На смертях ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны хотят нажиться. В этом уверен начальник Бюро судебно-медицинской экспертизы Томской области Сергей Кладов. Сейчас в патолого-анатомическом отделении областной клинической больницы располагается еще и одно из подразделений его службы. Но, с позволения областной власти, землю, похоже, придется делить натрое...
Вопрос встал насчет зала для прощания с усопшими. Томский филиал Военно-мемориальной компании предложил администрации Томской области провести в нем ремонт. После чего обязался бесплатно предоставлять его родственникам умерших участников ВОВ. "Белый дом" объективно не мог не отказаться. Но Сергей Кладов говорит, что договорные отношения были нарушены - ремонта как не было, так и нет, а скорбящим, вне зависимости от того, ветеран умер или вовсе не служивый, - за зал приходится отдавать по 850 рублей. Кроме того, вокруг зала развязалась местечковая войнушка. Если ситуация будет развиваться так и дальше, людям придется брать справки о смерти прямо у кабинетов, где проводятся вскрытия...
Гибель системы
Октябрьское подразделение Бюро судебно-медицинской экспертизы работает в этом здании с 1994 года. Но юридически даже полноценным арендатором не является. То есть арендует ряд площадей непосредственно в морге. А зал для прощания - территория ОКБ. Как и "прихожая". Когда входишь внутрь, сразу попадаешь в регистратуру. В ней работают сотрудники бюро. Площадь общая лишь формально - документально полностью приписана больнице.
До недавнего времени судмедэкспертов с земли никто не гнал. Они даже работу максимально точно организовали. Людям не приходится звать помощников, чтобы выносили гроб, и даже спускаться за телом в холодильник, как это, например, происходит в городском морге в СибГМУ. Все делают санитары. Гроб выносят из "кулуаров", прямо в ритуальный зал - объективно никаких животрепещущих "пейзажей" скорбящие не видят. Удобно и с регистратурой - это совершенно отдельная комната сразу у входа. Опять же - ничего пугающего. Что происходит теперь?
- Фактически разрушают систему, проверенную временем, - уверен Сергей Кладов. - Ритуальный зал и "прихожую" регистратуры арендует ООО "Военно-мемориальная компания". И делить с нами не собирается. Нам говорят, чтобы мы переносили проход к регистратуре, делали через гараж. То есть и через коридор, по которому мы завозим в холодильник трупы. Вскрытия идут буквально за дверью. Но, во-первых, гараж - закрытая территория, через нее проходить людям просто не позволят. Во-вторых, это неэтично: как можно, чтобы люди шли буквально через трупохранилище?!
Еще большая проблема с ритуальным залом. По словам Кладова, Военно-мемориальная компания уже не позволяет работникам бюро использовать его для выноса трупов.
Единственный возможный выход - выдавать тела через подвал. То есть прямо на площадь перед входом в морг. Кроме того, в подвал с улицы ведет не лестница, а покатый пандус. Зимой очень скользко - спуститься вниз еще можно, а вот подняться, да еще и с гробом, уже никак. Все это вместе, по мнению Сергея Юрьевича, приведет только к одному: к социальному недовольству.
Подарок ветеранам
- По моей информации, коммерсанты хотят здесь открыть еще один магазин с ритуальными принадлежностями, - продолжает начальник бюро. - Один - филиал "Белого ангела" - работает почти с самого открытия Октябрьского подразделения. Но разговоры идут о том, чтобы предоставлять ритуальный зал только тем гражданам, которые воспользуются магазином Военно-мемориальной компании. К тому же за деньги всем поголовно, а не как было обещано областной власти - родственникам умерших ветеранов и инвалидов войн бесплатно. Хороший подарок к 60-летию Победы!
По словам заведующего Октябрьским подразделением Бюро судебно-медицинской экспертизы Геннадия Загулова, зал стоит определенную сумму уже с 11 апреля. Именно тогда началась аренда. В то же время Сергей Кладов давно выходил на главврача ОКБ Бориса Серых с предложением о соаренде зала. Но тот категорически отказался. Хотя и ремонт можно было провести уже давно.
- По большому счету, нам бы это ни во что не обошлось, - говорит Кладов. Сделали бы все за счет спонсоров.- Но если говорить о суммах, то в ремонт нужно вложить всего 10 - 15 тысяч рублей. Купить шторы, поставить нормальные лавки. Предпочли Военно-мемориальную. Но за три месяца, которые она формально делит с нами площади, не сделано ничего.
Стадия переговоров
В то же время договор между Томским филиалом Военно-мемориальной компании, администрацией Томской области и мэрией о предоставлении ритуальных услуг уже заключен. Об этом заявил заместитель директора филиала Наиль Бекмухаметов. Он так же сказал, что областная власть уже дала разрешение на составление договора аренды зала.
- Хотим сделать нормальный ритуальный зал, - Бекмухаметов продолжает, - чтобы соответствовал стандартам. Но пока все на стадии переговоров. О том, сколько денег вложит Военно-мемориальная компания в ремонт, заместитель директора не говорит - коммерческая тайна. Зато рассказывает о том, что ветеранам ВОВ и прочих войн будут предоставляться скидки в пятьдесят процентов на услуги помещения. Странную рокировку от "совсем задаром" до "в полцены" Наиль Нурулович не объясняет. Что до взаимоотношений с Бюро судмедэкспертизы...
- Мы землю делить не собираемся, - объясняет их он. - Регистратура как работала, так и будет работать. Просто отремонтируем помещение. Чтобы людям было удобно.
Однако через ритуальный зал сотрудники бюро тела выдавать все-таки не будут. Дескать, заносят-то через подвал. Вопрос, каким образом будут гробы наверх по пандусу зимами вкатывать, остается открытым.
Отложенное решение
Главный врач ОКБ Борис Серых честно признается, что ему в этом конфликте особо разбираться неохота. Поручение предоставить в аренду ритуальный зал он получил сверху. То есть из "БД". Но по совести надо было вообще попридержать коней и отложить решение вопроса.
- Дело в том, что сейчас в Области создается новая служба - патологоанатомическое бюро, - комментирует сложившуюся ситуацию главврач. - И площади, о которых идет речь, будут переданы именно ей. Поэтому я и не стал подписывать договор об аренде с Бюро судмедэкспертизы. Зачем мне распоряжаться площадями, если они вот-вот перестанут быть моими?
Тем не менее, по словам Бориса Тимофеевича, на него "нажали", и решать территориальный спор самостоятельно ему не пришлось. В письменном объяснении на имя начальника департамента здравоохранения Томской области Альберта Адамяна главврач свою позицию изложил. Тот вроде бы с ним согласился (самого Альберта Тиграновича в Томске сейчас нет). То есть пока вопрос в подвешенном состоянии, решение его отложено до создания нового бюро. Однако, по словам Геннадия Загулова, военно-мемориальная компания ведет себя относительно ритуального зала уж слишком браво. Будто никаких "нет" и быть не может. До прямых стычек дело не дошло, но:
- нам меньше всего нужна война, - говорит Сергей Кладов. - Она, в первую очередь, отразится на родственниках усопших.
Как стало известно "ВТ", вся документация по создаваемому патологоанатомическому бюро гуляет сейчас где-то в кабинетах областной администрации. Точная дата появления на свет новой структуры пока не определена.
www.bsm.tomsk.ru
08.12.2007