Эксклюзив
Кочетов Эрнест Георгиевич
18 января 2016
4372

Мир: год 2017-й. Мировая проблема: не дать идеологам от «левой» и «правой» идеи опасно возбудиться

(Заметки на полях книги Т. Пикетти «КАПИТАЛ в XXI веке»)

Только что завершился 2015 год, впереди 2016-й, ну а там рукой подать – и год 2017-й. Для идеологов всех мастей в мире год знаковый, юбилейный! Ну как же – позади, ровно сто лет назад призрак коммунизма, побродив по Европе, и не найдя применения, перекочевал в Россию, где был поставлен грандиозный эксперимент. Эксперимент кровавый! Унесший миллионы жизней в небытие. Разрушивший «до основания» экономику и уклад жизни. Положивший начало глобальной схватке на идеологическом фронте. И весь XX век прошел под эгидой этой схватки, расплачиваясь за бессмысленные галлюцинации, идеологические наваждения и лозунги. И вот минуло столетие. И в мире вновь как кровавые зарницы прошлого, казалось бы, навсегда канувшего в Лету, вновь своими всполохами будоражат память, сеют тревогу по всему миру.

На этом фоне идеологи разных замесов возбудились. Ведь какой выдался повод! В мире притихшие было сторонники «левой» и «правой» идеи заострили перья, вновь скрестили свои шпаги-аргументы. А вот и первая ласточка! О ней мы поговорим в данной статье несколько подробнее.

*     *     *

Книга Т. Пикетти «КАПИТАЛ в XXI  веке»: общие ощущения. Перед самым Новым годом (2016-м) мне подарили книгу. Ведь книга лучший подарок. Она красиво оформлена, элегантно и со вкусом, в роскошной суперобложке, с интригующим названием – «КАПИТАЛ в XXI веке» [1]. Новогодний досуг вполне располагал к ее прочтению, хотя «слегка и по диагонали». Ниже я привожу свои, сугубо субъективные впечатления о прочитанном.

Из рекламной суперобложки выглядывает симпатичный молодой человек. Это Томас Пикетти, французский  экономист, профессор Высшей школы социальных наук и Парижской школы экономики. Там же читаем о том, что  книга «КАПИТАЛ в XXI  веке» вышла в свет во Франции в 2013 году, на английский язык переведена весной 2014 года.

Далее на суперобложке даются оценки, как книги, так и ее автору. Так, Т. Пикетти представлен как «новая звезда мировой экономической науки». Что касается книги, то говорится о том, что она мгновенно стала бестселлером – не только на родине автора, но и за ее пределами. Уже к середине 2015 года книга была издана суммарным тиражом более двух миллионов экземпляров и опубликована на французском, английском, испанском, немецком, китайском и др. языках. И вот теперь «КАПИТАЛ в XXI веке» на русском языке [2]. Другие, вытекающие из рекламной обложки захватывающие дух оценки, я приведу ниже.

Приглядимся к книге более внимательно и пройдемся по ней с карандашом в руках (пока по диагонали) и сделаем на полях ее некоторые заметки (акценты), на которых невольно задерживается взор при прохождении текста, а особенно контекста книги.  Из заметок я выбрал девять,  на мой взгляд, весьма существенных, они приведены ниже в заключительной части  статьи.

Центральный замысел книги, ее сердцевину мы находим на 71-ой странице. Т. Пикетти сформулировал его так: «…мы определили ключевые понятия производства и дохода, капитала и имущества, доходности имущества и соотношения между капиталом и доходом, пора подробнее рассмотреть вопрос о том, как эти абстрактные понятия можно измерить и что эти измерения рассказывают нам об исторической эволюции распределения богатства в различных обществах…» [3].

Свой замысел книги Т. Пикетти реализовал на 592-х страницах своего труда.

Углубившись в книгу, я понял, что перед французским экономистом  вновь всплыла и начала проявляться нарисованная Карлом Марксом еще в XIX столетии грандиозная политэкономическая картина под названием «КАПИТАЛ». Пристально вглядываясь в нее, просматривая и обдумывая ее фрагменты, Томас Пикетти нашел себе тему для исследования: проблему распределения доходов и богатства. Данный сюжет автор как бы вынимает из картины К. Маркса, исследует, и в результате исследования и титанических усилий на путях скурпулезнейшего статистического анализа Т. Пикетти пришел к тому, что имущественное неравенство имеет тенденцию к возрастанию. И это оформлено в форме объемной книги. В ней частный случай (сюжет, эскиз) политэкономической картины XIX века по имени «КАПИТАЛ» Карла Маркса через название книги «КАПИТАЛ в XXI веке» перекочевывает в наш век, и выдается за всю сегодняшнюю мировую политэкономическую картину под именем уже Томаса Пикетти, а по сути «обновленного», «подправленного» Карла Маркса, о чем  настойчиво твердят западные ведущие СМИ и маститые ученые в сфере гуманитарных наук.  Но и без этой, вынутой из картины метаморфозы, становится ясно «кто здесь есть кто» уже при первом взгляде на книгу, на ее название и оформление. Возникает вопрос: с какой целью это все проделано? И почему именно сейчас? Поразмышляем в поиске ответов.

Идеологическая эквилибристика. Здесь имеет место тонкий идеологический прием, эквилибристика понятиями, игра на ассоциативности сознания: ведь глядя на книгу, на ее оформление и название, невольно у читателя возникает ощущение, что речь идет о пролонгации марксистской теории и методологи в наши дни. Ведь первое ощущение самое сильное, психологически неотразимое, въедливое и легко запоминающееся.  Зацепка безотказная, она срабатывает, цель достигается – направление мысли обеспечено! Ведь кто будет, кроме сугубых специалистов, особо погружаться в дебри экономико-статистических изысков автора книги? А ими книга набита до отказа.

Игра идет на поверхности сознания! Здесь работает обложка и суперобложка книги! На ней читаем ряд любопытных, дух захватывающих высказываний.  Западная пресса не преминула дать восторженную оценку этому произведению. Ниже я привожу некоторые из них (они помещены на задней стороне суперобложки, т.е. на самом выигрышном информационном поле книги):

The Economist:

«Томас Пикетти – современный Карл Маркс  <…> Эта книга об экономике покоряет мир» [4].

The Guardian

«Пикетти – рок-звезда экономики <…> Выдающийся охват истории, подкрепленный удивительно  точными данными. Экономический анализ Пикетти и его исторические доказательства просто захватывают дух».

 The New York Times:

 «Захватывающе… Пикетти предлагает свежий, радикальный анализ мировой экономической истории, ставя под сомнение многие наши убеждения относительно устройства рыночной экономики. Его самая поразительная идея заключается в том, что давний догмат капитализма свободного рынка – вера в то, что неравенство в конечном счете стабилизируется и утихнет, – является в корне неверным. Скорее экономические силы, концентрируя все больше и больше богатства в руках меньшинства, в течение еще очень долгого времени будут преобладать».

 Die Welt:

 «Произведение с исторической глубиной и изобилием фактов, впервые сведенных вместе».

 Пол Кругман, лауреат Нобелевской премии по экономике:

 «Пикетти изменил наше понимание экономики. Мы нигде не сможем рассуждать о богатстве и неравенстве так, как прежде»

Да и само издательство «Ад Маргинем Пресс», как бы исподволь, наделяет Т. Пикетти статусом «Карла Маркса», при этом, правда, оговариваясь: «…Впрочем, в отличие от Карла Маркса, с которым Пикетти часто сравнивают, француз не ограничивается лишь мрачной констатацией сложившегося положения и не предрекает крах капиталистической системы. Он предлагает меры, которые могли бы приостановить неблагоприятные тенденции…» (из предкнижной аннотации).

Итак, марксистская идея XIX века в новой, утонченной идеологической обертке миллионными тиражами распространяется по миру в различных странах и континентах. Но тот, кто от нее в восторге, не учитывает один существенный нюанс:  человечество за прошедшие 200 лет кое чему все-таки научилось. Это только для красного слова говорят, что «история ничему не учит». Она не только научила, но и проучила доверчивые народы и их элиты к красивым заоблачным мечтам, иллюзиям, галлюцинациям и заблуждениям. За это исторически прошедшее время стало ясно: в мире нет неопровержимых истин. Здравый смысл и жизнеутверждающие начала опрокидывают любые красочные мифологемы и галлюцинации, хотя человечество и приходит к этому через тяжелейший, зачастую кровавый опыт.

И вот теперь мировая проблема: как уберечься от тени прошлого, как уберечь молодые поколения от зачарованности призывами в «никуда», от грандиозных социальных экспериментов, духоподъемных лозунгов, идеологических клише и пр. Увы, почва для этого в мире, к сожалению, сохраняется, и как раз в эту-то почву вбрасывается книга Т. Пикетти «КАПИТАЛ в XXI веке» в преддверии года 2017-го.

Чтобы осознать это и оценить реальную опасность мирового ранга от идеологических вбросов, необходимо, как мне представляется, заглянуть в подноготную переживаемого миром гуманитарного разлома [5].

Гуманитарный разлом: суть. Идеологическое размежевание в мире цепко держит мировое сообщество в своих тисках. Оно за последнее десятилетие усилилось и сейчас предстает как гуманитарный разлом. Это мировая проблема и она выходит на передний план, хотя  современная наука не упускает случая поведать о других расколах в нашем мире, расколах на различной почве. И все же, наиболее опасная и непредсказуемая ситуация сложилась в гуманитарной сфере. Здесь раскол есть не просто разброд мнений сторон: при всей их глубине и ширине  они относительно легко «сшиваемы».

Речь идет о расколе на ментальном уровне. Здесь различия взглядов, мнений поразительны, они отделены друг от друга гигантской пропастью и миру еще предстоит решать неимоверно сложную задачу – как наладить мосты между берегами, уже едва различимыми.

 «Всяк кулик свое болото хвалит!». Свои «кулики» нашлись и в нашем случае. Природа их во всем мире едина – они трачены идеологией, но по масти они сильно разнятся. Гигантские толпы специалистов-гуманитариев (в т.ч. выдающих себя за таковых) разбрелись по разные стороны «баррикад». Так, в мире разбежались по своим углам («крыльям») левые и правые, социалисты, коммунисты и фашисты, различного толка неосталинисты и просто сталинисты, махровые националисты и ультралибералы и просто либералы и т.д. Эти «крылья» не перемешиваются – у них все свое!

Они свили свои гнезда в различных структурах, захватили значительные «куски» образовательной и научной сферы. Избежав санаций и люстраций, проникли в корпоративные структуры и  в управленческие звенья. Они создали в мире для себя свою ауру, атмосферу – завели «свои» СМИ («свои» издательства, «свои» журналы и  «свои» газеты, «свои» каналы TV). День и ночь осознано, а зачастую  неосознанно, несут чушь, наукообразную по форме, но «идеологически» выверенную по содержанию. (На это, кстати, также «заточены» театры, кинематограф, спорт).

В различных мировых структурах (фондах, клубах,  научных институтах, университетах, аналитических центрах и пр.) они организовали «свои» ячейки (гнезда), отделы и отделения, кафедры и факультеты.  В этих гнездах отсиживаются и пережидают время затаившие­ся апологеты ультрастарых либо ультрановых парадигм. Они жадно следят за политической конъюнктурой, ждут повода, решительного часа, выходят на поверхность и «дают о себе знать».

А сколько в мире «специалистов»  с бациллой милитаризма в сознании нашли пристанище в этих гнездах! К руководству клубами, фондами, институтами и их научными отделами, университетами, факультетами и кафедрами ста­ли приходить люди из политики, силовых структур, различных партий. Их засилье перерождает не только кафедры (отделы), но и в целом научный или образовательный институт. По своим идеологическим лекалам они «тихой сапой» искривляют сознание молодежи.

Итак: в мире дала себя знать тотальная заполитизированность (вкупе с тотальной милитаризацией) управленческой, научной и образовательной систем. Идеологи разного пошиба (от ультра­патриотических до ультралиберальных замесов) сделали свое дело. Именно, они развели в мире управленческие, научные и образовательные учреждения по разным лагерям, при этом, как правило, прикрываясь дежурным науч­ным и образовательным флёром о своей якобы непричастности к политике и идеологии.

Стала повсеместной мировая практика: системы в своих лагерях (вотчинах) готовят подрастающие поколения для непримиримой схватки друг с другом. Для этого в мире приспособлены структуры фондов, клубов, центров, университетов, акаде­мий, научных институтов. И какой бы профиль специализации ни имели бы эти образовательные и научные структуры (будь это экономика, финансы, физика, механика и т.д.), в этих учреждениях прижились политологические, социологические, культурологи­ческие, цивилизационные центры, факультеты, кафедры. Они ломают сознание молодых людей, деформируют их в угоду «ценностям» своего ла­геря, к которому примыкает данная структура (вуз или научное учреждение).

И вот, ультраправые и ультралевые прочувствовали конъюнктуру (ситуацию) – делают решительный шаг к барьеру.

Так, к примеру, в мире  отсиделись и ожили сталинисты разного кали­бра и пошиба в клубах, фондах, центрах, на социологических, культурологических, полито­логических кафедрах университетов (институтов, академий) и в отделах НИИ, примыкающих к ультрапатриотическому и ультранационалистическому политическому крылу.

Но и их оппоненты из «их» клубов, фондов, центров, университетов и научных структур, пропитанных ультралибе­ральными идеями, не сидят, сложа руки: в этих абсолютно непроницаемых вотчинах кипит монотонная, ни на секунду не прекра­щающаяся подземная работа по выделке одиозных фигур почище сталинистов.

И те и другие активно задействовали «свои сходки» (международные семинары, «круглые столы», конфе­ренции, мировые форумы). Их участников строго фильтруют – здесь мышь не проскочит! Все должно быть идеологически чисто! На «сход­ках» той и другой стороны их бонзы задают тон «сверки часов». Участники шлют проклятия своим оппонентам. Здесь ядовитой черной краски не жалеют, ее у сторон в избытке, она вырабатывается в «их» клубах, фондах, центрах, кафедрах, факультетах, в научных отделах, широко публикуется (хотя «озвучивается» далеко не все!), доводится «до сведения» мировой общественности в надежде на пополнение своих рядов и т.д.

На страницах ведущих мировых журналов, книг широчайшего жанра и формата (от беллетристики до научных монографий), выступлениях на различных мировых «интеллектуальных сходках»  (международных семинарах, симпозиумах, круглых столах, конференциях и мировых форумах) незримо идет ожесточенный, непримиримый спор под благим видом «диалога», поиска «компромиссов», «сближения «точек зрения» и т.д. Ничего подобного – это только видимость!  Защитники «старого», обветшалого, сходящего с исторической сцены, озирающегося на «вчера», бросают вызов «новому», нарождающемуся, устремленному в будущее.

Опасность первого ранга: идеологические вбросы в атмосферу размежевания. Итак, в мире созревает очень опасная ситуация – размежева­ние по идеологическим и политическим мотивам пролегло по всем сферам общественной жизни, пустило корни в научной и образо­вательной молодежной среде. И вот в эту ситуацию вбрасывается книга Т. Пикетти «КАПИТАЛ в XXI веке» с присказкой, что к нам пожаловал «новый», «обновленный», «пушистый» Карл Маркс в лице Томаса Пикетти, который  «… не ограничивается лишь мрачной констатацией сложившегося положения и не предрекает крах капиталистической системы. Он предлагает меры, которые могли бы приостановить неблагоприятные тенденции…» (из предкнижной аннотации книги Т. Пикетти). У идеологов детская невинность всегда в почете – это их одна из «высоких гуманитарных технологий» одурачивания человека. Идеологи хорошо («слишком» хорошо!) изучили человека, его способности, черты и «свойства» и, как по нотам, играют на этом.

Наделенный от природы ценнейшим свойством – интеллек­том, человек способен к творчеству. Жизнь и творчество перепле­лись в причудливом, сложнейшем симбиозе, где человек способен придумывать и воспринимать идеальные, абстрактные системы. Но в этом и глубин­ное противоречие: мифы человек пытается сделать реальностью. Хотя реальность и опрокидывает эти мифы, расплата за них – лишения и смерть, гибель целой вереницы молодых поколений, не успевающих осознавать смысл и радость нашего мира. Человеческая кровь имеет не красный, а «идеальный» цвет. Многие стра­ны подвержены этой «пандемии», они заражены «идеальным» недугом, и протекает он в неведомых миру острейших и опасных формах.

Свидетельство перед лицом грядущих поколений: человечест­во в опасности! Оно приближается к роковой черте, за которой – погружение в кровавую разборку «всех со всеми». В эту пучину, на этот кровавый алтарь борьбы идей, на этот вселенский эшафот «приглашаются» все новые и новые отряды. Бездумно перемалываются людские, материальные, интеллектуальные, духовные, культурные, национально-этнические и прочие ресурсы.

Неся пе­ред собой какую-либо идею или идеологию, человек в бешеном ритме силится догнать ее, в связи с чем в мире рождается масса партий, течений, движений со своими несовпадающими идеями, парадиг­мами, концепциями, программами и стратегиями, и все бегут в раз­ные стороны, при этом каждый ищет отмщения за неуспех своего «правого» дела, взывая покарать «неправую» сторону, каждый об­ращается к народу, ищет у него защиты и зовет его к топору.

Многие в этой ситуации пытаются найти выход, не менее кровавый и тупиковый, смыкаются в поисках общего врага, при­сматриваясь к антропологии человека, здесь кровь уже льется под ультранационалистическим флагом.

Другие кучкуются в еще более грандиозном масштабе, «высве­чивают» образ внешнего врага, «распознают» такого врага по внеш­ним одеждам – либо цивилизационной доктрине развития, либо по национально-этническим цветам, культурным, морально-эти­ческим, религиозным и подобным оттенкам.

И, наконец, третьи – в безумной жажде самоутверждения в идеальном мире подкрадываются к самому человеку, постепенно подпитывая его сознание абстрактными новациями. Все это гово­рит о попытках отвлечь мировое сообщество от окружающих его реалий, искусственно бросить его в систему идеальных мифов, которые ослепляют человека и отнимают самое ценное – жизнь!

*     *      *

Мир перевозбужден! Мировое сообщество устало от напряжения, нестабильности и недоверия, от взаимных подозрений, от бесконечного «ущучивания» друг друга мелочными уколами. Атмосфера наэлектризована до предела: тон этому задают воинствующие апологеты от идеологии и мировые ястребы от войны [6]. Вбрасывание в эту атмосферу яблока раздора – что может быть безрассудней и безответственней этого?

Заключение

Первое. Конечно, пока трудно сказать в какой мере как восторженные, так и негативные  оценки книги «КАПИТАЛ в XXI веке» и ее автора Томаса Пикетти соответствуют истине. Однако, исходя из охвата проблемы, ее масштаба и углубленного проникновения в предмет исследования, удивительного виртуозного владения и оперирования статистическими данными по интерпретации марксисткой политической экономии в целом, Т. Пикетти показал себя прекрасным учеником К. Маркса, сторонником левой идеи (на словах), а на деле – стоящим на праволиберальных позициях.

Второе. Для первых марксистов XIX века  книга  Томаса  Пикетти могла бы быть наставлением и настольной книгой –  но не в наше время. Река времени снесла в небытие ту эпоху, оставив в памяти народов кровавый след схватки труда и капитала.

Третье. Т. Пикетти переложил «КАПИТАЛ» К. Маркса в очень изящную, максимально сжатую и понятую форму, но, вместе с этим,  он обошел сердцевину марксизма –  механизм прибавочной стоимости! Иными словами, вытравил социальную грань марксисткой идеи  в отношении труда и капитала. Он обошел  механизм присвоения дохода, сосредоточился, в основном, на статистической фиксации самого этого факта – росте капитала (приращении денег) на огромном историческом отрезки времени, хотя и отметил, социальную роль статистики в разделе «Национальный экономико-статистический учет – социальной конструкт в процессе становления» [7].

Четвертое. Здесь Пикетти предстает сугубо апологетом капитала, хотя и критикует К. Маркса и С. Кузнеца в разделе «От Маркса к Кузнецу: от апокалипсиса к волшебной сказке» [8]. И остается (пытается закрепиться) как бы на середине между ними: слева от него остается марксизм с его могильщиком капитализма – рабочим классам, а справа – С. Кузнец с его примиряющими тенденциями и динамикой сближения доходов труда и капитала (с «кривой Кузнеца» сокращения неравенства). И вот теперь из такой колеблющейся ситуации, в которую поместил себя Т. Пикетти, апологеты «левой» и «правой» идеи будут тянуть его в свою сторону. Однако, и это не самое главное. Главное (и опасное!) в другом – «кость» марксизма опять (2015 год!) вброшена в мировое информационное поле, «кость» раздора, непримиримости. Вновь мертвые оживают и начинают хватать живых.

Пятое. В теоретическом плане Т. Пикетти по сравнению с К. Марксом довольно слаб, зато он мастер, талантливый виртуоз в интерпретациях исторических экономических парадигм Т. Мальтуса, Д. Рикардо, А. Смита и, конечно, и прежде всего, самого К. Маркса, к грандиозному труду которого он прильнул схематично, поверхностно, неплотно, хотя и дал название своей книги с великой претензией – «КАПИТАЛ в XXI веке». Заметим на этот счет – название книги, в общем-то, не совсем соответствует теме, которой посвящена книга. Отсюда, не исключено, и идет расширительная оценка книги, исходя из ее названия «КАПИТАЛ в XXI веке».

Шестое. Т. Пикетти государственник (сказано не в упрек ему!), он в плену старовестфальской системы членения мира. У него государства (страны) – центральный субъект истории. И эту «историю» он протянул до 2010 года, хотя на конечном отрезке «его  истории», начиная с 60-х годов XX столетия, произошли кардинальные сдвиги в институциональном, и прежде всего, в экономическом обустройстве мира: на историческую сцену заступила транснационализация. Мир живет уже в новых координатах, не международных, а в глобальных [9], давших толчок к зарождению и бурному развитию геоэкономической модели мирового развития. Кардинальным образом поменялось поле оперирования – геоэкономический атлас мира оттеснил политическую («ячеистую», геополитическую) карту. Мощно заявили о себе новые субъекты мирового общения – ТНК и  наднациональные структуры. Они опрокинули устоявшееся экономические модели (провестфальские), качественно преобразили главенствующие в мировой экономике институты, атрибуты, категории и понятия – на арену заступила новая фаза мирового экономического развития – геоэкономическая, как экономическое измерение всеохватных глобальных процессов. Иными словами, политэкономическая картина, которую «нарисовал» К. Маркс в середине XIX века, и на которую так любовался Томас Пикетти, вдруг скоротечно преобразилась и трудно поверить, что он не осознавал этого. Однако, инерция идеологических догм и пристрастий и возведенная им стройная схема исторического анализа в неизменном виде влекла его на 300-летнем отрезке истории вплоть до 2010 года.

Седьмое. То, что у Т. Пикетти выпали из поля зрения последние 50 лет геоэкономического развития мира и «новая» карта подменена старовестфальской геополитической мозаикой мне представляется серьезнейшей  ошибкой (случайной или не случайной здесь, конечно, вопрос!). И вот как раз здесь-то и начинается его апологетика капитализма, хотя он и поет осанну марксизму.

Восьмое. Отсюда его нападки на экономистов, набрасывание на них покрывала политики (С. 587-589). И это, в принципе, не случайно – он дитя не «экономической политики», а «политической экономии». А эти вещи принципиально разнятся. Отойди он от «политической экономии – и политика (геополитика) поставила бы ему мощнейшую преграду и не простила бы ему его вольнодумства как со стороны «левой» идеи так и со стороны «правой».

Девятое. И все же талант и интуиция Т. Пикетти в конце книги подвели его очень близко к геоэкономике, но он не вступил на эту стезю: его региональные очаги роста как рычаги регулирования и сглаживания динамики роста неравенства дохода и присвоения богатства [10] повисли в воздухе, они остались локальными, местными. Далее он не пошел (и это при наличии французской школы геоэкономики – Жак Аттали и др., не говоря уже о сложившихся итальянской, американской, российской и др. национальных научных школах) и, тем самым, в «Заключении» книги (С. 585-591) он расписался в апологетике капитализму, оставшись на позициях сугубо неолиберальных воззрений, но под флёром заигрывания с марксисткой идеологией.

*     *     *

Вышеотмеченный кумулятивный (остро направленный) эффект идеологического вброса усиливается по нарастающей.

С самого момента выхода в свет книга Т. Пикетти «КАПИТАЛ в XXI веке» стала предметом обостренного внимания, дискуссий и споров. В мире «левые» и «правые» тут же обозначили свои позиции, иногда совпадающие, а зачастую диаметрально противоположение – достаточно заглянуть в Интернет чтобы убедится в этом. Четко обозначились два идеологических лагеря, сторонники которых не жалеют ни красок восхваления труда Т. Пикетти, ни сугубого отрицания книги, поиска принципиальных ошибок в ее тексте и т.д.

На этот счет интересно обобщающее высказывание Стефани Келтон — заведующей кафедрой экономики (Университет Миссури-Канзас-Сити; главный редактор популярного блога New Economic Perspectives):   «…Тот факт, что эта книга заинтересовала экономистов, профессионально занимающихся указанными вопросами, меня не удивляет. Труднее понять другое: почему к «КАПИТАЛУ в XXI веке» вдруг проявили интерес представители рабочего класса и почему нынешним летом она вдруг стала рейтинговой? Думаю, потому, что она появилась в нужное время в нужном месте (выделено мной – Э.К.). Почву для широкого обсуждения затронутых в книге вопросов подготовило движение Occupy. Что происходило в Америке? Может, мы были свидетелями возрастающей мощи плутократии? Или появления меритократии? Крис Хейз (Hayes) и Джо Стиглиц тяготеют к лагерю левых, а Тайлер Коуэн и Дэвид Брукс — правых. У обеих сторон есть свои сторонники и противники, но именно Пикетти удалось выдвинуть доводы, которых публика так жаждала увидеть: истина — на стороне левых…» [11].

Стефани Келтон не называет точную временную дату, к которой  приурочен выпуск (идеологический вброс)  книги Т. Пикетти.  Но ее мнение о том, что она появилась в «нужное время и в нужном месте» само по себе красноречиво – впереди 2017-й год, год столетнего юбилея события, вокруг которого не дать разгореться опасному всплеску (опасной фазе) размежевания на идеологической почве – задача мирового сообщества!

_______________________

© Кочетов Э.Г., январь 2016 года

Кочетов Эрнест Георгиевич экономист, публицист

 

[1] Пикетти, Томас. Капитал в XXI веке / Томас Пикетти. – Москва: Ад Маргинем Пресс, 2015. – 592 с.

[2] Для российской  читающей публики издательство «Ад Маргинем Пресс» известно своим сугубо избирательным вкусом – оно держит руку на пульсе общественных новинок.

[3] Пикетти, Томас. Капитал в XXI веке / Томас Пикетти. – Москва: Ад Маргинем Пресс, 2015.  С. 71.

[4] Сказано предельно четко, ясно, без экивоков, тем самым снимая с книги эдакое «сфумато» (своего рода вуаль), чтобы у читателя не оставалось ни грана сомнения в том, что же он берет в руки. Здесь идеологи с головой выдают себя, хотя далее будут как-то заглаживать этот свой «промах» невнятными оговорками, чем же отличается Т. Пикетти от К. Маркса.  А отличается он оказывается тем, что – читаем: «…француз не ограничивается лишь мрачной констатацией сложившегося положения и не предрекает крах капиталистической системы. Он предлагает меры, которые могли бы приостановить неблагоприятные тенденции…» (из предкнижной аннотации). К этому мы еще вернемся.

[5] Об этом я подробно высказался в книге «НАБАТ» (см.: Кочетов Э.Г. НАБАТ! Человек в современном мире: Научная монография / Э.Г. Кочетов; Обществ. акад. наук геоэкономики и глобалистики. – М.: Эдитус, 2015. С. 12-14, 24).

[6] Картина этой невзгоды прописана в книгах «МИРЫ» и «НАБАТ» (см.: Кочетов Э.Г. МИРЫ. Пролегомены к философии преображения ЧЕЛОВЕКА и его бытия в МИРАХ гуманитарного космоса. Научная монография. М.: Международные отношения, 2015. – 560 с.;  Кочетов Э.Г. НАБАТ! Человек в современном мире: Научная монография. М.: Эдитус, 2015. - 160 с.

 [7] Пикетти, Томас. Капитал в XXI веке / Томас Пикетти. – Москва: Ад Маргинем Пресс, 2015.  С. 71.

[8] Там же, С. 29.

[9] Реальность перехода на глобальную модель мирового развития провозглашена Организацией Объединённых Наций призывом отказаться от геополитических (международных) взглядов на современный мир. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан в докладе на "Саммите тысячелетия" (6-8 сентября 2000 г., Нью-Йорк) провозгласил: "Наши послевоенные институты создавались под международный мир, а мы сейчас живем в мире глобальном. Эффективное реагирование на этот сдвиг –  основная институциональная задача, стоящая сегодня перед мировыми лидерами" (см.: Аннан Кофи. Мы, народы: роль Организации Объединенных Наций в XXI веке // Безопасность Евразии. 2000. № 1). 

[10] «…Однако лишь региональная политическая интеграция позволяет разработать эффективные меры регулирования глобализированного  имущественного  капитализма в настоящим столетии…» (Пикетти, Томас. Капитал в XXI веке. С. 587).

[11] Хайди Мур (Heidi Moore). Почему 700-страничная книга Томаса Пикетти стала бестселлером? http://inosmi.ru/world/20141001/223355125.html 01.10.2014

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован