07 октября 2011
3374

Моногорода - предложения по комплексному решению проблемы

В.А.Гамза, А.Н.Ряховская,
Финансовый университет при Правительстве РФ

Программа индустриализации страны как главная цель развития Советского Союза на определенном этапе потребовала создания компактных городов-заводов. В результате в европейской, уральской и сибирской частях России были построены сотни моногородов (более 40% всех городов) и монопрофильных поселков городского типа (более 60% всех поселков). Такой подход в тот период оказался эффективным с точки зрения решения задач индустриализации и территориального размещения производительных сил, концентрации трудовых ресурсов и социального обеспечения населения.

Однако за последние 30-40 лет в России произошли глобальные структурные общественно-политические, социально-демографические и финансово-экономические изменения. Большая часть городов-заводов, имея огромную социальную нагрузку в результате старения населения и теряя конкурентоспособность в силу запредельного износа основных средств и использования устаревших технологий, перестала быть рентабельной и не имела возможности накопить или привлечь инвестиционные ресурсы для модернизации.

Частные собственники градообразующих предприятий (как правило, их бывшие руководители), получив в 90-е годы сильно недооцененные и незагруженные предприятия, воспринимали их восстановительный рост в постдефолтный период как результат своего "эффективного" управления. На самом деле рост выпуска продукции обеспечивался экстенсивным расширением производства и значительным увеличением кредиторской задолженности, а текущая рентабельность - существенным ростом цен за счет потребительского бума, стимулируемого потребительским кредитованием, в том числе и самими предприятиями.

В условиях мирового финансово-экономического кризиса большинство городов-заводов сразу же стали низкорентабельными либо убыточными в силу резкого сокращения сбыта и относительного роста накладных расходов, в том числе за счет сохранения значительной социальной нагрузки. В моногорода перестала поступать часть избыточной экспортной сырьевой ренты, которую они получали в процессе ее перераспределения в российской экономике. Кредиторская задолженность стала непомерной для обслуживания в условиях сократившейся (иногда - в несколько раз) денежной выручки предприятия. Возобновившийся в расчетах бартер, а также снижение и задержка зарплаты лишь усугубили ситуацию.

Учитывая, что монопрофильные города и поселки городского типа в докризисный период создавали около 40% ВВП и формировали более 50% региональных и муниципальных бюджетов, необходимо принятие неотложных мер по модернизации, полной реструктуризации или банкротству градообразующих предприятий. Такая колоссальная работа не может быть эффективно проведена автономно по каждому отдельному предприятию - требуется комплексный государственный подход, позволяющий решить инфраструктурные социально-экономические задачи в рамках всей страны.

Полагаем, что единую государственную программу модернизации градообразующих предприятий можно квалифицированно (на основе глубокого анализа широкого массива информации о состоянии моногородов) подготовить и системно, в сжатые сроки и эффективно реализовать путем создания специализированного государственного агентства. Данному агентству могут быть установлены следующие функции:
o системный мониторинг социального, экономического и финансового состояния градообразующих предприятий монопрофильных городов и поселков;
o разработка и реализация государственной программы и целевых проектов социально-экономической модернизации моногородов;
o контроль реализации мер государственной поддержки моногородов и градообразующих предприятий;
o организация реализации в моногородах государственных, в том числе венчурных, программ развития малого и среднего инновационного бизнеса;
o осуществление прямого антикризисного управления моногородами;
o санация и реструктуризация градообразующих предприятий;
o выкуп, санация, реализация или банкротство проблемных активов градообразующих предприятий;
o реализация процедур банкротства градообразующих предприятий с использованием механизма, подобного используемому Агентством по страхованию вкладов при банкротстве кредитных организаций.

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован