Столица страдает от автомобильных пробок. Каждый москвич зависит сегодня от того, насколько быстро можно переместиться из одного конца города в другой. Сегодня Москва старается найти оптимальный выход из создавшейся ситуации. В том числе и с помощью начинающих специалистов и даже студентов.
По инициативе префекта ЮВАО Владимира Зотова студенты многочисленных высших учебных заведений, расположенных на юго-востоке столицы, привлекаются к проектным работам, направленным на усовершенствование облика округа и его систем жизнеобеспечения. Инициатива получила одобрение мэра Москвы Юрия Лужкова. А студенты Московского архитектурного института, Московского автодорожного института с удовольствием взялись за такие проекты, как реконструкция 80-го квартала Нижегородского района, 136 и 137 кварталов района Выхино-Жулебино, оптимизацию транспортной системы в Марьине (проект одобрен "Мосгортрансом"). Ведутся подобные работы в Кузьминках и Лефортове.
Так выглядит в исполнении аспирантов МГСУ схема многоуровневой конструкции надземной магистрали с разделением транспортных потоков.
1. Уровень для легкового транспорта.
2. Уровень для грузового и общественного транспорта.
3. Съезд с надземной магистрали в общую транспортную сеть города.
4. Уровень земли с железнодорожным транспортом.
Есть интересный проект по нефтеперерабатывающему заводу, предполагающий за счет определенных технических мероприятий уменьшить площадь санитарной зоны предприятия.
Еще одно направление работы - проектирование в районе нескольких станций метро транспортных развязок.
Интересных предложений, которые уже прошли экспертизу специалистов и готовы к воплощению в жизнь, предостаточно. Именно к этому и стремилось руководство ЮВАО - привлечь к работе свежие умы, найти нетривиальные решения.
Очередная интересная разработка, которая, возможно, поможет столице избавиться от многокилометровых пробок, была рассмотрена в марте на заседании коллегии префектуры ЮВАО. Проект использования полосы отвода железных дорог для развития транспортной системы города Москвы на примере Курского направления Московской железной дороги, разработанный аспирантами Московского государственного строительного университета, представил аспирант этого вуза Валерий Дешев, а также научный руководитель - заведующий кафедрой "Градостроительство" МГСУ, доктор архитектуры, профессор Юрий Алексеев.
Суть проекта в том, чтобы возводить новые автомобильные магистрали над территориями в границах полосы отвода Московской железной дороги. Эти территории в значительной степени заняты объектами малой высоты, что дает возможность строить многоуровневые конструкции эстакадного типа, опоры которых будут расположены между железнодорожными путями.
Трассировка новых автомагистралей на эстакадах в пространстве полос отвода железнодорожных путей на всех направлениях МЖД позволяет сформировать единую автомагистраль в пределах МКАД и, таким образом, дифференцированно подойти к транспорту, передвигающемуся по городу.
Аспирант Валерий Дешев продемонстрировал членам коллегии и приглашенным разработанные схемы и рассказал, что для установления реальных возможностей полосы отвода железной дороги проведен проектный эксперимент в зоне Курского направления, ограниченный с юга Москвой-рекой и с севера Волгоградским проспектом. Рассмотрены две надземные магистрали с общественными и грузораспределительными транспортно-пересадочными узлами, а также изменение конфигурации 4-го транспортного кольца за счет полосы отвода железной дороги Курского направления, позволяющей убрать тоннель.
Использование полосы отвода железной дороги для улучшения транспортной ситуации в городе имеет достаточно локальный характер и не может устранить заторы на дорогах с традиционной схемой организации движения. Для совершенствования этой традиционной схемы возможно разделение транспортных потоков на транзитный и городской. Так, транспорт из Московской области можно направлять по автомагистралям в полосах отвода железных дорог. При таком подходе 4-е транспортное кольцо, проходящее в полосе отвода Курской железной дороги, войдет в Смоленское направление и участок Каланчевской окружной железнодорожной линии до пересечения с МКАД. Эта магистраль должна обслуживать легковые, грузовые автомобили и автобусы, приезжающие в Москву с юга Подмосковья по Симферопольскому и Варшавскому шоссе и с запада по Минскому и Можайскому шоссе. При этом транзитный транспорт на магистрали следует изолировать от общей городской улично-дорожной сети и тем самым обеспечить ему свободный проезд в разные части города.
Вся система многофункциональных транспортно-пересадочных узлов, новых градостроительных образований, регулирующих автомобильные потоки, должна размещаться вблизи станций метро, железнодорожных платформ и других мест пересадки пассажиров. Для автомобилистов и пассажиров, желающих воспользоваться скоростной магистралью, понадобятся автостоянки в транспортно-пересадочных узлах.
Для транзитного грузового транспорта следует предусмотреть грузораспределительные транспортно-пересадочные узлы с гостиничными комплексами, откуда грузы будут перевозиться по Москве малотоннажными автомобилями. Для москвичей такие транспортно-пересадочные узлы станут дополнительными учреждениями обслуживания с отдельными автостоянками.
Конечно, на докладчика посыпались вопросы. Почему разработка не согласована с районными властями, знает ли руководство РЖД о решении использовать подведомственные ей территории и многое другое. Аспирант Валерий Дешев "держал удар", как на защите кандидатской.
Слово дали и руководителю проектной группы.
- Представленная разработка - это научно-проектная гипотеза, основанная на реальной ситуации в Москве и Подмосковье, - отметил Юрий Алексеев. - Участники проектной группы предлагают способ избежать автомобильных пробок на въезде в Москву и выезде из нее. Как специалист хочу сказать, что в свое время удалось найти решение проблемы движения людских потоков, которое используется сегодня во всем мире, - это расширяющиеся людские потоки. В Москве, которая исторически развивалась по радиально-кольцевой схеме, нет возможности применить такое решение в отношении транспортных потоков. Но перераспределить их вполне реально. Процентов сорок автомобилей можно будет переадресовать на другие дороги.
Свою оценку разработке дали специалисты некоторых окружных и городских структур.
Начальник Управления градостроительного регулирования ЮВАО Москомархитектуры, заместитель главного архитектора города Москвы по ЮВАО Петр Шипов обратил внимание разработчиков на то, что в эту эскизную разработку аспирантов можно было включить кольцевую железную дорогу и рассмотреть всю систему транспортного движения Москвы и Московской области. Разработки только Курского направления недостаточно. Понятно, что авторы проекта учитывали радиально-кольцевую систему развития столицы. Безусловно, систему эту по объективным причинам не нарушишь, но применить радиально-спиральную схему вместо радиально-кольцевой вполне реально.
Заместитель руководителя Департамента транспорта и связи города Москвы Александр Кисько отметил, что правительство Москвы уделяет большое внимание взаимодействию с РЖД, подписано генеральное соглашение о сотрудничестве и договор. В них предусмотрено многое, в том числе и совместная разработка проектов с участием федеральных территорий и прилегающих к ним московских земель. В июле был создан координационный совет по взаимодействию, где сопредседателем от Москвы является первый заместитель мэра в правительстве Москвы, руководитель столичного стройкомплекса Владимир Ресин. Важный вопрос в совместной деятельности - законодательная и нормативная база, а также проблема безопасности. Созданная в рамках координационного совета рабочая группа занимается разработкой нормативных документов для использования надземных территорий. Это значит, что у аспирантов - разработчиков проекта есть шанс с помощью городских властей выйти на сотрудничество с РЖД. Ведь автомобильные пробки - это общая проблема,
Александр Кисько подчеркнул, что предложенный проект очень перспективен. В помощь разработчикам он подобрал все нужные нормативные документы, а также необходимые контактные телефоны, чтобы авторы проекта начали контактировать с представителями РЖД.
- В свое время мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков ввел такое понятие, как резервные территории, - отметил генеральный директор Московского центра освоения резервных территорий Дмитрий Витятловский. - Разработанный аспирантами проект - первый реальный шаг, который демонстрирует возможность использования территорий РЖД как резервных.
Явную пользу инициативы префекта ЮВАО Владимира Зотова использовать интеллектуальный потенциал студентов и аспирантов подчеркнул, подводя итоги коллегии, первый заместитель префекта ЮВАО Михаил Грибинюченко. Он отметил, что руководители и специалисты продвинулись сегодня в понимании проблем дорожного строительства и надо идти дальше, вперед.
"Московская правда" N63 от 26.03.2007