События марта - первой половины апреля 2001 г., выпавшие на завершение 100-дневного срока пребывания у власти нового губернатора Пермской области Ю. Трутнева, свидетельствуют о намерении областного руководства продолжать интенсивную социально-экономическую политику и занять как можно более высокое место в рейтинге регионов России. В нелегких экономических и политических условиях, которые переживает Российская Федерация, шансы Пермской области оказаться впереди по многим основным социально-экономическим, инвестиционным и политическим показателям выглядят несколько предпочтительнее, чем у других субъектов Федерации. За неполных 30 дней в области состоялись пять крупнейших мероприятий российского и областного масштаба.
11 марта 2001 г. был подписан договор 6 сотрудничестве между правительством Республики Коми, администрацией Пермской области и администрацией Коми-Пермяцкого автономного округа. На фоне общепринятых в таких случаях рамочных взаимных обязательств, составляющих основу договора, четко прослеживаются по крайней мере три принципиальные позиции: разработка долгосрочного проекта подготовки и освоения углеводородных ресурсов юга Коми и севера Пермской области, предусматривающего участие стратегического потенциала компании "ЛУКойл-Пермь" в развитии сырьевой базы юга республики; совместную работу по строительству железной дороги Пермь - Кудымкар..,- Сыктывкар - Архангельск ("Белкомур") и аналогичной автомагистрали.
По двум из перечисленных позиций ситуация более или менее ясна. "ЛУКойл-Пермь" уже несколько лет ведет разведку и добычу нефти в Коми и Коми-Пермяцком АО (север Пермской области, поскольку округ территориально входит в ее состав). На строительстве автодороги выделяемые федеральные средства хотя и не столь велики, но осваиваются успешно, и дело движется.
А вот с железной дорогой проблем пока хватает. Мало того, что Федерация пока ни копейки не выделила на этот стратегически важный для России объект, так еще и между участниками строительства до сих пор нет согласия.
Сначала пермские законодатели и долго обсуждали целесообразность строительства этой магистрали. Руководство округа ожидало, чем закончится решение вопроса в Перми. А когда наконец в Перми решили, что надо бы выделить некоторую сумму, руководство АО "Белкомур", в свою очередь, посчитало, что необходимо сначала строить участок дороги от Архангельска до Сыктывкара, а уж потом в сторону Кудымкара. В этом решении просматривалось желание избрать более быстрый и короткий путь - через Кировскую область, минуя Кудымкар и Пермь.
Безусловно, 11 марта торжество по поводу подписания договора было подпорчено "разборкой" этой ситуации, зато появилась надежда, что железная дорога все же пройдет там, где ее планировали первоначально.
Буквально через две недели в администрации Пермской области произошло еще одно важное событие: 24 марта председатель правления Пенсионного фонда Российской Федерации Михаил Зурабов и губернатор Пермской области Ю. Трутнев подписали соглашение о передаче отделению Пенсионного фонда по Пермской области полномочий по назначению и выплате государственных пенсий. На первый взгляд все нормально: пенсионная реформа начинает свои первые шаги в Пермской области. Но депутат Госдумы В. Савостьянова (до избрания она работала начальником управления пенсионного обеспечения администрации области. - Б. И.) заявила, что это незаконное соглашение, что в Конституционном суде находится ее жалоба на указ президента "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" от 27 сентября 2000 г., что ее поддерживают еще 150 депутатов российского парламента. Тем не менее соглашение в качестве руководства к действию уже разлетелось по всему Прикамью.
11 апреля в Пермь прилетел президент "ЛУКойла" В. Алекперов и в торжественной обстановке подписал очередное соглашение с администрацией Пермской области о сотрудничестве на пять лет. На пресс-конференции В. Алекперов отметил, что Пермская область является стратегическим партнером компании и на ближайшие восемь лет перспектива развития пермских предприятий "ЛУКойла" вполне оптимистична. Был затронут вопрос участия "ЛУКойл-Транса" в строительстве упомянутой железной дороги. Для нефтяников, сказал В. Алекперов, эта линия значительно сокращает перевозки нефтепродуктов потребителям северо-запада России, улучшает связь между предприятиями.
В этот же день в Перми открылся представительный зональный семинар "Проблемы и перспективы развития информационного пространства Приволжского федерального округа". Два дня представители информационных агентств и компаний обменивались опытом работы, обсуждали перспективы информатизации субъектов РФ, входящих в Приволжский округ.
Кульминация наступила 13 апреля - на территории знаменитого курорта "Усть-Качка" (Пермский район) начал работу двухдневный зональный семинар-совещание "Налоговая реформа и проблемы бюджетного федерализма". В его работе приняли участие председатель Госдумы Геннадий Селезнев, руководители ряда ключевых комитетов Госдумы, главы комитетов, комиссий и руководители аппаратов законодательных (представительных) органов ряда регионов (подробнее о семинаре см. материал А. Ракинцева в разделе "Комментарий эксперта". - Ред.).
Каков итог этого бурного некалендарного весеннего месяца? Можно с уверенностью сказать, что Пермский регион продолжает занимать прочные позиции среди субъектов Федерации, имеющих прогрессивную тенденцию развития. Очевидно и другое: смена руководства исполнительной власти области усилила внимание к Прикамью традиционных партнеров и инвесторов, а также позволила обрести новых.
http://www.trutnev.ru/