Клодтовские кони и конная статуя императора Николаю I на Исаакиевской площади вызывают неизменное восхищение миллионов туристов. А вот сам автор великих творений долгие годы не был увековечен.
По просьбе Президента Российской Академии Художеств Зураба Церетели к 200-летию выдающегося скульптора действительный член РАХ, заслуженный художник России Владимир Эмильевич Горевой в сжатые сроки создал памятник Клодту и установил его в саду Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина.
Там он и простоял два с половиной года в фанерном ящике, время от времени меняющем свою окраску.
К 250-летию Российской Академии Художеств ящик выкрасили в жёлтый цвет, и он стал гармонировать с отреставрированными фасадами институтских строений.
Да и сам Пётр Клодт почувствовал, что за стенкой что-то меняется. Долгое время он слышал лишь пение птиц, лай собак, плач детей, шорох кисти, а иногда и откровенную брань... Нынешней осенью его опять донимали дожди, барабанящие по верхней крышке, и он уже мысленно готовился к долгой и холодной зиме, но однажды утром вздрогнул от стука молотков и скрежета железа. Вскоре приоткрылся один из верхних углов, Пётр Карлович зажмурился и отвернул голову, увидев кусок серенького петербургского неба. В следующие мгновения ящик был окончательно раскрыт. Падая, он издал звук, отдалённо напоминающий выстрел пушки с Петропавловской крепости.
Ещё долгое время вокруг него собирали камни, мусор, шурупы и гвозди, подсыпали щебёнку в ямку у основания пьедестала, протирали запотевший гранит и бронзовые буквы: "Скульптору Петру Клодту". Сам же Пётр Карлович долго не мог понять этой суеты, тем более, что круглая дата со дня рождения давным-давно прошла...
Когда стемнело, он захотел вздремнуть, но над его головой вспыхнула яркая лампа, и он ощутил на себе чей-то пристальный взгляд.
На другой день, 15 ноября, в четверг, около десяти часов утра, как только рассвело, в саду появились собачники, которые были приятно удивлены появлению бронзовой фигуры. "А я-то всё время думал, что в этом ящике?" - задумчиво произнёс один из них.
Дальше было, как в стихотворении: "Не было гостей - и вот нагрянули..." Не успел я толком поздравить подошедшего создателя памятника с долгожданным днём открытия, как со стороны 3-й линии Васильевского острова из белого автобуса вышла и через узкие ворота академического садика хлынула и окружила памятник многочисленная толпа гостей из Москвы. Это были члены Президиума Российской Академии Художеств во главе с президентом Зурабом Константиновичем Церетели, художники, скульпторы и дотошные телевизионщики, которых ждал сюрприз.
Увидев Петра Карловича Клодта, Зураб Константинович Церетели на мгновение застыл: "Ай да Горевой!.." - успел подумать он, отыскивая глазами Владимира Эмильевича, которого уже обступили и поздравляли друзья и коллеги из Москвы и Санкт-Петербурга...
А спустя несколько минут началась импровизированная церемония, посвящённая 250-летию Российской Академии Художеств, ознаменованному в Санкт-Петербурге открытием памятника Клодту. Зураб Церетели, признавая талант Владимира Эмильевича, с улыбкой подметил его умение создавать ажиотаж вокруг своих работ. "Даже бронза потемнела от ожидания, - молвил он, глядя на Горевого. - Но ты, - продолжил он, - всё равно самый счастливый человек. Посмотри, сколько людей приехало открывать твой памятник! Ты должен благодарить руководство в лице Чаркина, а также всё московское начальство, - пошутил он и предложил поаплодировать создателю, изваявшему такую хорошую скульптуру. Затем выступили ректор института имени Репина в Санкт-Петербурге Альберт Чаркин и ректор института имени Сурикова в Москве - Анатолий Бичуков. Альберт Чаркин, в частности, подчеркнул, что Пётр Клодт является олицетворением Академии Художеств и её влияния на красоту Санкт-Петербурга. Он не исключил возможности, что по окончанию реконструкции академического сада, здесь может появиться целая аллея великих представителей, прославивших Академию.
Председатель комитета по культуре администрации Санкт-Петербурга Николай Буров, выступая, отметил, что работами Клодта украшен не только город на Неве, но и такие чудесные города, как Берлин и Неаполь. "Клодт, - заметил он, - был знаменит ещё и тем, что про него ходили добрые анекдоты". Однако, не вспомнив ни одного, поздравил всех собравшихся с 250-летием Академии и пожелал плодовитому автору, подобно Клодту, украсить своими работами европейские города.
Отец Александр, настоятель храма Святой Екатерины в институте имени Репина заметил, что Академия - не только стены и традиции, это ещё и совокупность замечательных личностей, которые жили в нашем городе и украшали его своими деяниями. Очень приятно, сказал он, что Владимир Эмильевич Горевой сделал эту работу: "Она, с одной стороны, украсила наш академический сад, а, с другой стороны, явилась данью памяти великому скульптору нашего города в год 250-летия Академии".
Ректор Московского архитектурного института, доктор искусствоведения Дмитрий Швидковскийотметил, что имя Клодта - одно из величайших в истории нашего искусства. Оно, быть может, просияло больше, чем имена всех остальных мастеров Х IХ столетия. Прадед Дмитрия Олеговича был дружен с Клодтом и этот факт сделал открытие памятника для него вдвойне знаменательным: "Мои личные чувства сливаются с чувством великой гордости за то, что Академия сделала Петербургу, что сделал для этого города Пётр Клодт".
А потом выступил и сам создатель этого чудесного памятника Владимир Горевой.Он вспомнил историю создания памятника, выразив сожаление, что формальности, связанные с установкой памятника, оттянули время открытия: "Сейчас, когда вышло распоряжение правительства Санкт-Петербурга, подписанное губернатором Валентиной Ивановной Матвиенко,- сказал он,- памятник получил официальное право быть на этом месте. Так что, предложение Зураба Константиновича - открыть памятник Клодту в дни празднования 250-летия Российской Академии Художеств - стало по-своему мудрым и своевременным, за что я признателен президенту, президиуму Российской Академии Художеств и всем тем, кто, так или иначе, принимал участие в создании этого монумента".
Зураб Церетели ещё раз поздравил Владимира Горевого, монумент которого в беседе с тележурналистами оценил не просто на "пять", а на "пять с плюсом", и отдал распоряжение привести площадку вокруг памятника в соответствующий вид.
Гости разошлись, а Пётр Клодт остался всё таким же живым и органичным в обрамлении утратившего листья академического сада. Казалось, ему было всё равно, что говорили эти именитые люди. О чём думал в этот момент Пётр Карлович Клодт, можно было только догадываться. Создавалось впечатление, что он был здесь всегда и принадлежал вечности. Хотелось окликнуть его и сказать: "Здравствуйте, Пётр Карлович!". Но он смотрел куда-то в сторону и, казалось, парил над землёй.
...Ещё одним духовным ориентиром на карте Санкт-Петербурга стало больше. В городе появился удивительный памятник Петру Клодту, достойный гения монументальной петербургской скульптуры. Зайдите в академический сад на Васильевском острове и убедитесь в этом сами.
А нам остаётся поблагодарить талантливого скульптора Владимира Горевого и пожелать ему неизменного здоровья и вдохновения!
Волго-Невский ПроспектЪ N24(68) от 30.11.2007
www.nwsc.spb.ru