28 октября 2003
1366

Минздрав наступит на горло рекламе и потребителям

Министерство здравоохранения "в интересах рядовых покупателей" предлагает запретить рекламу лекарств на телевидении и радио

Минздрав выступает за полный запрет рекламы лекарственных препаратов на радио и телевидении. Об этом сообщила в понедельник, 27 октября, на пресс-конференции заместитель министра здравоохранения РФ Татьяна Стуколова. По ее словам, в последнее время реклама лекарств привела к неоправданно высокому их потреблению, когда без совета врача приобретаются "недешевые и не всегда эффективные медикаменты". Сведения же о тех или иных медикаментах, по мнению замминистра здравоохранения, должны быть в первую очередь "закрытым знанием сугубо профессионального сообщества", а не использоваться для коммерческого продвижения лекарств на потребительском рынке. Эксперты называют заявление г-жи Стуколовой популизмом и говорят, что шансов, что реклама лекарств будет столь серьезно ограничена, немного: корректировка рекламного законодательства - это все-таки прерогатива парламента. Однако в случае если радикальное предложение Минздрава будет все же одобрено законотворцами, пострадают в первую очередь потребители. Поскольку реклама рецептурных лекарств и так запрещена в массовых СМИ, запрет ударит по препаратам, отпускаемым без рецепта, - аспирину, противокашлевым сиропам и т.д., в итоге именно рядовым покупателям фактически будет отказано в получении информации об этих лекарствах по ТВ и радио. Поэтому логичным шагом было бы не запрещение рекламы медпрепаратов, а только усиление контроля над ней.

Цель инициативы Минздрава - защитить россиян от последствий неоправданно высокого потребления лекарств. "В условиях невысокой потребительской культуры покупателей вводит в заблуждение любая реклама "чудодейственного средства"", - сказала Татьяна Стуколова на пресс-конференции. По ее словам, сейчас в России наблюдается "настоящий аптечный бум". Реклама же в СМИ тех или иных медикаментов, препаратов или приспособлений только подстегивает этот процесс (как сообщили RBC daily в исследовательской компании TNS Gallup AdFact, в 2002 году по объему времени реклама лекарственных препаратов и пищевыхдобавок на ТВ опередила даже пивную рекламу).

В этой связи, отмечает Татьяна Стуколова, "число лекарств, которое применяется сейчас в лечении, неоправданно высоко". Это, по ее мнению, вредит здоровью россиян.

По словам экспертов, позиция министерства здравоохранения по меньшей мере спорна. "Сегодня, когда у Минздрава нет средств на пропаганду той же гигиены, реклама лекарств и сопутствующих товаров выполняет незаменимую информационную функцию", - сказал RBC daily Владимир Евстафьев, президент Российской ассоциации рекламных агентств (РАРА). Поэтому шансы, что запрет все-таки вступит в силу, невелики. "Исполнительная власть, каковой является Минздрав, не может издать такой запрет. Запрещать или не запрещать рекламу лекарств - это вопрос, который должны решать законодатели", - сказал RBC daily Вадим Желнин, генеральный директор Ассоциации рекламодателей.

Однако если запрет рекламы лекарств на ТВ и радио все-таки будет принят, это приведет к серьезной встряске фармацевтического рынка. "Дело в том, что существует категория OTC - лекарств, которые могут продаваться без рецепта и предназначены для использования пациентом при состояниях, которые допускают профилактику заболеваний, либо не несут серьезной угрозы здоровью пациента (при этом безрецептурное средство может быть прописано доктором). Их реклама сегодня разрешена повсеместно. С учетом того, что 45-55% от всех продаваемых лекарств составляют лекарства, которые продаются без рецепта, возможный запрет, безусловно, ударит по ним", - сказал RBC daily Николай Демидов, директор Центра маркетинговых исследований "Фармэксперт". Рекламодатели же в случае запрета рекламы на ТВ и радио будут вынуждены сосредоточиться на прессе, "наружке", рекламе в местах продаж. Но в первую очередь, утверждают рекламщики, от ограничения рекламы лекарств пострадают потребители. "Нельзя отказывать производителям, например, анальгина или аспирина в праве рекламировать эти препараты. Такой запрет будет ущемлять права потребителя в получении информации об этих лекарствах", - говорит Владимир Евстафьев.

Специалисты говорят, что самое главное - регулировать содержание рекламы лекарственных средств, а не способы ее распространения. Ведь на сегодня гораздо более серьезной проблемой является не реклама лекарств в принципе, а ненадлежащая реклама лекарственных средств, которые должны отпускаться по рецепту. Дело в том, что закон о лекарственных средствах имеет ограничение: рецептурные лекарственные средства могут рекламироваться только в профессиональной прессе, которая направлена на врачей. Речь идет, например, об антибиотиках, сильнодействующих препаратах, способных при неправильном их употреблении нанести вред как здоровым, так и больным людям. "Но этого ограничения недостаточно. Производители научились рекламировать рецептурные лекарства в обход этого закона", - отмечает Николай Демидов. Поэтому логично, по его словам, было бы проверять рекламу лекарств на достоверность, а также усилить контроль за рекламой рецептурных лекарственных средств.

Солидарен с этой точкой зрения и Вадим Желнин. "Во многих странах есть единственное ограничение: нельзя позиционировать нелекарственные средства как лекарства и наоборот - лекарства как нелекарственные средства. Ведь средство, претендующее называться лекарством, должно пройти клинические испытания и без надлежащего статуса позиционирование его как лекарства должно быть запрещено", - отмечает он. Показательным примером является, например, реклама БАД, в которой говорится о том, что это лечебные средства, - которыми они, однако, фактически не являются. Кроме того, по словам Вадима Желнина, при рекламе медпрепаратов нужно исходить из того, что любое лекарство обладает побочным действием. Поэтому в том или ином виде в рекламе лекарства должно быть предупреждение о необходимости обращения к врачу с целью консультации о его применении. "Это может быть как прямое, так и неявное, не бросающееся в глаза указание (это еще предмет для дискуссий), но оно обязательно должно присутствовать в таком рекламном сообщении", - говорит г-н Желнин. По его словам, вопрос о специальном регулировании рекламы лекарственных средств действительно назрел и, по-видимому, решение этого вопроса станет одной из обязательных задач будущей Думы. Функция же Минздрава сегодня - не выступать за запрет рекламы лекарств, а помогать МАПу в контроле за соблюдением рекламного законодательства в тех случаях, если нужно доказать недостоверность информации, которая дается в рекламном сообщении. "Самостоятельно МАП не может выносить решения о ненадлежащей рекламе лекарств, и здесь необходимы заключения специалистов, в данном случае - медиков", - говорит Вадим Желнин.


Андрей Сердечнов

28.10.2003

www.rbcdaily.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован