25 марта 2010
831

Модернизация или подражание?

25 марта 2010, 17:19

Сергей ЧЕРНЯХОВСКИЙ
научный руководитель отделения политологии и заведующий кафедрой общей политологии, экополитологии и глобалистики, профессор Международного независимого эколого-политологического университета, доктор политических наук

Лозунг модернизации привлекателен потому, что перекликается со вполне рациональным и понятным тезисом о приведении дел в соответствие с требованиями времени.

При этом он остается весьма неопределенным потому, что в теоретическом плане под ним понимается нечто иное, нежели в повседневно-рациональном. И в результате дело ограничивается бесконечным обсуждением, либо уходом от "преобразования старого" - то есть движения вперед, к "разрушению старого" - то есть движению назад.

Определенная сложность заключается в том, что в теоретическом плане "модернизация" - это не "совершенствование", а переустройство жизни в соответствии с требованиями модерна. Имеется в виду, что на определенном этапе истории традиционалистское общество сменяется обществом модерна - тем, что называется Новым Временем. С одной стороны, это время рациональности, просвещения и здравого смысла, время промышленного развития и демократических революций. С другой стороны, это время рынка и классического капитализма.

В рамках самой "теории модернизации" под этим термином понимается такое преобразование, при котором иные страны отбрасывают свои старые, традиционные основы жизни и создают общества, подобные современным США, Англии, Франции, Германии - в целом, наиболее успешным странам XX века.

При этом принимается во внимание не столько их сегодняшнее состояние, сколько то положение, в котором они находились к XX веку в плане отношений с остальным миром - тот идеализированный облик, в котором они не столько представали, сколько пытались себя представить.

Реальная модернизация начинается с создания национального производства
С другой стороны, за скобками остается то, что сегодня эти страны все больше уходят от того образа просвещенного мира, который стал складываться как идеал во времена Просвещения. Из собственно модерна они уходят в постмодерн - общество, где распадаются старые ценности, теряется представление об их универсальности и утверждается представление о множественности истин и то, что сегодня получило наименование "морального релятивизма".

Если рассматривать модернизацию в предлагаемых рамках, то она оказывается, прежде всего, требованием установить в модернизируемой стране те формы жизни, которые ведущие европейские страны устанавливали в XVIII-XIX веках. Но при этом она становится по сути не модернизацией, а "вестернизацией", перениманием тех черт, которые свойственны странам Запада - просто потому, что раз они успешны, то стоит перенять их образ жизни, как ты станешь не менее успешным. Это похоже на то, как бедняк из третьего мира при виде богатого туриста в белых брюках уверяется в мысли о том, что стоит ему надеть такие же штаны, как он станет столь же успешным. И абсолютно не принимает во внимание, что путь к белым брюкам нужно начинать с закопченного и пропотевшего рабочего комбинезона.

"Теория модернизации" срисовывает с успешных обществ те или иные внешние черты, умалчивая о необходимости сначала создать содержательные начала, которые в конечном счете обретают свои формальные внешние проявления.

Рыночные отношения стали господствующими лишь в последние триста лет - и лишь благодаря тому, что стали господствующими промышленные формы производства, требующие таких отношений. До этого рыночные отношения в основном сводились к купеческой деятельности - и лишь отвлекали внимание и средства от развития производства.

Демократические революции стали свершаться тогда, когда стало развиваться промышленное производство, когда наука и техника обеспечили промышленную революцию, и третье сословие стало настолько самодостаточным, что смогло бросить вызов абсолютистскому государству и уходящей феодальной аристократии.

Без этого демократические государственные образования Средневековья всегда либо вырождались в олигархии, как в Венеции, либо сменялись тираниями, как во Флоренции, либо приводили к хаосу, как в Речи Посполитой. Ни одна из средневековых демократий не развилась в сильную демократию современности, все последние основой своей имели сильные централизованные государства, в которых абсолютистская власть закладывала основы национального суверенитета и торжества национального производителя.

Демократия начинается не с копирования внешне привлекательных форм иных стран - демократия начинается с развития собственной экономики и собственного производства.

Необходимо отказаться от рыночной мифологии и перейти к созданию пострыночной экономики
Но поскольку современные успешные западные страны имеют целый ряд отличительных черт, то даже в стремлении воспроизвести их успех, воспроизводится спор слепых о том, что есть тигр: усы, хвост, уши, лапы - и так далее.

И этот спор в конечном счете поглощает все усилия, все страсти, все амбиции.

Реальная модернизация начинается с создания национального производства. Причем, более сильного, нежели производство соседа. В противном случае любые модернизационные эксперименты заканчиваются утратой национальной самостоятельности.

Понимать под модернизацией то, что под ней понимает "теория модернизации" - значит вставать на путь ухудшенного и зависимого подобия того, с кого ты хочешь брать пример.

Но все же сущность той, исторической модернизации, как перехода от Средневековья к Новому Времени, была, прежде всего, в технологическом прорыве. В просвещении, развитии науки и техники, создавших основы современных обществ.

Ее сущность в новой ставке на новое просвещение, утверждение новой рациональности - как научно-технической основы нового, уже не промышленного, индустриального, а информационного производства. То есть создание общества, где в производстве доминирует компонент знания, новых технологий.

А для этого нужен, прежде всего, технологический прорыв и создание новых, современных производств. С той лишь поправкой, что "современное производство" - это не воспроизведение где-то существующего производства. Речь идет о создании такого производства, которого еще ни у кого нет. И, соответственно, о волевой аккумуляции и концентрации средств и ресурсов на ключевых направлениях развития, на прорывных участках. А это, в частности, предполагает отказ от рыночной мифологии и создание пострыночной экономики.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

НОВАЯ ПОЛИТИКА (novopol.ru)
постоянный адрес публикации: http://www.novopol.ru/text82822.html

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован