Рубить и строить
Мосгордума отказалась вчера изменять столичный закон "О регулировании градостроительной деятельности на территориях природного комплекса города Москвы", позволяющий застраивать столичные парки. Депутаты фракции "Единая Россия", составляющие подавляющее большинство в Мосгордуме, уже не первый раз отказываются закрыть лазейки в городском природоохранном законодательстве. Аргумент всегда примерно таков: если полностью запретить строительство, природу нельзя будет и защитить.
Действующий закон, в частности, устанавливает пять режимов градостроительной деятельности, которые столичные власти имеют право устанавливать на территории природного комплекса. Самый строгий режим No 1 практически полностью запрещает работы в парке, разрешено только восстанавливать нарушенные природные объекты и реставрировать историко-культурные памятники. Второй режим уже более либеральный (например, позволяет ограниченное строительство новых объектов, необходимых для содержания территории). А самые приятные для потенциальных застройщиков парков режимы - No 4 и 5. Четвертый режим, например, позволяет формировать новый парк, вырубив старый, а пятый - даже новое жилищное, общественное и офисное строительство.
Разумеется, есть ограничения: скажем, при возведении дома нужно получить справку об экологической безопасности и оставить под зеленые насаждения не менее 70% территории. Что вряд ли можно назвать сильным ограничением для застройщиков. Кроме того, режимы No 4 и 5 нельзя установить на всей площади особо охраняемой природной территории (ООПТ - городские парки с самым строгим природоохранным статусом). Но на часть площади ООПТ их распространить позволительно.
Внести поправки в закон о регулировании градостроительной деятельности, принятый в 1998 году, предложил лидер фракции "Яблоко - Объединенные демократы" Сергей Митрохин. Он предложил вообще отменить режимы No 4 и 5 на территориях ООПТ. И привел пример их недобросовестного использования: сейчас в правительстве Москвы в соответствии с действующим законом разрабатывают планировку участков парка "Москворецкий" (об этом "Газета" писала 4 сентября и 4 октября). "В районе Крылатской поймы, где собрана почти вся Красная книга Москвы, предполагается построить крупные спортивные объекты и гостиничный комплекс", - возмущался депутат.
"Мы не можем принять закон об одном "Москворецком", - заявил в ответ единоросс Михаил Москвин-Тарханов. - Получится, что одной рукой мы охраняем, а другой - рушим". По его мнению, полный запрет на строительство в ООПТ не позволит, например, реставрировать и поддерживать в должном состоянии исторические усадьбы. "Но ведь реконструкция памятников и строительство необходимых для работы парков объектов разрешены другими режимами", - парировал Митрохин. Тем не менее Мосгордума провалила его законопроект в первом же чтении.
Схожая история случилась на заседании столичного парламента ровно неделю назад. Митрохин пытался поправками в городские природоохранные законы полностью запретить правительству Москвы своими постановлениями корректировать границы природного комплекса - когда от парка отрезается кусок земли, который впоследствии может быть передан под застройку (об этом "Газета" писала 11 октября). Однако Мосгордума проголосовала тогда против с той же формулировкой: полный запрет только навредит. "Что будет, если астероид упадет в природную зону? - вопрошал единоросс Александр Крутов. - А мы его даже пальцем тронуть не сможем". На этот раз аргументация была, конечно, более убедительной. Но сути это не меняет: вырубать и застраивать столичные парки ничего, по сути, не мешает.
МАТВЕЙ МАСАЛЬЦЕВ
18.10.2007
Газета
http://www.mitrohin.ru/index.phtml?id=901