В самой мирной до недавних пор республике Северного Кавказа ширится недовольство коренного населения повальным возведением монументов, восхваляющих завоевание исконных земель адыгов Российской империей. Это недовольство подогревается постоянными заявлениями различных политиков о целесообразности объединения, а точнее, возвращения республики в лоно Краснодарского края. До кровопролития, к счастью, не дошло, но, как часто бывает, предвестником войны настоящей может стать развернувшаяся в обоих регионах "война памятников"
Когда в позапрошлом году в черноморском поселке Лазаревском был водружен на постамент перед железнодорожной станцией бюст царскому адмиралу Лазареву, это вызвало волнения среди живущих на побережье немногочисленных адыгов-шапсугов (См. "Памятник войне", "Известия" от 02.08.2003). Против установки бюста адмиралу Лазареву высказался тогда президент Адыгеи Хазрет Совмен: "Нельзя ставить памятник царскому флотоводцу, чье имя связано с неоправданной жестокостью, проявленной в борьбе против адыгов. Это не может не тревожить незаживающих ран. Что было, то было, и война - дело прошлое. Сейчас наши народы живут в мире. И я надеюсь, что совершившие ошибку с восстановлением памятника вовремя осознают ее". Но скульптура все же была торжественно водружена при поддержке властей Сочи и Краснодарского края. Адыги-шапсуги назвали этот шаг "миной замедленного действия", припомнив соседям, с которыми десятилетия прожили в мире и согласии, затаенные обиды. По утверждениям шапсугов, Устав Краснодарского края "юридически лишил их исконных земель", поскольку 2-я статья основополагающего документа гласит: "Краснодарский край является исторической территорией формирования кубанского казачества, исконным местом проживания русского народа, составляющего большинство населения края". "А про то, что побережье было исконным местом проживания полумиллиона шапсугов, большая часть которых была уничтожена корабельной артиллерией и морскими десантами адмирала Лазарева, а уж потом на захваченные благодатные земли заселились казаки, в Уставе края не сказано ни слова!" - возмущался председатель организации "Адыгэ Хасэ" причерноморских шапсугов Маджид Чачух.
"Геноцид продолжается"
"Мина", заложенная два года назад, едва не взорвалась в начале этого года. Сначала губернатор Краснодарского края Александр Ткачев заявил о целесообразности объединения двух регионов, потом в довольно оскорбительной для адыгов форме об этом же высказался главный федеральный инспектор в Краснодарском крае и Республике Адыгея Анатолий Одейчук. В Майкопе тут же был создан Комитет защиты статуса республики. От трехмилилонной зарубежной адыгской (черкесской) диаспоры стали поступать телеграммы в поддержку суверенитета Адыгеи. Очередным плевком в душу адыгов стала установка 7 апреля памятника казаку-основателю земли Кубанской в самом центре Краснодара, аккурат напротив администрации края. Выступая на открытии памятника, губернатор Александр Ткачев заявил: "Казаки высадились на совершенно безлюдную землю, стали сеять хлеб, рожать детей". Это заявление вызвало бурю возмущения в Адыгее. "Александр Николаевич, видимо, забыл, что Екатерина Вторая пожаловала в 1792 году казакам Черноморского войска земли, где веками жили черкесы (адыги), это стало первым шагом к вытеснению коренного населения с их исконных земель", - сказал в интервью "Известиям" президент Адыгеи Хазрет Совмен.
В Адыгее стали поднимать давний вопрос об установке памятника жертвам Кавказской войны, или Русско-Кавказской войны, как ее в последнее время называют в республике. Правда, поспешность в стремлении установить "ответный" памятник обернулась низкими художественными достоинствами почти всех представленных проектов. По словам Хазрета Совмена, "необходимо осознать, что памятник такого рода по своему идейному содержанию не должен кого-либо осуждать или разоблачать".
Апогеем войны памятников между двумя соседними регионами стала попытка установить на прошлой неделе памятник святителю Николаю Чудотворцу в Майкопе. Его строительство затеял Российский благотворительный фонд Святителя Николая Чудотворца при поддержке пропрезидентской партии "Единая Россия". Памятник общей высотою 9 метров должен был быть сооружен к 11 августа, дню рождения святителя. Однако против возведения памятника стали протестовать общественные организации Адыгеи. По словам народного художника Абдуллаха Берсирова, "фигура угодника символизирует не только крест, но несет в себе также мощное идеологическое начало, подобное духу имперской России XIX века, который не может быть воспринят однозначно". Раскинутые руки Николая Чудотворца, по мнению адыгов, напоминают контуры царского ордена "За покорение Кавказа". Кроме того, в Майкопе, где подавляющее большинство населения составляют русские, и без того переизбыток христианской символики.
С этим не согласен архиепископ Майкопский и Адыгейский Пантелеимон, который отметил, что памятник не нарушает чьих бы то ни было этических и морально-культурных устоев. При этом церковный иерарх подчеркнул, что Адыгея - многоконфессиональная республика, и православие, как религия, призывающая к веротерпимости, никогда не пойдет на конфронтацию, а будет искать приемлемый компромисс. Несколько дней подряд общественники пикетировали стройку, развесив у постамента плакаты "Совмен, опомнись!", "Совмен! Адыгея - светская республика, а не монастырь!", "Пивоваров (мэр Майкопа - "Известия") - разжигатель национальной розни", "Единая Россия" - развал России". Наличествовал также плакат от общественного движения "Черкесский конгресс" - "Stop continue the genocide" ("Остановить продолжение геноцида").
Тема геноцида в последнее время вновь стала подниматься в Адыгее. В июне "Черкесский конгресс" направил обращение спикеру Государственной Думы Борису Грызлову с требованием признать геноцид адыгского народа со стороны Российской империи, подобно тому, как Госдума в начале года признала геноцид армянского народа в 1915 году со стороны Османской Турции. Сомнительно, правда, что думцы осмелятся принять подобное решение, скорее всего, обращение "Черкесского конгресса" даже не будет вынесено на обсуждение.
- Когда нас упрекают в том, что нас, адыгов, мало, и пытаются использовать нашу малочисленность, - заявил председатель общественного движения Мурат Берзегов, - мы говорим о том, почему нас мало - о геноциде 19-го века, когда было уничтожено и депортировано более 90% коренного населения.
Общественная организация "Адыгэ Хасэ" в пылу страстей потребовала снести памятники русским полководцам Суворову, Зассу и Лазареву в Краснодарском крае, переименовать населенные пункты, названные в их честь, запретить празднование юбилеев казачьих станиц, городов Майкопа и Сочи, построенных "на завоеванных царской Россией землях". Особенно ненавистен адыгам генерал Засс, который любил коллекционировать головы черкесов. Про него говорят: "Гестапо отдыхает".
Под давлением общественности мэр Майкопа Николай Пивоваров приостановил в прошлую пятницу строительство памятника Николаю Чудотворцу. Пикетчики выдвинули условие: мэр должен найти средства на строительство памятника жертвам Кавказской войны, а на уже имеющемся постаменте установить памятник Лермонтову, участнику Кавказской войны, чтобы не было обидно ни русским, ни адыгам.
В четверг Николай Пивоваров принял таки решение, устраивающее всех: памятник православному святому Николаю Чудотворцу будет установлен при въезде в Майкоп у Мемориального комплекса воинам, погибшим в ходе боевых действий в Чеченской Республике и других локальных конфликтах 20-го века - рядом с храмом Георгия Победоносца.
СВЕТЛАНА ТУРЬЯЛАЙ
Kuban.info
21.07.2005
http://www.governors.ru/?regmode=regions®ion=0&okrug=&razdel=search&statja=4194