27 января 2008
3562

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир: Дипломатия Александра Невского

Известные из исторических источников основополагающие начала, на которых Александ Невский строил свою деятельность, практически совпадают с принципами современного международного права, которые человеческая цивилизация приняла, лишь пройдя через две мировые войны. Александр Невский опередил свое время лет на 700

Что знает и помнит об Александре Невском обычный россиянин? Информация, почерпнутая из школьного курса истории, обычно ограничивается Невской битвой 1240 г., когда молодой новгородский князь наголову разбил в устье Невы войско шведских захватчиков, и Ледовым побоищем 1242 г., в котором он разгромил немецких рыцарей-"крестоносцев".

Эти победы спасли ослабленную монголо-татарским нашествием Русь от агрессии с Запада и принесли ему славу великого полководца. Со времен знаменитого фильма Сергея Эйзенштейна в массовом сознании сложилась простая и ясная картина. Князь Александр - бесстрашный воин и победоносный военачальник, сломивший "псов-рыцарей" и открывший врагам простую истину: "Кто с мечом к нам придет - от меча и погибнет".

Это правда. Однако не только воинской доблестью стяжал Александр любовь и почитание русского народа. Не за одни труды по защите Отечества Православная Церковь причислила князя к лику святых.

Как политический лидер Русской земли святой благоверный великий князь Александр Невский явил себя мудрым государственным деятелем, возглавившим страну в один из самых тяжелых и опасных периодов истории. Русь держала оборону с востока и запада. Монголы во главе с Батыем разорили страну. Западные захватчики пытались подчинить то, что уцелело от ордынского нашествия. На Востоке лежало могущественнейшее государство - Монгольская империя, один золотоордынский улус которой превосходил военной силою всю тогдашнюю Европу. И непобедимый князь, обезопасив западные границы Руси, отправился в Поволжье, к Батыю, и дальше, в монголо-китайский Каракорум, к великому хану. Ради сохранения родной земли от татарских набегов вел сложнейшую дипломатическую игру. Искусно лавируя между золотоордынскими властями и центральным общеимперским правительством, Александр добивался прощения восстававших князей, освобождения пленных, избавления от обязанности отправлять русские войска для поддержки ордынских туменов в походах. Рискуя жизнью, зная, что из поездки в Орду можно вернуться в гробу (как и случилось), он отправлялся туда, чтобы вновь и вновь отвращать от Русской земли угрозу повторения Батыева нашествия.

Основой внешней политики Александра Невского был не столько меч, сколько умелая дипломатия. Недаром в дореволюционной России он считался покровителем дипломатической службы. Удивительно, но известные из исторических источников основополагающие начала, на которых он строил свою деятельность, практически совпадают с принципами современного международного права, которые человеческая цивилизация приняла, лишь пройдя через две мировые войны. Александр Невский опередил свое время лет на 700.

Что же это за принципы? Кратко их можно выразить в трех сказанных Александром Невским фразах.

1. "Не в силе Бог, а в правде". Специалист-международник без труда увидит в этих словах прямую связь с ключевым принципом международного права: неприменения силы или угрозы силой против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства (пункт 4 статьи 2 Устава ООН). А если учесть, что в древнерусском языке слово "правда" было во многом синонимом слова "право" (вспомним "Русскую Правду" - своего рода "Основной закон" Древней Руси), то явно просматривается и параллель с принципом мирного разрешения межгосударственных конфликтов на основе справедливых международно-правовых норм и процедур. Воцерковленный православный христианин добавит, что слова князя представляют собой перифраз нескольких ветхозаветных отрывков из Библии (Третья книга Царств, глава 19, стих 11; Книга пророка Захарии, глава 8, стих 8 и т.д.). Александр подчеркивал непреложный факт - достижение успеха в конечном итоге зависит не от грубой силы, а от справедливости дела, которое защищаешь. История неоднократно подтверждала верность такого подхода.

2. "Жить, не преступая в чужие части". Чтобы увидеть в этих словах краткое и точное выражение двух общепризнанных международно-правовых принципов (неприкосновенности территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ), не обязательно быть специалистом. "Ты положил пределы народам и повелел жить, не преступая в чужие части", - говорил Богу двадцатилетний князь, прося даровать победу над захватчиками, объявившими о "пленении" Русской земли. Нетрудно узнать в этой фразе пересказ слов, произнесенных апостолом Павлом за 1200 лет до Александра Ярославовича (Деяния Святых Апостолов, глава 17, стих 26). Труднее поверить в другое. Александр Невский и на практике следовал правде Христовой. Сокрушая коварно нападавших на Русь соседей, не отнимал их земель, не навязывал политической зависимости, но заключал мир, довольствуясь возвращением захваченных территорий и жителей, а также возмещением причиненного ущерба.

3. "Кто с мечом к нам придет - от меча и погибнет". Библейский источник этой фразы общеизвестен. Она представляет собой почти дословную цитату из Евангелия (Евангелие от Матфея, глава 26, стих 52) и Псалтири (Псалом 36, стих 15). Не сразу бросается в глаза связь изречения князя с предусмотренным статьей 51 Устава ООН правом любого государства на индивидуальную и коллективную самооборону в случае агрессии. Отмечу, что Православная Церковь, в отличие от многочисленных ересей, расколов и сект, никогда не ставила под сомнение тот факт, что защита своего Отечества с оружием в руках является долгом православного христианина. Бог, давший в Библии заповедь "не убий", в ней же указал и случаи, когда во имя спасения сограждан и единоверцев допускается лишать жизни тех, кто пришел на нашу землю убивать. Недаром в Священном Писании сказано: "Кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом" (Откровение святого Иоанна Богослова, глава 13, стих 10). Что же принесли эти принципы внешней политики великого князя Русской земле? Александр Невский всегда стремился обеспечить Руси самое важное - мир. Этому служили и его меч, и его речь. Но как только устранялась угроза вторжения, главной задачей внешней политики становилось развитие взаимовыгодных торгово-экономических и духовно-культурных связей со всеми странами Евразии.

Именно он заключил первое в русской истории специальное соглашение с представителями Ганзы (средневекового "предшественника" Европейского экономического сообщества). Он 760 лет назад фактически положил начало русско-китайским дипломатическим связям. В его правление Русь в полной мере использовала выгоды экономико-географического положения - "связующего звена" между Европой и Азией. Александра Невского нередко называют "первым евразийцем", сделавшим Русь "мостом" между Востоком и Западом. Но материальные интересы не заслоняли для Александра Невского важности духовного суверенитета. Православие и Родина стояли на первом месте. Именно благодаря его поддержке в 1261 г. в Золотой Орде была создана первая за пределами Руси епархия Русской Православной Церкви.

Таким образом, благоверный князь может считаться покровителем и русского миссионерства. С тех пор отечественная внешнеполитическая миссия и православная духовная миссия шли рука об руку. Ибо, при всех различиях, они всегда имели одну общую заботу. Заботу о своей стране, ее народе и о всем мире.

http://www.pravaya.ru/leftright/472/14524
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован