16 апреля 2006
1518

Молодежная политика с Николаем Тонковым

В Москве в Центральном Доме журналиста в рамках "Сенаторской гостиной" 4 апреля Николай Иванович Тонков, заместитель председателя комитета Совета Федерации по делам молодежи и спорту, встретился с корреспондентами российских СМИ, сообщает информационное агентство "Росбалт".
Государственная молодежная политика становится важнейшим фактором устойчивого развития страны и общества, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений. По словам Николая Тонкова, в соответствии со стратегией молодежной политики РФ предполагается формирование системы государственных приоритетов и мер, которые создадут условия для успешной самореализации молодежи (в возрасте от 14 до 30 лет) и развития ее потенциала в интересах России. Это важно для социально-экономического и культурного развития, обеспечения конкурентоспособности и укрепления национальной безопасности страны.
- В этой сфере основная задача Совета Федерации как законодательного органа - создание условий для системного решения всех значимых вопросов молодежной политики, обеспечение устойчивой законодательной базы, основанной на наиболее удачных примерах региональной и федеральной практики и мировом опыте, - подчеркнул Николай Тонков.
Член Совета Федерации считает, что, несмотря на схожесть проблем молодежи для всей страны и наличие в принципе единого понимания эффективных механизмов по решению задач, усилия власти на федеральном, региональном и местном уровнях и в разных регионах зачастую разрознены и далеко не всегда скоординированы. Принятие нового федерального закона в этой сфере способно упорядочить молодежную политику на всех властных уровнях и повысить эффективность реализуемых программ. Отвечая на вопросы журналистов, сенатор отметил, что во многом будущее России будет зависеть от того, насколько здоровой и спортивной будет сегодняшняя молодежь. Другими приоритетами программы Тонков назвал защиту прав молодежи и создание условий для ее трудовой и деловой реализации, формирование органов молодежного самоуправления (в 53 субъектах РФ действуют такая форма взаимодействия власти и молодежных объединений, как молодежный парламент, еще в 23 субъектах идет работа по их формированию).
- Это эффективная и действенная форма вовлечения молодежи в системную общественную жизнь, успешно конкурирующая с неформальными молодежными группировками, зачастую радикальными или откровенно криминальными, - рассказал Николай Тонков. - В нашем регионе программа "Ярославское молодежное правительство" действует с 1998 года и объединяет самых активных представителей молодежных общественных организаций, которых в регионе больше 140.


Николай Тонков о новой молодежной политике

4 апреля в Москве в Центральном Доме Журналиста в рамках "Сенаторской гостиной" Николай Иванович Тонков, заместитель председателя комитета Совета Федерации по делам молодежи и спорту, встретился с корреспондентами российских СМИ. Журналистов интересовало отношение сенатора к молодежной политике государства, его видение ситуации и возможные пути решения этих проблем. Вот некоторые темы, которые были затронуты на встрече.

По словам Николая Ивановича, молодежная политика - это целый спектр проблем современного российского общества, включающий в себя формирование здорового образа жизни, вопросы образования, подростковой преступности, трудоустройства молодых специалистов, обеспечения молодых семей жильем и многое другое. В России 39,6 миллионов граждан в возрасте 16 - 30 лет, что составляет 27,3% населения страны. Молодежь -стратегический ресурс нашей страны и создание возможности для развития и самореализации молодого поколения определяет будущие позиции России в мире, ее конкурентоспособность.

Каждая из этих проблем в отдельности важна и значима. Каждая из них заслуживает пристального внимания на всех властных уровнях, и могла бы стать предметом для нашей с Вами встречи. Однако основная задача Совета Федерации, как законодательного органа, - создание условий для системного решения всех значимых вопросов молодежной политики, обеспечение устойчивой законодательной базы, основанной на наиболее удачных примерах региональной и федеральной практики, мировом опыте.

Николай Тонков: "Сегодня на уровне субъектов Федерации создана серьезная база нормативных правовых актов в области молодежной политики. Законы о молодежи действуют в том или ином виде в 75 субъектах Федерации. В Ярославской области, которую я представляю, "Закон о молодежной политике" принят в 1997 г. В регионах действуют целевые программы, направленные на расширение возможностей в области образования, обеспечение жильем молодых семей, стимулирование занятий спортом и так далее. Но федерального закона, регламентирующего вопросы молодежной политики не существует. Отсутствует единое понимание комплекса мер, направленных на решение проблем молодежи. От региона к региону отличается даже трактовка понятия "молодежь". Например, если в большинстве региональных законов установлены возрастные границы от 14 до 30 лет, то в Москве верхняя планка ниже и составляет- 27 лет, в Магаданской области и Мордовии поднята нижняя граница - там молодежью называются граждане в возрасте от 18 до 30 лет. В 8 субъектах Федерации молодежная политика, вообще, никак законодательно не регулируется {Калмыкия, Чечня, Эвенкийский АО, Воронежская, Новгородская, Пензенская и Псковские области). Возможно, подобные различия от региона к региону кажутся не столь значимыми, но согласно Конституции все граждане РФ обладают на ее территории равными правами, и молодым людям независимо от региона должны быть предоставлены равные возможности при получении образования, занятиях спортом или решении жилищных проблем".

Действительно: молодежные проблемы для всей страны схожи, и, в общем, присутствует единое понимание эффективных механизмов по решению целого ряда проблем, усилия на разных властных уровнях и в разных регионах зачастую разрознены и далеко не всегда скоординированы. Разработка единого подхода к реализации таких механизмов на всем пространстве РФ способна значительно повысить их эффективность. В 1999 г. была предпринята попытка сформировать единое правовое поле в области молодежной политики. В то время обеими палатами Федерального собрания был рассмотрен и одобрен закон "Об основах государственной молодежной политики". Но в дальнейшем закон был отклонен Президентом ввиду декларативности подавляющего большинства положений закона. И, по мнению Николая Тонкова, федеральный закон должен давать четкие ответы на вопросы о разграничении полномочий и сфер ответственности федерального центра и местных властей, предлагать действенные и реальные механизмы при решении основных проблем молодежи. Проект Закона образца 1999 г. не вполне соответствовал решаемым задачам. В то же время принятие аналогичного законодательного акта федерального уровня способно упорядочить молодежную политику на всех властных уровнях и повысить эффективность реализуемых программ. Кроме того, по мнению сенатора, очень важно установить единый понятийный аппарат (дать определение понятиям "молодежь", "молодая семья").

"Впоследствии", - говорит Николай Тонков, - "на базе федерального законодательства должна быть произведена унификация законодательства регионального, что позволит повысить эффективность как отдельных федеральных программ, так и воплощение всей молодежной политики в целом. Особенно стоит отметить образование. Если для обеспечения равных возможностей по доступу к образованию для молодежи из малообеспеченных семей определенные шаги предпринимаются (ВУЗы принимают студентов на бесплатной основе, действуют льготы для отдельных категорий граждан и т.д.), то качество образовательных услуг вызывает особое беспокойство.

Сегодня до 25% занятых на рынке труда имеют высшее образование, однако Вт значительном числе случаев это сводится к наличию документа об окончании того или иного учебного заведения. Знания, получаемые в учебных заведениях зачастую в работе неприменимы. При подготовке специалистов ВУЗ, например, заинтересован в будущих преподавателях-теоретиках, тогда как потенциальный работодатель - в сотрудниках-практиках. Такой "разрыв" в интересах участников обучающего процесса приводит к тому, что около 40%-выпускников ВУЗов (1995 - 2005 гг.) никогда не работали по специальности. Разработка механизма взаимодействия учебного заведения и работодателя - также одна из значимых задач молодежной политики".

Тонков также отметил, что формирование у молодежи понимания о необходимости здорового образа жизни - самая сложна из поставленных Президентом задач. Ее решение требует peaлизации фактически всего комплекса молодежной политики, так как проблема алкоголизма и наркомании носит социальный характер и требует не только создания условий для самореализации молодежи, но и значительной работы с общественным мнением, организацией широкомасштабной пропаганды здорового образа жизни, изменений в уголовном законодательстве. И в данном случае, на достижение цели по оздоровлению нации работают как стимулирующие, так и профилактические меры. С одной стороны, Правительством РФ 11 января 2006 г. утверждена федеральная целевая программа "Развитие физической культуры спорта в РФ на 2006-2015 гг", предусматривающая наряду с реконструкцией спортивных объектов и развитием спортивной инфраструктуры по месту жительства проведение разъяснительной работы в молодежной среде С другой стороны, разработаны и вынесены на рассмотрение изменения в федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах", увеличивающие возраст, при котором детям будет оказываться медицинская помощь без их согласия, но по просьбе или с согласия родителей с 15 до 16 лет. И это лишь отдельные примеры комплексного подхода к реализации поручений Президента. Сочетание мер по расширению возможностей занятий спортом и ограничена распространения наркомании алкоголизма даст позитивны результат.

Газета "Северный край" 06.04.2006
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован