Евгений Рожков
Казань широко празднует свое тысячелетие. Столица Татарстана принимает гостей со всего мира, гордится своими успехами и знает, как решать проблемы. В этот торжественный день на связи со студией программы "Вести. Подробности" - президент Татарстана Минтимер Шаймиев.
- Тысячелетие Казани. Так чей же это праздник все-таки - всех горожан Татарстана, всех татар мира, поскольку Казань считается столицей всего народа? Чей же это праздник?
- Безусловно, изначально это наш праздник, праздник этой древней земли и народов, которые населяют Казань, Республику Татарстан, для всех, независимо, какая национальность, какая конфессиональная принадлежность, - для всех нас это общий праздник. Он, безусловно, судя и по возрасту, и по той роли, которую Казань играла и продолжает играть как евразийская, я бы сказал даже, ну, чуть ли не столица, она играет и для всей России, и во многом как связующее звено Европы и Азии. И об этом я должен сказать, что одно из самых первых организационных... Работа комиссии, председатель комиссии Владимир Владимирович Путин так и сказал, что это праздник не только татарстанского и российского значения, но и мирового значения.
- А вот интересно, что это событие означает лично для вас?
- Прежде всего это вызывает чувство гордости, радости. Не просто, может быть, даже как праздник. Это определенный же итог нашей деятельности за все годы. Не только древней истории, а и последние годы неспокойные, перестроечные годы нам удалось сохранить мир, согласие и созидать все эти годы. В итоге я должен сказать, что получается праздник, который всем по душе, а это многого стоит. Потому что праздник и такого масштаба, с таким содержанием, с таким видением за один-два года не сделаешь. Это итог созидания за все годы, я уже сказал, и той толерантности, да и того курса, которого мы придерживаемся, сохраняя целостность нашей страны, пользуясь всеми возможностями нашей страны, вот как нужно, как говорится, строить нашу жизнь и заниматься этим. Конечно, сказать, что все вопросы, все проблемы разрешены, не скажешь, но это никогда не бывает. Важно, что прогрессирует всё положительно.
- А вот интересно, с каким багажом, вот оцените, пожалуйста, багаж - экономический, политический, с каким Татарстан встречает тысячелетие своей столицы?
- Мы, созидая все эти годы, входим сейчас в первую пятерку по социально-экономическому развитию и промышленному потенциалу в Российской Федерации. И главное - мы знаем, что делаем сегодня и завтра, какие программы, над чем заниматься, и это получается. Что очень важно - нам удалось выполнить программу ликвидации ветхого жилья. Это еще не имеющее аналогов. К праздникам мы около 50 тысяч семей переселили из ветхого жилья, мягко говоря. И все это построено за счет внебюджетных средств, и людей переселили мы бесплатно. Сплошную газификацию республики сетевым газом закончили. Малейшие даже деревни из нескольких домов имеют сегодня сетевой газ, не говоря обо всем остальном - строительство дорог, мостов... Ну, и я должен сказать, что и много спортивных сооружений удалось построить. Потом и храмы культуры. И что очень важно, мы закончили полностью реставрацию святыни нашей Казанского кремля, где отныне уже функционируют мечеть Кул-Шариф и Благовещенский собор. Я вам должен сказать, что ради этого стоит жить и работать. Когда я вижу, люди посещают Казанский кремль, побудут по своей конфессиональной принадлежности люди, хотя они ходят и в православные храмы, и в мусульманские. Такое самоочищение, что ли. Увидеть надо действительно, как живет вера в человеке и как этим нужно дорожить. Люди ходят как на праздник. Цена этому, я думаю, что большая чисто человеческая.
- Минтимер Шарипович, если говорить о цифрах, больших цифрах, насколько весом вклад Татарстана вообще в экономику Российской Федерации?
- В первой пятерке мы по числу населения, территории. И, безусловно, в два-два с половиной раза вносим больше вклада в среднем, если распределить на остальные регионы. А если по производству хлеба, мяса, молочной продукции, тут мы, как говорится, и 6, и 7 процентов составляем. И сегодня Татарстан - самый крупный производитель молока в Российской Федерации, не говоря об авиастроении. Знаете, КамАЗ, машиностроение, нефтехимия - мы держим, по сути дела, по многим видам продукции европейский рынок. Но главное - мы это сейчас развиваем. Те реформы, которые, как говорится, выстраданы за эти годы в целом по стране, нам удается их довольно-таки эффективно проводить в жизнь.
- Вопрос национальный. Татарстан вообще многонационален. И все же это субъект Российской Федерации, где особенно сильна мусульманская культура. Так можно ли говорить о какой-либо специфике ислама в Татарстане по отношению к тому, что существует вообще в мире?
- Можно и нужно говорить. И вообще о российском исламе. Потому что российский ислам - более светский, я бы сказал. Даже перед революцией 17-го года нашими учеными, теологами было выработано целое направление - драдигизм. Это как бы более обновленный, светский, толерантный ислам. Потому что российский ислам - по сути дела, это итог совместного проживания людей православных и мусульман. Это огромное значение имеет. Потому что если бы получалось так, что это была бы чисто мусульманская республика, и в России может быть чисто православной там республика или, ну, чисто республиканских таких нет в России, ну, я имею в виду, даже области, все равно Россия - многонациональная. Вот эта терпимость, это взаимопонимание на бытовом уровне и то, что люди над этим практически не задумываются, я думаю, что это наивысшее достижение. Но учитывая открытость мира и влияние исламского фактора, я думаю, что надо продолжать заниматься именно этим направлением. Оно в какой-то степени несколько берет в себя.. Даже, я бы сказал, евроислам, направление евроислама берет больше от российского ислама, или вот элементы драдигизма - более светского ислама. Ведь когда немало смешанных браков и на бытовом уровне такое взаимопонимание, это нужно, как говорится, беречь, и распространять надо этот опыт. Это же получается! И попытки привнести иные крайние течения - это не соответствует самому содержанию Корана. И Библия, и Коран - не призывают к экстремизму, к вражде. Появляются толкования. Они используются, к сожалению, часто в разрозненных целях. Вот главное, чтобы этого не допускать. К счастью, я думаю, что в этом плане у нас было, есть и, думаю, что будет взаимопонимание и толерантность, многоконфессиональность и многонациональность.
- И все-таки, Минтимер Шарипович, какие проблемы существуют в республике с этноконфессиональным миром? И вообще, есть ли они?
- Я бы сказал, в республике проявления - они бывают. Потому что же много сейчас внешних факторов. А по большому счету, к счастью, нет. Я думаю, что в этом плане, я должен сказать, запас прочности хороший. Надо бережно к этому надо относиться. Но ведь как? Сейчас мир открыт, и идет демократизация и приобщение нашего государства к мировой цивилизации. В этих условиях мы, безусловно, и на уровне государственной политики, я имею в виду федеральных властей, очень внимательно надо относиться ко всем запросам национальным. Не нужно этого слова бояться. Потому что оно присутствует. Но есть люди от роду, как говорится, иной национальности, есть у них родная земля, есть у них история. У кого-то она очень непростая. Надо на все обращать внимание, и с этим надо считаться. Ведь в выступлении Владимира Владимировича Путина на торжественном собрании в нашем Большом театре, посвященном тысячелетию, на очень многие вопросы дан ответ. По сути дела это было историческое выступление. Какую роль мы играли и можем играть в российской государственности, в строительстве и укреплении государства. Этим нужно и дорожить, отсюда надо исходить, как говорится, во всей нашей работе. И одновременно это должно делаться на федеральном уровне, я имею в виду, соответствующими федеральными органами власти. Тут нет мелочей. Любая мелочь может быть, может стать проблемой. Вот нам этому нужно научиться. Упрощать ничего не нужно и нельзя. Напряжение не должно оставаться. Где только возможно снять напряжение, его надо снимать на ходу, на уровне государственной политики. Я думаю, что такое понимание есть, оно появляется, и я думаю, что оно войдет в нашу повседневную жизнь, всей страны, я имею в виду.
- Вот вы сказали, выступление президента, когда он был на праздновании тысячелетия Казани.
- Да.
- Он говорил там по-татарски. Скажите, пожалуйста, насколько был хорош его татарский?
- Во-первых, я должен сказать, что это проявление глубочайшего уважения в данном случае к нашему народу, к нашему языку. Я должен сказать, что это сигнал о том, что как президент Российской Федерации уважительно относится ко всем, как говорится, языкам, традициям народов. Это прекрасный, как говорится, поступок, я бы сказал, и он воодушевляет. Это говорит о том, что государственная политика должна выстраиваться. Ну а то, что он - человек, знающий несколько языков, всегда же так говорят, что когда ты знаешь несколько языков, легче даются последующие языки. Он продемонстрировал довольно-таки хорошее произношение и очень понятно произнес. Это ведь не несколько предложений. Это по сути дела довольно-таки объемистое выступление было. Безусловно, здорово восприняли.
- Минтимер Шарипович, Татарстан находится в самом центре России. И о значении Татарстана никто не спорит. А вот насколько сама республика уютно чувствует себя в Российской Федерации?
- Я бы сказал, что уютно. Безусловно, непростой путь мы прошли. Но напрасным не было. И я должен сказать, что и до революции, и в послереволюционные годы Татарстан всегда и Башкортостан претендовали на особое положение. Это же ни для кого не секрет. Ведь руководители законодательных органов Татарстана, Башкортостана в советское время наряду с руководителями союзных республик были членами Президиума Верховного Совета СССР. Это же не случайно. Как-то не придают этому значения. Потому что этот фактор, он всегда присутствовал. Это крупные республики и, как говорится, с сильной, подготовленной интеллигенцией. Всегда притязания были. Они присутствуют. От этого никуда, как говорится, не уйти. Но мы понимаем свое место, свою роль и свою ответственность за строительство демократического федеративного государства. И если мы говорим иногда довольно-таки разительную свою позицию, это же мы считаем необходимым. Прописанных путей пока, как мы должны стать федеративным демократическим государством, - это непростой путь. И я думаю, что мы вносим свой конструктивный вклад.
http://www.vesti.ru/interviews.html?id=7992