Проблема модернизации российской экономики стала темой Всероссийского делового экономического форума, прошедшего 15 декабря в столичном «Президент-Отеле» под эгидой Международного фонда развития "Евразия".
Открывая форум, президент фонда Дмитрий Лызлов отметил, что данная структура в течение 5 лет развивает президентские программы, в том числе модернизации, не используя для этого государственных средств.
«Модернизация России потребуется не только в области обновления основных фондов и средств, но и сознания», - убеждён Д.Лызлов.
Директор Департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев выразил осторожный скепсис по поводу тех модернизационных начинаний, что запланированы руководством страны на ближайшие годы.
«4% роста ВВП мы в этом году как будто получим, а еще в начале года нам обещали рост не больше 1,6% ВВП. Но когда смотришь цифры Росстата, объявляющего себя «всего лишь калькулятором» в ответ на любые претензии, появляются некоторые сомнения. То рост промышленного производства в феврале составляет 1,8% к февралю 2009-го года, то, по новой методике, он пересчитывается в сумме 8,4%. Если цифра отличается в разы, это уже проблемы статистики. Или производство мяса парного охлажденного в августе – показан рост, а поголовье не изменилось», - указал на некоторые противоречия И.Николаев.
Главным фактором роста в 2010-ом году стал так называемый «эффект отложенного спроса», который потом диктует «восстановительный рост».
«Этот эффект не может продолжаться годами, поэтому я бы на него не расчитывал. У нас худший результат по выходу из кризиса в Большой двадцатке. Риски 2011-го года значительны: причины кризиса сохраняются, США печатает деньги на выкуп облигаций, пузыри исправно надуваются, борьба с излишней спекулятивностью рынков к значимым результатам не приводит ни в мире, ни в России», - считает И.Николаев.
Деловая активность в 2011-ом году будет сдерживаться ростом налоговой нагрузки на бизнес, завышением социальных обязательств.
«Если брать расходы на Чемпионат мира по футболу в России, финансируемый в размере $86,6 млрд, по моим подсчётам, а если сюда же добавить Сочи-2014, Универсиаду в Казани и «Формулу-1», сумма расходов составит около $120 млрд, что составляет 3,7 трлн рублей. Что скажут на эти планы естественные монополии? Российские железные дороги собираются в 2012-ом году проиндексировать тарифы в сторону увеличения на 23%. Я рад за Саранск, в котором 300 тыс. жителей, - у них строится стадион на 45 тыс. зрителей, что на 4 тыс. посадочных мест больше, чем стадион, на котором выступает команда «Челси», однако есть опасение, что подобные планы помешают не просто модернизации, но и экономике в целом», - заключил И.Николаев.
Профессор кафедры финансов и отраслевой экономики Российской академии госслужбы при Президенте РФ Елена Румянцева заявила, что прежде всего надо определиться с тем, что такое модернизация, процесс она или результат, «что следует вообще менять: оборудование или образ чувствования».
«На деле все прекрасные соображения могут кончиться бумаготворчеством, волокитой и коррупцией. Исходить надо из уровня семьи: детские сады в России являются проблемой, дорожные пробки тоже. Модернизация должна начаться именно с решения повседневных проблем, а рассматривать ее следует с точки зрения реального, а не спекулятивного сектора, то есть с точки зрения здравого смысла», - утверждает Е.Румянцева.
В России слишком многое поставлено с ног на голову: вложения в человеческий капитал оторваны от вложений в образование, науку и здравоохранение.
«Само слово «нравственность» упоминается в нашем законодательстве всего 8 раз, а нравственных категорий, между прочим, более двухсот. Если говорить о российских судах, которые должны разрешать дела, сообразуясь именно со здравым смыслом и нравственностью, чаще всего в них побеждает виновная сторона – за счёт напора и дорогих адвокатов. Пострадавшая же сторона загадочным образом – и это видно по результатам слушаний – исчезает, пропадает, умирает, теряет интерес к рассмотрению дела», - констатировала Е.Румянцева.
Профессор Академии труда и социальных отношений Динора Азимова поставила вопрос о возможности превращения традиционного общества в современное, опираясь на многочисленные примеры европейских стран, прошедших модернизацию.
«В России модернизаций было четыре – при Петре Первом, Екатерине Второй, Николае Втором и Иосифе Сталине. Последние две стоили стране в первом случае сокращения населения на одну четверть, во втором – на одну шестую или седьмую часть, точных цифр нет. Такова цена прошлых модернизаций», - сообщила Д.Азимова.
Расходы на здравоохранение в России сегодня составляют 3% ВВП, а в США – 14%, научный потенциал страны в большей части предпочитает работать за границей, а сегодняшняя модернизация объявлена технологической. Жилья для успешной модернизации требуется в три раза больше, чем есть, и одной политической воли для решения данных проблем явно мало.
«Требуется консенсус всего общества, понимающего, какую цену ему придётся платить за модернизацию. Государство же, получив такое согласие со стороны общества, должно стимулировать конкуренцию, открыть страну для инвестиций, обратиться к предпринимательству по обе стороны границы, ввести стимулирующие законы, организовать частно-государственное партнерство таким образом, чтобы частные вложения были максимально защищены, снизить налоги», - перечислила Д.Азимова.
По ее словам, опыт развитых стран говорит о том, что начинать нужно с поощрения коллективных фондов предприятий, объединившихся в консорциумы. Льготное налогообложение применяется к предприятиям не исходя из числа рабочих мест, а из суммы вложенных инвестиций. Также следует предельно упростить регистрацию предпринимателя, свести ее к одному документу в электронном виде. Новообразованные компании в течение всего периода становления не облагаются налогом на добавленную стоимость, заключила Д.Азимова.
Советник ЕврАзЭС Владимир Кашин считает, что пример нужно брать со стран, которые уже прошли модернизацию, в том числе в сфере налогообложения.
«В Мексике доля налогов в ВВП составляет всего 12-13%, а в России – до 40%. Именно поэтому у нас выгодно крутиться вокруг добычи сырья и вообще около государства. В Европе налог на прибыль давно уже вытеснен налогом на добавленную стоимость, а у нас он еще благоденствует, являясь де-факто второй системой госучёта (третья – Росстат)», - заметил В.Кашин.
Сумма собираемого налога на прибыль уже сопоставима с расходами на сбор документов по его уплате. В развитых странах налог на прибыль обнуляется для тех компаний, что вкладывают всю прибыль в модернизацию основных фондов, развитие. Если капитал остаётся в обороте, он не облагается.
«Сегодня оказалось, что цены регулируются и в рынке, воссоздается Госкомцен, принят закон о трансфертном ценообразовании. Но позвольте, если этот закон будет применён, то первыми ответчиками должны стать те самые госкомпании – Газпром, РЖД, Сбербанк, которые нарушали и нарушают его ежедневно», - отметил В.Кашин.
Капитал для госкомпаний не должен быть бесплатным, а облагаться хотя бы по 5%-ной ставке, считает В.Кашин. Только в этом случае модернизация окажется возможной.
И эти, и другие соображения экспертов будут сведены по итогам форума в отдельный документ, который будет представлен высшим исполнительным органам власти Российской Федерации.
// Деловая пресса. Номер 50 (580) от 16.12.2010. http://www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_43_aId_511763.html