В период острой фазы мирового финансово-экономического кризиса 2008 – 2009 гг. невысокая эффективность классических инструментов денежно-кредитной политики[1] вынудила денежные власти США прибегнуть к нестандартным мерам поддержания финансовой стабильности и стимулирования экономического роста.
В частности, для сохранения устойчивости финансовой сферы и преодоления экономического спада монетарные власти США стали активно использовать механизм эмиссионного фондирования, официально провозгласив политику так называемого «количественного смягчения» (Quantitative Easing - QE).
В США в начале кризиса основной целью данной кредитно-денежной политики было преодоление «ловушки ликвидности», в которую попала американская экономика после того, как ФРС США, 16 сентября 2008 г. снизила ставку по федеральным фондам (Federal funds rate) до рекордно низкого уровня в диапазоне от 0 до 0,25%.
Соответственно был зафиксирован и самый низкий уровень эффективной ставки, отражающей реальную стоимость кредитных ресурсов на рынке, которая в конце сентября 2008 г. составляла 0,14%.[2]
Такой уровень ставки по федеральным фондам и эффективной ставки оказались самыми низкими в экономической истории США с середины 60-х годов прошлого столетия.
Инициатором политики количественного смягчения считают бывшего главу ФРС Бена Бернанке. По его указанию была разработана монетарная стимулирующая программа количественного смягчения, которая получила название «крупномасштабная покупка активов» (Large-scale Asset Purchase LSAP), основными финансовыми инструментами которой стали:
Фактически, политика QE является эмиссией необеспеченных электронных денег и рассматривается денежными властями как экстренная временная мера для выхода из финансового кризиса и стимулирования экономического роста.
В рамках проведения политики монетарного стимулирования экономики в США в кризисный и посткризисный период были разработаны, приняты и реализованы три программы количественного смягчения (Quantitative Easing - QE) – «QE 1», «QE 2» и «QE 3»
Первая программа количественного смягчения «QE 1»
Первая программа количественного смягчения «QE 1» начала осуществляться в США в ноябре 2008 г. после банкротства крупного инвестиционного банка «Lehman Brothers Holdings, Inc.» и имела целью недопущение краха и финансового коллапса других крупных американских корпораций, государственных агентств, частных банков и предприятий.
В этот период появился новый специальный международный финансовый термин «too big to fail», который переводится ка «слишком большие, чтобы обанкротиться».[3]
Этим термином стали обозначать крупные национальные финансовые учреждения, банкротство которых в силу масштабности их деятельности может иметь катастрофические последствия для финансовой системы и экономики в целом.[4]
К концу 2008 г. в сложной финансовой ситуации оказались другие ведущие американские транснациональные и инвестиционные банки, в том числе – «Merril Lynch & Co.», «Goldman Sachs, Inc», «Morgan Stanley», «Bear Stearns Companies, Inc.» и др.
На грани банкротства была «American International Group», Inc.» (AIG) – ведущая американская страховая корпорация, один из мировых лидеров в области личного и имущественного страхования.
Для спасения от банкротства страховой корпорация AIG правительством было принято решение о выделении ей финансовой помощи в размере 182,5 млрд долл., в том числе 85 млрд долл. в форме прямого кредита ФРС.
Взамен на предоставленную финансовую помощь государству было передано 79,9% акций страхового гиганта.
Серьезные финансовые проблемы были у крупнейших американских ипотечных компаний таких как «Fannie Mae» (Федеральная национальная ипотечная ассоциация) и «Freddie Mac» (Федеральная корпорация жилищного ипотечного кредита),
По состоянию на 31 марта 2008 г. портфель ценных ипотечных бумаг «Fannie Mae» составлял 722,8 млрд долл., объём гарантированных компанией долговых обязательств — 2,97 трлн долл.
Портфель ипотечных облигаций «Freddie Mac» составлял 709,8 млрд долл., объём гарантированных ею долговых обязательств — 1,44 трлн долл.[5]
На фоне ипотечного кризиса, ценные бумаги этих компаний с января по июль 2008 г. потеряли свыше 80 % своей стоимости.
С целью не допустить финансового краха ведущих государственных американских ипотечных компаний «Fannie Mae» и «Freddie Mac» правительство США вынуждено было принять решение об их срочной финансовой санации.
Спасение от краха крупнейших ипотечных компаний США администрацией осуществлялось путем:
Руководители ипотечных компаний «Fannie Mae» и «Freddie Mac» 7 сентября 2008 г. были отправлены в отставку и контроль за деятельностью этих компаний взяло на себя Федеральное агентство по жилищному финансированию.
Коме того ФРС США объявило о выкупе выпущенных этими компаниями ипотечных облигаций на общую сумму в 1,25 трлн долл.
При выкупе облигаций денежные власти США столкнулись с проблемой реальной оценки активов компаний, на балансе которых скопилось значительное количества деривативов.
В условиях парализованного и неликвидного рынка производных долговых обязательств отсутствовали методы возможной оценки стоимости ипотечных ценных бумаг. Многие из них тогда не стоили и четверти своего номинала, а стоимость некоторых финансовых активов было трудно оценить.
Для решения этой задачи в конце 2008 г. ФРС была разработана специальная методика, которая получила название «mark-to-market» (MTM), в которой были изложены правила оценки производных финансовых инструментов.
По новым правилам все деривативы делились на три категории. К первой категории относились ценные бумаги, которые торгуются на фондовом рынке и соответственно имеют рыночные котировки. Это в первую очередь относится к так называемым биржевым деривативам.[6]
Ко второй категории — финансовые инструменты без рыночных котировок, их стоимость рассчитывается по специальной формуле, которая основана на сравнении этих финансовых активов с аналогичными ценными бумагами, имеющими рыночные котировки.
К третьей категории относились финансовые активы, у которых нет ни котировок, ни похожих аналогов, поэтому их оценка осуществлялась на экспертном уровне.
Таким образом, вложения ФРС в долговые бумаги ипотечных компаний, прямые кредиты ФРС и другие формы эмиссионного фондирования уже в декабре 2008 г. составили более 1 трлн. долл., хотя еще годом ранее подобные финансовые вложения ФРС не осуществлялись.
Первая стимулирующая программа «QE 1» была завершена через год в декабре 2009 г. За время ее реализации ФРС было выкуплено обесцененных ипотечных облигаций и других долговых обязательств компаний и банков на общую сумму в 1,7 трлн. долл. США, что позволило избежать их финансового банкротства.
При этом баланс ФРС США увеличился с августа по декабрь 2008 г. в 2,4 раза, примерно с 930 млрд. долл. до 2,2 трлн. долл.
Увеличение эмиссионного фондирования привело к росту денежной массы, объем которой в период с января по сентябрь 2009 г. увеличился до 8,3 трлн. долл. Коэффициент монетизации американской экономики возрос с 54% в 2008 г. до 60% в 2009 г.
По мнению экспертов основным положительным эффектом реализации программы «QE1» было спасение от банкротства крупных американских банков, ипотечных и страховых компаний.
При этом стимулирующий эффект эмиссионного фондирования оказался недостаточным для преодоления ипотечного кризиса и выхода экономики СЩА на траекторию роста.
Андрианов Владимир
Профессор МГУ, д.э.н., академик РАЕН,
бывший помощник Председателя Правительства РФ
[1] К традиционным методам денежно-кредитной политики относятся изменения целевой межбанковской ставки, операции на открытых рынках, изменения ставок резервирования и др.
[2] Валентин Катасонов. Игры вокруг процентной ставки Федерального резерва. «Всесоветник» интернет журнал, октябрь 2017 г.
[3] Andrew Ross Sorkin. Too Big to Fail: The Inside Story of How Wall Street and Washington Fought to Save the Financial System — and Themselves). Hardcover,
Published by Viking, October 20th 2009, 600 pages.
[4] Базельским комитетом по банковскому надзору были подготовлены рекомендации относительно регулирования организаций «too big to fail», в том числе применения повышенных требований к достаточности капитала и повышения прозрачности банковских операций.
[5] Unconventional Choices for Unconventional Times: Credit and Quantitative Easing in Advanced Economies. International Monetary Fund, IMF Staff position note, SPN/09/27, Prepared by the Research and Monetary and Capital Markets Departments, November 4, 2009.