008
2063

Министр Жаргал Батуев о смычке города и деревни в рыночных условиях

В этом году бурятские землепашцы превзошли самих себя - валовой сбор зерновых в республике превысил прошлогодние показатели на 15% и составил 104,5 тыс. т. Хорошие результаты и у овощеводов, урожайность и валовой сбор картофеля сельхозпредприятий превышен более чем в два раза.

Успешно прошла на днях в Улан-Удэ мясная ярмарка, воочию показавшая возрождение животноводства. В то же время сельхозпроизводители говорят о кризисе неплатежей и диспаритете цен, а горожан беспокоят темпы продовольственной инфляции. Обо всем этом - министр сельского хозяйства республики Жаргал Батуев.

- Жаргал Дабасамбуевич, как АПК переживет сложные времена?

- В первую очередь кризис затронул крупные компании, а у нас в Бурятии на сегодняшний день в агропромышленном секторе нет таких игроков. Тем не менее ясно, что в той или иной степени он затронет всех нас.

- По прогнозам минсельхоза РФ, весной в стране обанкротившихся хозяйств будет 20%.

- Я, конечно, утрирую, но караван как шагал, так и будет шагать. Правительство России выделило 950 млрд. рублей на поддержку "реальной экономики" - тех самых компаний и сельхозпредприятий, которые создают наш ВВП. Деньги, в том числе через "Россельхозбанк", выдаются сельским товаропроизводителям. Бурятия не исключение и у нас спрос на агрокредиты растет. Думаю, мы избежим масштабной волны банкротств.

- Многие сельхозпроизводители жалуются, что они не могут получить оплату за поставленное сырье - зерно, мясо и молоко.

- Действительно, финансовые позиции в пищевой промышленности оказались сильно подвержены влияниям внешнего рынка. Сейчас мы создаем новую схему взаимоотношений между поставщиками и переработчиками, с тем, чтобы избежать кризиса неплатежей. И здесь ключевая роль будет принадлежать минсельхозу республики, как своего рода арбитру и распорядителю бюджетных ресурсов. Суть этой схемы в том, чтобы средства не уходили за пределы республики. Бурятия может и должна стать самодостаточной территорией, а излишки производства будут реализовываться на внешнем рынке. Проблем с неплатежами можно избежать и другим путем - развивая собственное производство на земле. Так, "Макбур" подыскивает около 10 тыс. га в Мухоршибири и Джиде. А улан-удэнская птицефабрика готова обрабатывать 1000 га земли в Кабанском районе. Свинокомплекс "Николаевский" также берет земли в Кабанском районе. Перерабатывающие предприятия приходят в село как собственники, либо заключают долгосрочные контракты с сельхозпредприятиями и вкладывают собственные деньги. Это расширение собственной производственной базы. Но наращивание мощностей необходимо сочетать с современной культурой производства с использованием высокотехнологичного оборудования. Все это позволит нашим предприятиям упрочить позиции в Бурятии и завоевать новые рынки сбыта, сохранить высокую динамику продаж продукции под собственными торговыми марками.

- Кстати, свинокомплекс "Николаевский", один из крупнейших производителей и переработчиков мяса в республике, сделал ставку на развитие сети собственных магазинов, вместо работы с крупными торговыми сетями. Это, на ваш взгляд, более перспективный путь развития?

- Это более короткий путь мясных продуктов к потребителю - после убоя на собственных бойнях. Плюс гарантия качества. Именно о таких агрохолдингах говорит президент Вячеслав Наговицын, как вертикально-интегрированных комплексах, ориентированных на конечную реализацию собственной продукции и включающих все звенья производственной цепочки, - от развитой кормовой базы до современной переработки мясной, молочной и другой сельскохозяйственной продукции и ее эффективной реализации.

К этому мы идем. Агропромышленный комплекс оказался наиболее консервативной отраслью экономики, и республика стоит сейчас только в начале пути масштабных преобразований в этом секторе. Но на эту проблему надо смотреть шире. Сельское хозяйство - это не просто бизнес, а основа государства. Поэтому я жил и живу сельским хозяйством.

- Жаргал Дабасамбуевич, 29 октября глава минсельхоза России Алексей Гордеев подписал приказ об увеличении закупочных цен на продовольственную пшеницу 3-го класса при проведении государственных закупочных интервенций в 2008 г. Планируются ли подобные интервенции у нас в республике?

- Конечно, сейчас из-за низких закупочных цен на зерно сельчане придерживают его до весны, и в то же время им приходится брать топливо и удобрения в долг для закладки нового урожая озимых, не хватает денег и на зарплату. Тем не менее мы не планируем масштабных закупочных интервенций. Несмотря на хороший урожай, у нас в Бурятии нет такого количества зерна. На днях у нас будет совещание, где мы с нашими руководителями хозяйств и фермерами обсудим пути выхода из создавшегося положения.

- Судя по прошедшей недавно выставке-продаже породистого скота, наши животноводы делают ставку на развитие мясного, а не молочного скотоводства?

- Наши животноводы вернулись сейчас к забытому способу хозяйствования - отгонно-пастбищному, круглогодичному содержанию скота на пастбищах. К этому крестьян вынудила сама жизнь, когда прекратились масштабные инвестиции в сельское хозяйство. Сейчас во всех районах разводят казахскую белоголовую и калмыцкую породы крупного рогатого скота, аборигенную бурятскую породу лошадей в Баунте и Еравне, яков в горных Оке и Закамне, бурятских овец в Джиде...

- Кстати, на прошедшей мясной ярмарке больше всего мяса (50 тонн) продал Джидинский район, представленный 80 участниками. Это результаты вашей предыдущей работы, в бытность главой района?

- Наверное, в том числе. В прошлом году за время двухдневной ярмарки было реализовано 50 тонн мяса всех видов на сумму свыше пяти миллионов рублей. Нынче горожане раскошелились более чем на 30 миллионов. В среднем говядина продавалась по 110-140, конина по 100-130, свинина по 150-170, а баранина по 170-180 рублей. Думаю, улан-удэнцы были довольны. Местная мясная продукция всегда пользуется спросом у нас. Скот выращен на разнотравье и экологически чистых кормах.

Однако, несмотря на быстрое возрождение кочевой технологии, мясное животноводство тесно связано с кормовым растениеводством. А без растениеводства, в свою очередь, невозможно интенсивное развитие молочного животноводства, которому мы придаем приоритетное значение. Сейчас подыскиваем поблизости от города площадки для строительства 3-4 ферм по 500 голов для производства молока. Для нас этого пока достаточно. Мы еще не доросли до запуска мегаферм с проектной мощностью на тысячи коров и большими доильными залами единовременного доения. Конечно, на фермах меньшего размера удельный вес косвенных затрат на литр молока, на тех же ветеринаров, осеменаторов и других специалистов, существенно больше, но у нас нет хозяйств, способных на такие проекты.

- Но вы готовите людей, способных на это?

- Сельхозбизнес должен быть эффективно выстроен. А для этого нужно постоянно учить людей. Мы не хотим повторять чужих ошибок, тем более собственных у нас предостаточно. Недавно вывозили наших специалистов в Московскую область. Так они лучше понимают, что мы живем в рыночных условиях и те затраты, которые менеджмент осуществляет в течение года, они должны по итогам года вернуть, если не принести прибыль.

Учимся и здесь на месте. Причем нам есть что показать нашим коллегам. Например, база хозяйства "Ургаса" в Иволгинском районе стала учебно-показательным полигоном в масштабах всей Сибири. Здесь проводятся семинары для овощеводов, чтобы они не только получили теоретические знания, но и собственными глазами увидели современные технологии производства овощей. Бурятия единственный регион, где союз сибирских овощеводов проводит семинары с выездом на поле, потому как у нас есть что показать. Я говорю о внедрении системы капельного орошения. Это удачный, но далеко не единственный пример того, что мы способны быстро преодолеть технологическую отсталость и низкую производительность труда.

- Жаргал Дабасамбуевич, бесспорно, подвижки в подведомственной вам отрасли нельзя не заметить и, судя по всему, это системные изменения. Однако скажется ли высокий урожай на конечном потребителе сельхозпродукции? Ведь темпы продовольственной инфляции остаются высокими?

- Рост цен на топливо и удобрения стал очень сильным фактором, сдерживающим рост в отрасли. В конечном итоге именно здесь кроются причины прироста себестоимости продукции бурятских аграриев. На опыте других регионов я убедился, что нам нужно эффективно защищать и стимулировать внутреннего производителя. Только тогда в сельском хозяйстве появятся реальные стимулы для переоснащения. На латанных-перелатанных тракторах и комбайнах, оставшихся с советских времен, далеко не уедешь! А иначе мы не сможем преодолеть отсталость республики в агропромышленном секторе, в которой и кроется одна из причин продовольственной инфляции.

03.12.2008
pressa.irk.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован