Вячеслав Никонов, президент фонда "Политика", вице-президент Ассоциации центров политического консультирования, член Президиума Совета по внешней и оборонной политике
Это будет первая встреча после Ирака, и сейчас, мы сможем оценить ущерб, принесенный отношениям. Ясно, что у США есть определенное разочарование российской позицией в отношении Ирака. В то же время, есть желание не наносить партнерству смертельного удара, прежде всего, потому что сам Президент Буш считает сближение с Россией серьезным достижением своего внешнеполитического курса. Поэтому, говорить о том, что это была ошибка, он не будет. Демократы собирались обвинить его в том, что весь его курс на сближение с Россией оказался неправильным, но Белый дом сумел спасти ситуацию - не довести до конфликта.
Есть две позиции: одна позиция, что Америка - враг, другие говорят, что Америка - не враг. Я тоже считаю, что Америка не враг России и у нас огромное количество совпадающих интересов, Америка нам зла не желает, и, не дай бог, чтобы ситуация "Америка-враг" материализовалась. В этом случае у России шансы сохраниться, как единому государству будут минимальными.
У нас нет возможности, как некоторые предлагают, играть на противоречиях между Европой и Америкой. Для Европы отношения с США всегда будут на порядок важнее, чем отношения с Россией. Противоречия между ними всегда будут меньше, чем противоречия между Россией и Европой.
Безусловно, нам надо наращивать экономические мускулы. Страна, на которую приходится 0,8% мировой экономики, не может претендовать не только на то, чтобы играть серьезную международную роль, и на то, чтобы сохранить за собой 1/8 часть планеты. Такого разрыва между экономической ничтожностью и громадностью территории в истории человечества еще не существовало.
Со стороны США есть готовность развивать стратегическое партнерство с Россией. Сейчас все зависит от нас. Я не могу сказать, что мы уж так необходимы Америке, но естественно, в решении многих проблем, которые являются важными для США, роль Россия могла бы быть очень большая. Для США основными приоритетами сейчас является нераспространение оружия, борьба с терроризмом, обеспечение энергетической безопасности, интеграция Китая в мировую систему. Ясно, что если в решение этой проблемы Россия будет на стороне Америки, то проблемы эти решать будет проще.
Я считаю, что у нас очень большая сфера совпадения интересов с США, векторы основных угроз нами оцениваются адекватно (если не считать США угрозой). Основная угроза исходит с юга, от исламского экстремизма, терроризма.
США в отличие от Европы занесли чеченские террористические группы в список официально признанных террористических групп. Госдепартамент зафиксировал их со всеми вытекающими последствиями, с замораживанием счетов, с арестом участников этих организаций.
В последние годы со стороны США было сделано больше шагов навстречу России, чем со стороны Европы. США первыми признали Россию страной с рыночной экономикой. Первой признали чеченских террористов - чеченскими террористами. Уничтожили талибов, которые дестабилизировали Среднюю Азию. Они помогли заставить руководство Грузии заниматься Панкисским ущельем.
28 мая 2003, Кремль.org