30 ноября 2007
1811

Мистический образ Санкт-Петербурга неразрывно связан с произведениями выдающегося скульптора Петра Клодта, работы которого, прежде всего, ассоциируются с Аничковым мостом на Невском проспекте

Клодтовские кони и конная статуя императора Николаю I на Исаакиевской площади вызывают неизменное восхищение миллионов туристов. А вот сам автор великих творений долгие годы не был увековечен.
По просьбе Президента Российской Академии Художеств Зураба Церетели к 200-летию выдающегося скульптора действительный член РАХ, заслуженный художник России Владимир Эмильевич Горевой в сжатые сроки создал памятник Клодту и установил его в саду Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина.
Там он и простоял два с половиной года в фанерном ящике, время от времени меняющем свою окраску.
К 250-летию Российской Академии Художеств ящик выкрасили в жёлтый цвет, и он стал гармонировать с отреставрированными фасадами институтских строений.
Да и сам Пётр Клодт почувствовал, что за стенкой что-то меняется. Долгое время он слышал лишь пение птиц, лай собак, плач детей, шорох кисти, а иногда и откровенную брань... Нынешней осенью его опять донимали дожди, барабанящие по верхней крышке, и он уже мысленно готовился к долгой и холодной зиме, но однажды утром вздрогнул от стука молотков и скрежета железа. Вскоре приоткрылся один из верхних углов, Пётр Карлович зажмурился и отвернул голову, увидев кусок серенького петербургского неба. В следующие мгновения ящик был окончательно раскрыт. Падая, он издал звук, отдалённо напоминающий выстрел пушки с Петропавловской крепости.
Ещё долгое время вокруг него собирали камни, мусор, шурупы и гвозди, подсыпали щебёнку в ямку у основания пьедестала, протирали запотевший гранит и бронзовые буквы: "Скульптору Петру Клодту". Сам же Пётр Карлович долго не мог понять этой суеты, тем более, что круглая дата со дня рождения давным-давно прошла...
Когда стемнело, он захотел вздремнуть, но над его головой вспыхнула яркая лампа, и он ощутил на себе чей-то пристальный взгляд.
На другой день, 15 ноября, в четверг, около десяти часов утра, как только рассвело, в саду появились собачники, которые были приятно удивлены появлению бронзовой фигуры. "А я-то всё время думал, что в этом ящике?" - задумчиво произнёс один из них.
Дальше было, как в стихотворении: "Не было гостей - и вот нагрянули..." Не успел я толком поздравить подошедшего создателя памятника с долгожданным днём открытия, как со стороны 3-й линии Васильевского острова из белого автобуса вышла и через узкие ворота академического садика хлынула и окружила памятник многочисленная толпа гостей из Москвы. Это были члены Президиума Российской Академии Художеств во главе с президентом Зурабом Константиновичем Церетели, художники, скульпторы и дотошные телевизионщики, которых ждал сюрприз.
Увидев Петра Карловича Клодта, Зураб Константинович Церетели на мгновение застыл: "Ай да Горевой!.." - успел подумать он, отыскивая глазами Владимира Эмильевича, которого уже обступили и поздравляли друзья и коллеги из Москвы и Санкт-Петербурга...
А спустя несколько минут началась импровизированная церемония, посвящённая 250-летию Российской Академии Художеств, ознаменованному в Санкт-Петербурге открытием памятника Клодту. Зураб Церетели, признавая талант Владимира Эмильевича, с улыбкой подметил его умение создавать ажиотаж вокруг своих работ. "Даже бронза потемнела от ожидания, - молвил он, глядя на Горевого. - Но ты, - продолжил он, - всё равно самый счастливый человек. Посмотри, сколько людей приехало открывать твой памятник! Ты должен благодарить руководство в лице Чаркина, а также всё московское начальство, - пошутил он и предложил поаплодировать создателю, изваявшему такую хорошую скульптуру. Затем выступили ректор института имени Репина в Санкт-Петербурге Альберт Чаркин и ректор института имени Сурикова в Москве - Анатолий Бичуков. Альберт Чаркин, в частности, подчеркнул, что Пётр Клодт является олицетворением Академии Художеств и её влияния на красоту Санкт-Петербурга. Он не исключил возможности, что по окончанию реконструкции академического сада, здесь может появиться целая аллея великих представителей, прославивших Академию.
Председатель комитета по культуре администрации Санкт-Петербурга Николай Буров, выступая, отметил, что работами Клодта украшен не только город на Неве, но и такие чудесные города, как Берлин и Неаполь. "Клодт, - заметил он, - был знаменит ещё и тем, что про него ходили добрые анекдоты". Однако, не вспомнив ни одного, поздравил всех собравшихся с 250-летием Академии и пожелал плодовитому автору, подобно Клодту, украсить своими работами европейские города.
Отец Александр, настоятель храма Святой Екатерины в институте имени Репина заметил, что Академия - не только стены и традиции, это ещё и совокупность замечательных личностей, которые жили в нашем городе и украшали его своими деяниями. Очень приятно, сказал он, что Владимир Эмильевич Горевой сделал эту работу: "Она, с одной стороны, украсила наш академический сад, а, с другой стороны, явилась данью памяти великому скульптору нашего города в год 250-летия Академии".
Ректор Московского архитектурного института, доктор искусствоведения Дмитрий Швидковскийотметил, что имя Клодта - одно из величайших в истории нашего искусства. Оно, быть может, просияло больше, чем имена всех остальных мастеров Х IХ столетия. Прадед Дмитрия Олеговича был дружен с Клодтом и этот факт сделал открытие памятника для него вдвойне знаменательным: "Мои личные чувства сливаются с чувством великой гордости за то, что Академия сделала Петербургу, что сделал для этого города Пётр Клодт".
А потом выступил и сам создатель этого чудесного памятника Владимир Горевой.Он вспомнил историю создания памятника, выразив сожаление, что формальности, связанные с установкой памятника, оттянули время открытия: "Сейчас, когда вышло распоряжение правительства Санкт-Петербурга, подписанное губернатором Валентиной Ивановной Матвиенко,- сказал он,- памятник получил официальное право быть на этом месте. Так что, предложение Зураба Константиновича - открыть памятник Клодту в дни празднования 250-летия Российской Академии Художеств - стало по-своему мудрым и своевременным, за что я признателен президенту, президиуму Российской Академии Художеств и всем тем, кто, так или иначе, принимал участие в создании этого монумента".
Зураб Церетели ещё раз поздравил Владимира Горевого, монумент которого в беседе с тележурналистами оценил не просто на "пять", а на "пять с плюсом", и отдал распоряжение привести площадку вокруг памятника в соответствующий вид.
Гости разошлись, а Пётр Клодт остался всё таким же живым и органичным в обрамлении утратившего листья академического сада. Казалось, ему было всё равно, что говорили эти именитые люди. О чём думал в этот момент Пётр Карлович Клодт, можно было только догадываться. Создавалось впечатление, что он был здесь всегда и принадлежал вечности. Хотелось окликнуть его и сказать: "Здравствуйте, Пётр Карлович!". Но он смотрел куда-то в сторону и, казалось, парил над землёй.
...Ещё одним духовным ориентиром на карте Санкт-Петербурга стало больше. В городе появился удивительный памятник Петру Клодту, достойный гения монументальной петербургской скульптуры. Зайдите в академический сад на Васильевском острове и убедитесь в этом сами.
А нам остаётся поблагодарить талантливого скульптора Владимира Горевого и пожелать ему неизменного здоровья и вдохновения!

Волго-Невский ПроспектЪ N24(68) от 30.11.2007
www.nwsc.spb.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован