Накануне в Тюмени прошло очередное заседание парламентского пресс-клуба "Простые правила", на котором по традиции собираются областные депутаты и журналисты для того, чтобы обсудить в режиме диалога актуальные и спорные вопросы.
Вчерашнее заседание было нетипичным, хотя бы потому, что в качестве собеседников представителей тюменской прессы выступили не думцы, а их "младшие братья" - члены Общественной молодежной палаты при областном законодательном собрании. И обсуждали за круглым столом целесообразность существования этого института, позиционирующего себя не иначе, как законосовещательный орган, призванный решать проблемы молодых. "Общественная молодежная палата: дань моде или тактика практических действий?" - так была сформулирована тема пресс-клуба.
В начале дискуссии вице-президент пресс-клуба, генеральный директор "Радио 7" Анатолий Мокроусов привел цитату Уинстона Черчилля "Не бывший в молодости радикалом не имеет сердца, не ставший в зрелые годы консерватором не имеет разума". Правда, многие не поняли, пытался ли он тем самым проиллюстрировать мотивы молодых людей, идущих в молодежную палату, либо заострял внимание на наличии/отсутствии жизненно важных органов у этой категории молодежи. По окончании пресс-клуба каждый делал свои выводы.
Собравшимся предусмотрительно показали видеоролик о деятельности Молодежной палаты. Это было совсем нелишне, так как многие журналисты, активно следящие за политическими процессами в Тюменской области, впервые узнали о том, чем, собственно, занимается эта палата. Из сюжета стало ясно, что молодежный парламент существует уже год и в основном занимается экспертизой законов области, пытается вносить свои предложения депутатам, а также принимает участие в различных круглых столах и дискуссионных площадках. В палате работают 30 человек на общественных началах, каждый из которых представляет какую-то общественную организацию или молодежное крыло той или иной партии. Председателем палаты недавно была избрана Лилия Колоскова, студентка, член партии "Единая Россия".
Участники выясняли, чем все-таки является палата, - трамплином для молодых политиков или клубом по интересам? Молодые думцы поначалу попытались сразу опровергнуть оба, отнюдь не взаимоисключающих предположения. "Мы не рассматриваем палату как трамплин для молодых политиков. Я пришла сюда не для того, чтобы стать депутатом или в аппарате Думы работать, а для того, чтобы помочь молодежи в решении их проблем", - заявила председатель Молодежной палаты Лилия Колоскова.
К ней присоединился ее коллега: "Молодежные палаты, как и любые общественные органы, - это не трамплин и не элитный клуб, это гражданский институт. Если мы пытаемся построить общество, приближающееся к гражданскому, или государство, приближающееся к правовому, то любой гражданский институт, который создается, тем более при поддержке государственной власти, необходимо приветствовать".
Позже идея о "трамплине" и "элитном клубе" молодым парламентариям даже понравилась. "Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом", - поддержал их депутат Облдумы, победитель "ПолитЗавода" Виктор Буртный.
Журналист Алексей Носиков, заметивший, что Молодежную палату "неосторожно" назвали институтом гражданского общества, попытался развести эти понятия: "Я хотел бы обратить внимание на предлог "при". Гражданского общества не существует при органах власти, "при" это значит придаток какой-то".
Он также выразил свое сомнение в том, что Молодежной палате, даже с условием, что она "при областной Думе", удастся реализовать какие-то свои инициативы. "За пять лет я не помню ни одной законодательной инициативы, которая была бы подана и реализована с подачи общества. Да и сама областная Дума как субъект законодательной инициативы себя проявляла мало - более 90% законов, которые принимаются, инициированы исполнительными органами власти, а Дума их только принимает, - заметил Алексей Носиков. - Поэтому надо отдавать себе отчет, что скорее всего это не дань моде, а дань современной тенденции бюрократического строительства, тенденции создавать видимость гражданского общества и обрастать квазиструктурами, которые якобы демократические".
Один из членов Молодежной палаты с возмущением парировал: "Почему правительство области не называют рекомендательным органом или клубом по интересам? Они точно также выходят с законодательной инициативой в Тюменскую областную Думу, вы сказали сами, что 90% всех законодательных инициатив выходят из правительства. Также законодательные инициативы выходят из Молодежной общественной палаты".
За "блестящую" реплику молодого человека сразу начали извиняться его коллеги по палате: "Конечно, правительство области - это орган, существование которого обусловлено федеральным законом и рассмотрение его инициатив - это обязанность, а не право областной Думы. Мы же просто можем советовать. Параллель эта имеет место, но не нужно толковать буквально".
В дискуссию включилась журналист Наталья Емельянова. "У вас никогда не возникало ощущения, что старшие товарищи и общество, та часть, которая знает о вашем существовании, видят в вас некую карликовую модель Думы большой, такую игрушку, которая в общем-то бесполезна, но может пригодиться в определенный политический период?" - спросила она у представителей молодежной палаты. Заметив, что сегодня очень модно брать молодежь под свое "крыло", дабы оранжевые, розовые и другие цветные идеи не смущали молодые умы, она поинтересовалась, до каких границ распространяется их идеологическая самостоятельность и случалось ли им когда-нибудь вступать в открытые дискуссии с представителями власти.
"Далеко за примерами ходить не надо. Мы были созданы для того, чтобы обращать внимание нашего старшего брата в лице областной Думы на те проблемы, которые затрагивают именно нас. Потому что им все с большой горы не видно, что под ногами там у них творится. А мы в этом живем", - убедительно ответил один из членов палаты.
Вообще, надо заметить, молодые парламентарии очень много говорили, причем не без гордости, о той большой бюрократической работе, которую они проделали: "Нельзя забывать, что когда создается такого рода структура, это, во-первых, очень большая организационная работа, принятие сложных, очень объемных документов, таких, как регламент, положения о комиссиях, это план работы, который требует постоянной доработки. План мероприятий у нас очень насыщенный". Что же касается общественной работы, то о ней от представителей палаты прозвучало крайне мало. Известно лишь, что молодежный парламент проводил опрос общественного мнения среди молодежи, в ближайшем будущем намерен открыть свою общественную приемную и запустить сайт.
Говоря о законотворческих инициативах, представители палаты заметили, что сейчас готовятся предложения об отмене подоходного налога на жилищные субсидии молодым семьям. Журналисты со своей стороны пообещали внимательно следить за судьбой этой инициативы.
В завершении пресс-клуба в адрес молодых парламентариев прозвучало много советов и пожеланий. Эксперты рекомендовали палате быть ближе к народу и стать более узнаваемой. Пожалуй, самое полезное пожелание высказала Нататья Емельянова: "Меньше штампов, формализма, совещаний и круглых столов, больше нормального юношеского максимализма...".
25 мая 2007
Любовь Гордиенко
www.vsluh.ru